Информационная безопасность и деятельность средств массовой информации
Утвержденная Президентом РФ В. Путиным 9 сентября 2000 года Доктрина информационной безопасности РФ служит основой для разработки государственной политики в информационной сфере.
В осуществлении информационной безопасности России огромную роль играют средства массовой информации, призванные обеспечивать свободный доступ граждан к информации.
В связи с этим возникает необходимость научной разработки совершенствования структуры и системы средств массовой информации России в целях удовлетворения конституционных прав российских граждан. В этих целях предлагается провести мониторинг средств массовой информации, в результате которого будут разработаны:
· o параметры информационных ресурсов России;
· o роль государственных, частных и общественных средств массовой информации, их взаимодействие, угрозы плюрализму и опасность монополизма в информационной сфере;
· o модель осуществления доступа граждан к информации и угроз целостности информационного пространства России;
· o модель угроз информационной безопасности РФ и путей их преодоления в структурном, техническом, экономическом, правовом и политическом аспектах;
· o модель возможных ограничений доступа к информации в целях защиты национальной безопасности, обороны, международных отношений, общественного порядка, предотвращения преступных и террористических акций, защиты частной жизни и критериев их оценки;
· o будут очерчены контуры национальной политики в сфере массовой информации и коммуникации.
Чтобы дать научное определение методов и методики оценки угроз конституционным правам и свободам человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечения духовного обновления России, сохранения и укрепления нравственных ценностей общества, традиций патриотизма, культурного и научного потенциала в стране, необходимо, в первую очередь, определить пути осуществления конституционных прав и свобод человека и гражданина в сфере информации.
Для этого требуется изучить тенденции развития доступа к информации граждан разных социальных категорий и разных географических регионов.
Предлагается программа исследования информационной ситуации в России. Необходимо определить параметры информационных ресурсов России и средств доступа к ним, изучить состояние издательского дела, выпуска газет, журналов, доступа к информационным радио- и телепередачам, к Интернету на региональном, губернском (областном, краевом, республиканском) уровнях и провести сравнительные исследования тенденций развития за последние 10 лет по регионам.
Необходимо выделить в отдельные категории и в отдельные разделы исследования технических средств доставки информации и качества информационного продукта, доступного населению по нескольким параметрам: доступ к информации местной, губернской, региональной (в рамках каждого из семи регионов), общероссийской и международной и соотношение этих направлений в доступных населению информационных продуктах.
Отдельно рассматриваются несколько категорий получателей информации - руководящие кадры всех уровней, преподаватели вузов и школ, руководители предприятий, бизнесмены, молодежь, школьники и студенты, разные категории работающих, пенсионеры с целью измерения доступа этих слоев и групп населения к СМИ.
Другое направление связано с изучением типологии СМИ и их содержания с точки зрения развития духовной жизни России, морального и этического сознания общества, традиций патриотизма и гуманизма.
Следует уделить особое внимание изданиям, посвященным культуре и науке, выяснив тенденции их развития в количественном и качественном отношении.
Специально будет изучена проблема монополизма и плюрализма в СМИ, поскольку концентрация собственности в сфере СМИ ограничивает возможности ознакомления с различными точками зрения и позволяет крупным концернам осуществлять манипулятивные акции по отношению к общественному мнению.
Разработка модели доступа к информации и выявления угроз плюрализму информации является одним из важных шагов для выработки рекомендаций относительно своевременного бесперебойного обеспечения населения достоверной информацией.
Для выяснения степени и количества нарушений со стороны СМИ в отношении точности и правдивости информации необходимо изучить судебные иски к СМИ со стороны учреждений, юридических лиц и отдельных граждан по обвинению в клевете и оскорблении личного достоинства.
Таким образом, в результате этих исследовательских процедур определяются модель и концепция доступа к информации и угроз в этой области для граждан и для национальных интересов, и устанавливаются показатели и категории угроз, их характеристики и зависимость этих показателей от взаимодействия различных включенных в модель факторов.
Следующий этап предполагает разработку методов обеспечения доступа всех слоев населения к достоверной, точной и правдивой информации, что призвано поставить преграду угрозам осуществления конституционных прав и свобод.
Угрозы информационной безопасности дифференцируются по категориям (технические, качественные, количественные, политические, идеологические), что потребует серьезного мониторинга информационного рынка в течение определенного времени и исследования тенденций за последнее 10-летие. На этой основе будут предложены методы и способы решения проблемы.
Особое место уделяется анализу информационного обеспечения государственной политики РФ и разработке модели информационного обеспечения государственной политики РФ.
Следует проанализировать доступ граждан к информации о государственной политике РФ, уделяя особое внимание тем шагам Президента и Правительства РФ, которые были предприняты для того, чтобы открыть доступ к информации о деятельности государственных структур РФ. В частности, следует изучить те сайты в Интернете, которые уже созданы - сайт Президента, сайты силовых министерств.
Угрозы информационному обеспечению государственной политики должны рассматриваться с точки зрения как технического обеспечения государственных информационных служб, так и с точки зрения попыток нарушить нормальную информационную деятельность учреждений и связанные с этим опасности, в том числе монополизм и концентрацию.
Необходимо выявить источники информационных кампаний, которые содержат опасную для граждан информацию - поощряющую терроризм, распространяющую расистские взгляды и национальную рознь, призывы к свержению насильственным путем конституционного строя России.
Предполагается выявить источники создания ложных образов Российского государства, искажения целей внешней и внутренней политики Российского государства и цели, преследуемые в этих случаях. Для этого, помимо изучения российских СМИ, необходимо рассмотреть международные источники информации - телевидение и радиопередачи, направленные на Россию.
Необходимо разработать основные темы, освещение которых в глобальных телевизионных программах затрагивает национальные интересы России. Это требует проведения мониторинга информационных выпусков ТАСС и Интерфакса, шесть российских национальных каналов телевидения, радио "России" и "Маяка", глобальных информационных служб: телепрограмм CNN, ВВС, "Немецкой волны", информационных сайтов в Интернете.
Все это позволит не только выявить модель угроз, но и определить модель противодействия им.