Пузырь восприятия дона хуана 4 страница
Высказывания А. Ксендзюка на этот счёт напыщенно-пустословны и не исходят из сущей, энергетической базы:
«Ни “астральные учителя” - посланцы Космического Разума, ни “союзники” из параллельных миров, ни демоны из преисподней ни на йоту не способны сделать наше тело сновидения сильнее.
Искусство делания принадлежит человеку, ибо человек с самого начала делает себя сам…»[73] - как себя «сделал» автор за многолетнее самоистязание мы ещё разберём, а пока продолжим цитату на эту же тему…
«Я убеждён, что все достижения на толтекском пути могут быть достигнуты без привлечения энергии “союзников”…
Наша трансформация должна быть ТОЛЬКО нашей…»[74]
Эта идея, принципиально, эзотерически, противоречащая всей настоящей традиции настоящих толтеков повторяется и в другой книге – «Видение нагуаля»:
«Рискуя навлечь на себя гнев догматических приверженцев кастанедовских текстов, могу сказать… Ни “союзники”, ни “лазутчики” сами по себе не способны “приоткрыть завесу” и перенести нас из внимания сновидения в мир второго внимания. Насколько мне известна природа неорганических существ, им глубоко безразличны наши перемещения туда-сюда, наши цели и стремления…
Все эти попытки застращать практиков идеей, что “без помощи союзников ничего не добьёшься”, следует приписать либо очередному “поучительному” надувательству со стороны дона Хуана, либо чрезмерно пылкому писательскому воображению Кастанеды. (идея стоящего противника)…
Я знаю лишь один способ двигаться в мирах второго внимания и не зависеть при этом от чужеродной энергии. Это путь уплотнения тела сновидения…» - это, последнее самонадеянное, высокомерное заявление «нового сновидящего», как вскоре обнаружит читатель, окажется несостоятельным – иного энергоисточника «славянский толтек» не обнаружит. Но так по всем духовным законам (пути) и должно быть! «Сновидящий маг» продолжает:
«Природа неорганических существ (как я её понимаю) во многом напоминает нашу собственную…
А обрести с их помощью знание или силу оказывается часто настолько сложным в практическом аспекте, что не вызывает ничего, кроме разочарования…
Лично я не ищу подобных встреч, так как считаю неорганическую энергию малопредсказуемым явлением и не уверен в том, что она действительно пойдёт мне на пользу».
И всё (в рамках эзотерики нагуализма по Ксендзюку) - с ног на голову:
«Если практик активно занимается “уплотнением тела сновидения”, это, очевидно, отпугивает неорганических существ» [75].
Таким образом, А. Ксендзюк категорически отвергает такую важную составляющую категорию тайного знания толтеков, как союзники. И в данном случае речь идёт не просто о письменном каноне, догме изложения или предписания – речь идёт об энергетической сути, основе, стволе, структуре учения!
Да. Возможны иные источники, иные резервы, иные проекции, подключения, принципы, методы, установки… Но всё это будет уже составлять другой путь, путь со своим направлением и специфическим качеством, со своим идеалом и целью, всё это будет - не «нагуализм»! А именно на «толтекском» пути иные энергетические источники как раз – невозможны!
По дону Хуану же второй порог сновидений – это прямой контакт с неорганикой, это врата в миры её. Больше энергии (в этом энергорусле) взять неоткуда, больше энергии (как только «там») для толтека нет. Так сформирован сам путь, понимаете? Таков вообще путь всякой магии или шаманизма! Либо Вы двигаетесь в данном энергопотоке и в заданном направлении, либо выходите из него, отключаетесь и ищете другой путь, другое учение, которое Вам, возможно, что-либо даст. Третьего не дано!
И вообще, сами «врата сновидений» - это понятие и алгоритм, относящиеся исключительно к толтекской традиции и заданные ею практически. Они служат и ориентиром, и опознавательным знаком (движения).
В таком случае, что за «порог» нам описывает Алексей Петрович Ксендзюк?
Со вторых врат сновидений, собственно, начинается настоящая магия, а он на этих вратах очевидно «споткнулся» (теоретически, и, как видно, практически)… Магия по А. П. Ксендзюку, не успев начаться, уже заканчивается – нагуализм так и не смог себя показать, проявить свою действенность, эффективность (в сознании нашего конкретного современника). Дальше следует – не нагуализм, а ксендзюковская выдумка, изобретение! «Это ни я не приспособлен для пути магии, это сама магия какая-то не правильная, ни к чему не пригодная!»; или: «Если магический мир не принимает меня, то я тогда создам своим воображением свой, новый, другой!» - такова по-детски капризная и упрямая реакция нашего «мага-толтека». Собственная неспособность к магическим действиям обретает в эго-сознании автора статус «нового», обновлённого описания, что по факту становится уже лабиринтом исключительно собственного (не толтекского!) познания, алогичным ходом, скачком идеи, «вывертом», «товаром собственного производства» - всё это не имеет ничего общего с нагуализмом!
Тогда к чему бить себя кулаком в грудь с высокой трибуны и призывать к безупречности, к «пути воина»? В какой связи находится хаотичный самонадеянный поиск и неадекватные «исследования» нашего «мага» с толтекской традицией и дисциплиной? К чему проповедовать-восхвалять нагуализм, если тот к нему отношения не имеет? И пожалуй, самое главное – этот «нагуализм» ему ничего не дал, ни к чему не привёл!
Да. Между толтекским учением и его пониманием, восприятием А. Ксендзюка (а равно опытным знанием) обнаружилась громадная разница. В последнем случае «Пороги» Алексея Петровича не имеют никакой ценности, это не эзотерика.
Алексей Ксендзюк напыщенно, с присущим ему самомнением пускает нам пыль в глаза, но, оказывается, он использует описание Кастанеды только внешне, формально, как броскую вывеску и рекламу уже прозвучавшего, уже известного в эзотерике. Нагуализм А. П. К. – это только маска, за которой нет лица, «героя»; это только форма магии, лишённая своего эзотерического содержания (а в этом факте мы ещё убедимся не раз). И здесь дело не в том, что «славянский толтек» «не захотел» идти путём нагуализма сам (и будто бы нашёл и «проложил» в нём свою тропу-дорожку), а в том, что этот энергопоток его отрицает, его «не принял», не приемлет. И именно в связи с этим мы наблюдаем фарс, игру в «Кастанеду», в «толтеков». Алексей Ксендзюк играет на тех самых распалённых страстях приверженцев Карлоса Кастанеды. Но и в этой игре магия по-прежнему демонстрирует нам своё злое лицо. Перейдём непосредственно к практике сновидения. Прежде всего занятия «сновидением» (по магической схеме) ведут к нарушению сна, что, в свою очередь, приводит к расстройству всего организма:
«…В случае застревания на этой фазе неопределённого возбуждения, нарушение сна длится неделями и может быть довольно утомительным. Нормальный ночной сон превращается в дремоту с частыми пробуждениями»[76].
«Если же сновидец ещё и испытывает сильное пристрастие к сновидческим переживаниям, пытается всеми способами продлить их, истощение энергетического тела неизбежно – внимание сновидения поддерживает себя за счёт резервов тела, которые не следовало бы трогать…» - любопытно, как можно не испытывать «пристрастие», если сам поток толтеков – наркотический, а установка на «сновидение» задана изначально! Продолжаем цитату:
«Через несколько лет волевые сновидения, если вызывать их регулярно, приводят к психосоматическим дисфункциям и нарастающей патологии. Неосознаваемый болезненный процесс не позволяет точке сборки смещаться по центру “человеческой полосы”, где осуществляется гармоничный энергообмен. Тональ транслирует опыт боковых сдвигов с помощью архетипических видений – устрашающих или эйфорических. “Демоны” и “ангелы” по очереди посещают расстроенное сознание сновидящего, и это усиливает его параноидальные настроения. Окончательно запутавшись, он воображает, будто вошёл в контакт с миром неорганических существ, что заставляет его тратить на сновидение ещё больше энергии. Конец этого пути – необратимое разрушение тела и психики.
Как не допустить подобного развития событий? Очень просто. Надо лишь помнить, что сновидение не самоцель (и опять самообман – все усилия самого автора, кстати, назвавшего самого себя «сновидящим», нацелены именно на сновидения – от Т. С.). Оно только средство, инструмент возрастающего осознания, а усиление осознания – работа, которую можно и нужно практиковать прежде всего наяву. Если вам трудно войти в сновидение, надо сосредоточиться на практике дневного осознания, а не насиловать себя по ночам»[77].
Ко второму порогу А. Ксендзюк практически не приблизился и, естественно, не преодолел его.
«Третий же порог» Алексей Петрович посвятил теме миров сновидений и их образам (сущностям). И в этом вопросе, конечно, любой человек может дать волю своим фантазиями. Потому что эти миры, в первую очередь, - пространства нашего личного воображения, иллюзий, проекций, «тоналя». Ну, а уж при столь сильной, одержимой увлечённости Кастанедой (когда, что называется, «спишь и видишь» и «ожидаешь»…) мир собственного подсознания и «выстроит», и «покажет» Вам всё что угодно – такова психология личности. При таких условиях, собственно, и началось «толтекское видение» А. П. Ксендзюка – когда начитаешься про кокон, точку сборки, «просвет», «фронтальную пластину», «волокна», - и всё это себе очень живо, отчётливо представишь, будешь длительно размышлять (и так изо дня в день), то всё это, естественно, тебе будет снится с различными подробностями и даже комментариями.
И вновь в главе о «третьем пороге» мы наблюдаем знакомую нам патетику и псевдозначительность:
«Мир сновидения – это бесконечная вселенная, разные области которой отличаются друг от друга интенсивностью и качеством сборки. Он начинается с видения рук и собственной спальни, а заканчивается – в безднах “тёмного моря осознания”. Можно сказать, что мир сновидения – это Бесконечность, представленная нашему ограниченному осознанию в процессе его последовательного усиления. Это нагуаль, или большие эманации Орла…
И недаром Кастанеда называл энергетическое поле Вселенной не только нагуалем, но и “тёмным морем осознания»[78].
В очередной раз мы наблюдаем странную аномалию в мышлении нашего героя. «Но почему сказано, что море “тёмное”? – задаётся, наконец, Алексей Ксендзюк закономерным вопросом и продолжает: - Эпитет мрачный и вызывающий неприятные ассоциации. Почему Кастанеда не последовал индоевропейской мистической традиции в своей интерпретации уроков дона Хуана? Ведическая концепция, лежащая в основе культурного языка европейской цивилизации, кажется массовому читателю ближе и понятней, её архетипическая символика “света” и “тьмы” как Добра и Зла, Рая и Ада (в самом широком смысле) настолько укоренилась в тонале нашей цивилизации, что даже не нуждается в специальном усилии переводчика. В образном языке, которым мы привыкли пользоваться, Сознание и Свет – почти синонимы. И наоборот, бессознательность – это Тьма. Из этих смысловых полей возникли древние ассоциации индо-ариев: Бессознательность-Неведение-Тьма-Страдание-Зло…»[79]
Да нет, Свет и Тьма – не только символика, но и эзотерика, качество, буквализм и суть тех или иных энергетических потоков, пространств. Ну, в самом деле, исследуй, обнаружь это! Ведь у Кастанеды говорится об этом открыто; «сумрак», «мрак», «тьма» - вообще подчёркнуты (что и должно соответствовать чёрной магии):
Дон Хуан: «внутри каждого человеческого существа есть гигантское ТЁМНОЕ (!) озеро безмолвного знания» (из кн. 8, гл. «Место без жалости», стр. 142).
«Он («чёрный мир») не был тёмен как ночь, просто всё, что меня окружало, было ЧЁРНЫМ как смоль. Я взглянул на небо, но нигде НЕ БЫЛО ВИДНО СВЕТА. Небо тоже БЫЛО ЧЁРНЫМ и буквально сплошь усеяно линиями и неправильными кольцами ЧЕРНОТЫ разной плотности. Оно было похоже на ЧЁРНУЮ древесину с рельефно выделенной фактурой…» (из кн. 7, гл. 18, стр. 502-503.)
«То, что я мог видеть, представляло собой подобие исполинской губки. Оно было пористым и покрытым углублениями. Я не мог прикоснуться к нему, но оно выглядело твёрдым и волокнистым. Оно было ТЁМНО-КОРИЧНЕВОГО цвета… То, что я видел, не изменяло своих очертаний. Оно не двигалось…»;
«СВЕТ БЫЛ ТУСКЛЫЙ, но всё было отчётливо видно. Тоннели выглядели оживлёнными и сознательными; они “кипели”» (из кн. 9, гл. 5, стр. 121-124).
«- Это мир ТЕНЕЙ, - сказал голос эмиссара, как только я прибыл. Но хотя мы и тени, мы всё-таки излучаем свет. Мы не только подвижны, мы ещё и являемся светом в туннелях… Мы – подвижные ТЕНИ. Туннели дают нам свою энергию, а мы выполняем их распоряжения…»;
«Я Кастанеда) увидел забавно соединённые, напоминающие железы выпуклости, которые излучали ТУСКЛЫЙ СВЕТ… Я начал удивляться действительным размерам этих туннелей…» (из кн. 9, гл. 6, стр. 148, 151, 154).
«Я увидел красноватый мир, жаркий и гнетущий, ТЁМНЫЙ, испещрённый пустотами, в мире этом не было неба и ОТСУТСТВОВАЛ КАКОЙ БЫ ТО НИ БЫЛО СВЕТ, кроме зловещих отражений красноватых огней... » (кн.7, гл. 13, с. 434-435, 436).
В конце концов, если трудно по памяти выхватить этот всеобщий эзотерический признак, выпиши всё о мирах сознания толтеков и обрати внимание на одни и те же повторяющиеся характеристики, на МРАЧНЫЙ, ТУСКЛЫЙ, БЛЕДНЫЙ или МЕРЦАЮЩИЙ свет, фон, на лабиринт СВЕТОТЕНИ и мир ТЕНЕЙ. И убедись в том, что «тёмное море сознания» «буквально», «действительно» - тёмное! Что по всем человеческим представлениям соответствует Аду, Аиду, преисподней, подземному миру! Это ведь так просто! (Миры счастья, блаженства, Любви – залиты, светятся чистым ярким космическим созидательным Светом!)
Планетарный Мрак описан и подан К. Кастанедой не посредством «художественных» образов (скажем, черти, сковородки…), а в прямом переживании, в непосредственном ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ восприятии, в толтекском ВИ/ДЕНИИ!
Нет, интеллект А. П. Ксендзюка проходит сквозь столь очевидное, он почему-то «не обращает внимания», «не замечает». Мышление функционирует странно и деструктивно. «Славянский толтек» «объясняет»:
«В языке нагуа (nahuatl) Непостижимое традиционно ассоциировалось с “ночью” и, следовательно, с “темнотой”. Выражение “тёмная сила” в символическом описании месоамериканских индейцев не имеет никакого отношения ко Злу. Это всего лишь “неведомая сила”, Неизвестное и, возможно, Непознаваемое. Это то, что является Тайной, “лежит в тени”, за границами дневного, освещенного и потому опознанного мира. “Тёмное море” лежит в основе всего явленного, оно является началом нашего собственного осознания, недоступным для различающего восприятия. Оно не может быть разобрано аналитическим умом, “освещено” им посредством манипуляций интеллекта, использующего абстрактные слова, искусственно разрывающие Реальность на фрагменты. Ведь только фрагменты можно увидеть как что-то яркое и обманчиво ясное, потому что это фигуры, которые мы выделили из фона. Однако любые фигуры всегда бесконечно меньше Бытия, из которого они извлечены. Это очевидно как философу, так и практику, постигающему Реальность.
Подобную символику “темноты” мы находим в других не-арийских культурах – у китайцев, тибетцев и японцев. Об этом сказано, например, в известном афоризме дзэнского практика Тюнь-шан Лянь-ши: “Есть лишь одна вещь: наверху она поддерживает Небеса, внизу она объемлет Землю: она темна, как черный лак, и всегда активно действует»[80].
Алексей Ксендзюк почему-то пристрастно уцепился за символизм, но миры Кастанеды, мрачные трубопроводы и туннели, «чёрный» мир – отнюдь не символика, а энергетическая реальность. Реальность определённой энергии! Как это можно не учитывать и «не замечать»! И как это в целом назвать? Наивностью? Эффектом «зомби»? Патологией восприятия? Тупоумием? Глупостью?
«Не замечать» это может только духовно больной, невменяемый человек…
Почему он «закрыт» от простого и очевидного, А. Ксендзюк мог бы сам себе ответить своим же высказыванием, например, так:
«Поэтому ЧСВ сильно ограничивает восприятие и познание всего нового. Это чувство изначально подозрительно, оно опасается всего, что может ему не соответствовать»[81].
Всякая, особенно ложная, тёмная установка – это страшное ограничение, доходящее до самогипноза, из которого нет выхода!
И далее следуют глупости – А. Ксендзюк со свойственным ему «пустым» пафосом «зажигает» в этом «море» (в Аду) «свет своего осознания» и, фактически, вдохновенно призывает к этому и других:
«И всё же прикосновение к тёмной, непостижимой Реальности порождает “свет” осознания – вынуждает собирать и “освещать” недоступные ранее области психики. В этом есть известная афористическая логика: мы отправляемся в странствие по тёмному океану и зажигаем мощный источник света, чтобы отыскать в этих неведомых пространствах свой уникальный путь»[82].
Какая несуразность! То же самое было и с учеником Кастанедой – он глянцевым навозным жуком или мухой (мелким пузырьком света) «исследовал», искал свой «путь» в громадной вонючей подземной клоаке, во тьме («мире теней»)…
Параллельно пробуксовываются и старые темы с пространными псевдонаучными отступлениями и пустыми призывами к безупречности…
«Наиболее известным приложением голографической модели мира к работе мозга и психики является теория Карла Прибрама. Работы учёного известны, так что я не буду их пересказывать. В нашем случае важно лишь заметить, что сознание, погруженное в энергетический океан квантовой Реальности, изоморфно ему – то есть может также рассматриваться как голографическая структура. Чувствительность нашего энергетического тела универсальна, и принципиальных преград для перцепции не существует. Всё сущее потенциально доступно нашему осознанию как для восприятия, так и для энергетического взаимодействия…»[83]
При всём этом процесс регрессии, разрушения, разного рода «рассогласования» не оставляет «сновидящего» и в его «странствиях»:
«Реальность сновидения определялась просто: после пробуждения у меня покалывало всё тело и во рту оставался характерный (подобный «металлическому») привкус»[84].
«Осознание начинает свидетельствовать несовместимые ряды впечатлений. Неожиданно открываются области “пустоты”, разные сцены наползают друг на друга, воспринимаемое (и до этого странное) либо перестает качественно собираться, вырождаясь в плоскость, фрагменты и т. п., либо становится принципиально неузнаваемым. Это кризис сновидческого внимания. Довольно долго он является непреодолимым барьером. Практик не имеет энергии, необходимой для перехода в следующий мир. Истощение приводит к тому, что сновидение прерывается…
Состояние несогласованного энергообмена приводит тело в панику. Привычные схемы самоощущения (нормальное напряжение центра пупа, солнечного сплетения и горлового центра) сначала становятся чрезмерно интенсивными и даже болезненными, потом искажаются, и сновидящий чувствует, как его словно “выворачивает и выкручивает” неведомая сила. Возрождаются страхи, всплывают содержания бессознательного, и практик входит в фазу, которую я назвал «архетипической спутанностью»[85].
«Спутанность» (мешанина, дезориентация, самообман, фантазии «аля-Кастанеда») в сознании нашего «толтека», безусловно, присутствует, да ещё какая! И неизменная патология – страстное, одержимое, какое-то остервенелое влечение к саморазрушению. Но насколько всё это «архетипично»? А. П. К.:
«Если сновидящий переживает приближение энергетического скачка в сновидении или во втором внимании, он встречается с подлинным ужасом. Как именно его тональ оформит восприятие этого ужаса, не имеет ровно никакого значения. В любом случае, то, что получится, вызовет непередаваемый страх и мощную реакцию тела (тахикардию, спазмы, последующую бессонницу и многое подобное). Весь адреналин, который может выработать его тело, будет выброшен в кровь за считанные секунды. А тот образ, который сновидящий воспримет в этом состоянии, и есть могущественный “Хранитель Порога”, или “страж сновидения».
«Восприятие монстра, поджидающего во сне, будет обогащаться деталями, усиливаться, чтобы защитные реакции не слабели. Иногда (особенно в юности) защитные системы способны опекать нас с такой интенсивностью, что доводят сновидца до сердечного приступа или гипертонического криза»[86].
«Попадая во все более далёкие миры второго внимания, тональ продолжает пользоваться привычными образами. Он лишь понемногу добавляет к ним новые черты…
И лишь в редких, наиболее экстремальных случаях тональ полностью выходит за рамки инвентарного списка. Тело переживает это крайне болезненно – его охватывает холод, нестерпимый ужас или оно подвергается давлению. Тогда восприятие вообще невозможно описать…
…Ведь нормальная реакция нетрансформированного тоналя в подобной ситуации – паника. Вас “затягивает” с каждым мгновением и возникает чувство, что вам уже никогда не вернуться. Чем больше вы паникуете, тем более чуждым кажется перцептивный мир, который вас “затягивает”. Возрастает сама сила бесповоротного согласования всех ваших чувств, восприятий, энергий с не-человеческим пространством, который для человека – воплощение чистого ужаса»[87].
Лабиринты мышления Алексея Петровича заключаются в его духовном «инфантилизме» и какой-то детской, наивной вере в толтекское учение - в незнании базовых духовных законов сознания и принципов «правильного» развития. А неправильный вектор познания, отрыв от духовного Центра создаёт все условия для блуждания в бесконечности аномалий своего подсознания. И если бы только это… Настоящее «тёмное море» не минует себя проявить и постепенно притягивает и засасывает энерготело сновидца…
«Сновидящий воспринимает обычные силы перцептивной и энергетической настройки… зловещим образом… Это искажение и есть изначальная причина невыносимого ужаса, который, едва возникнув, начинает перестраивать восприятие так, чтобы оно подтверждало обоснованность этого мощного и крайне негативного чувства. Мир становится всё более чуждым, мрачным, пугающим»[88].
«Скверный тонус и негативное эмоциональное состояние сновидца, - сообщает нам А. П. К. некоторые подробности - влияет на перцептивную картину туннелей и лабиринтов – часто у туннеля (тёмно-коричневого, “ноздреватого”) мало поворотов, он не расширяется, а, скорее, постепенно сужается. Высокая осознанность и безупречное спокойствие трансформирует мир в другую сторону – сновидящий воспринимает обширный лабиринт: множество туннелей с многочисленными ответвлениями, ярусы, какие-то “ячейки”, перерастающие в “пещеры”, из которых, опять же, ведет великое множество ходов. Туннели направлены во все стороны – даже вертикально вверх и вниз.
Когда туннели кажутся зеленоватыми и полупрозрачными, в этом пространстве довольно шумно. Сновидящий воспринимает неразборчивый гул, словно работает электрический трансформатор или разбушевался пчелиный улей…
Признаться, я всегда стараюсь сбежать оттуда поскорее. Что-то есть неприятное и разрушительное для осознания в этих энергетических полях»[89].
Очень надеемся, что это всё же относится к проекциям подсознания автора под влиянием описания миров Кастанеды (впрочем, даже такие «проекции» сообщают о весьма незавидном, трагическом будущем). Дело в том, что К. Кастанеда неизменно воспринимал одни и те же подземные миры светотени вне зависимости от своего эмоционального настроения, что говорит нам о том, что эти «миры» самостоятельны, реальны и объективны. Цитата:
«- Правда, что каждый сновидящий видит этот мир точно таким же?
- Конечно. Каждый сновидящий видит его таким как он есть. Ты думаешь, что ты в этом смысле особенный?» (из кн. 9, гл. 5, с. 136).
По словам же А. Ксендзюка (а он исходит из собственного опыта), подобные ограниченные «туннельные» пространства (в его восприятии) каждый раз меняют свой вид и окраску в соответствии с собственным настроением (сновидца)… Что как раз и сообщает нам о мирах воображаемых, проекционных, иллюзорных…
«Мир туннелей и лабиринтов слишком сложен, плохо подчиняется стабильным схемам интерпретации общечеловеческого тоналя, и потому в нём торжествует субъективность сновидящего, когда речь заходит о подробностях, которыми это запутанное перцептивное поле просто переполнено. По моим наблюдениям, например, даже “цвет” туннеля отражает состояние вашего осознания и вашей энергетики.
Если сновидец истощён или напуган, стены туннеля становятся грязно-коричневыми, словно “построены” из ноздреватого камня (какие-то покрытые сажей катакомбы, горизонтальные или ведущие вниз под уклон). Такие “стены” непроницаемы и вызывают отвращение.
Когда сновидец пребывает в хорошем тонусе и настроении, “стены” туннеля преображаются. Они словно отлиты из зеленоватого полупрозрачного стекла. За ними угадывается неопределённое движение каких-то теней – впрочем, в этом нет ничего мрачного и угрожающего»[90].
А что же сами «союзники» и их «голоса»? Ведь на третьих вратах сновидений вместе с усилением связи с неорганическим миром и их представителями однажды должно произойти первое «отделение», «выделение» сновидного тела и «выход в физический мир». И заметьте, по-прежнему это возможно только при специальном использовании «лазутчиков» - временные, спонтанные всплески «во вне» не в счёт! Вот как об этом этапе и уровне говорится в традиции нагуализма: