Пузырь восприятия дона хуана 1 страница
Если Вы изучили законы магии и хорошо их усвоили, то давайте проведём «взвешивание»…
На одной, правой чаше весов мы мысленно разместим карту религиозного развития (учение, путь, идеал Любви), а на другую положим все временные чудеса магии с её неизбежным контрактом. Что перевесит?
Вот-вот… вижу-вижу… Почти у всех правая чаша уверенно побеждает левую. Молодцы! Впрочем, у некоторых эти чаши вначале долгое время уравнивались, колебались…
А теперь в левую ёмкость мы опустим ещё и «огонь изнутри» пресловутого дона Хуана… И взвесим опять. Что это??? Неужели? Кое у кого левая чаша накренилась и тяжело опустилась вниз! Но ведь на этих весах фактически взвешивается Ваша душа, судьба – с одной стороны, а с другой - нелюди, нежить - не поддавайтесь влиянию! Во внешних дешёвых эффектах их сила!
«Великий» и непревзойдённый маг дон Хуан «сгорел изнутри», то есть трансформировал своё физическое тело в чистую энергию и сохранил своё индивидуальное сознание за пределами смерти. Внешне – впечатляюще! А по всем законам магии и эзотерическим фактам?
Во-первых, как утверждают сами женщины-маги из группы последнего нагваля, дон Хуан (после «огненной трансмутации) «застрял»… Что совершенно естественно, закономерно:
«Кэрол Тиггс и Флоринда Доннер Грау уверяют, что знают о происходящем с доном Хуаном (после его окончательного ухода)… Они утверждают, что дон Хуан не смог вырваться из мира – мира неорганических существ» (из кн. «Тенсегрити», интервью Кастанеды журналу «Мас алла де ла сиенсиа», М-97 г., с. 229).
Приведённое высказывание подтверждает незыблемый закон магии.
А во-вторых, автор этой работы авторитетно заявляет более конкретное и очевидное - старый индеец, в итоге, притянут своим «чёрным миром», самой огненной топкой, и увяз там необратимо и навсегда. И для этого заключения мы располагаем вполне обоснованными аргументами.
Аргумент первый. Дело в том, что сама по себе «консистенция» дубля магии высшего уровня по всем законам «огненно»-энергетически полностью отвечает «ядерному» содержанию нашей Земли, то есть инфернальной «среде» самого центра нашей планеты.
Аргумент второй. Указанное замечательно иллюстрирует и подтверждает следующий эпизод, полный глубокого эзотерического смысла, но который читателем «не замечается». Вот этот эпизод в полном виде (читатели, будьте внимательны):
«Я (Карлос) увидел дона Хуана. Он шагал рядом… В следующее мгновение я увидел его иначе – теперь это был шар светимости, качавшийся вверх-вниз в футе от меня. Неожиданно шар резко приблизился, и я увидел то, что было внутри.
Специально для меня дон Хуан принялся манипулировать своим свечением осознания. Оно неожиданно выхватило четыре или пять нитеподобных волокон на левой стороне его светимости и там зафиксировалось. Моё внимание было полностью сосредоточено на этих ярких волокнах. Что-то медленно тянуло меня в некоторое подобие трубы, и я увидел союзников– три тёмные, длинные, прямые фигуры, дрожащие подобно листьям на ветру. Я видел их на почти светящемся розовом фоне. В мгновение, когда я сфокусировал на них свой взгляд, они приблизились ко мне. Они не скользили и не летали, но подтягивались на каких-то волокнах белизны, исходивших из меня. Белизна не была ни светом, ни свечением, она походила на толстые линии, нарисованные меловым порошком. Они рассеялись быстро, но не достаточно: прежде, чем это произошло, союзники уже на меня насели.
Они теснили меня со всех сторон. Я почувствовал раздражение. Союзники немедленно, словно по внушению, от меня отодвинулись. Мне стало их жаль. И тут же они вернулись. Они подошли совсем близко и стали об меня тереться. И я увидел то, что уже видел в зеркале, погружённом в ручей. Союзники не обладали внутренней светимостью. В них не было также внутренней подвижности. В них не было жизни. Но тем не менее, было очевидно, что они живые. Странные гротескные фигуры, напоминающие застёгнутые на “молнию” спальные мешки. Посреди каждого из них проходила тонкая линия, похожая на шов.
Они не были мне приятны. Я ощущал их полную чужеродность. Это порождало чувство неудобства, какое-то нетерпение. Я видел, что союзники движутся, словно подпрыгивая вверх-вниз, и внутри них что-то слабо-слабо светится. Интенсивность свечения становилась всё большей, пока наконец, по крайней мере у одного из них, свечение не стало достаточно ярким.
В мгновение, когда я это увидел, я обнаружил, что нахожусь в чёрном мире(!!!). Он не был тёмен как ночь, скорее просто всё, что меня окружало, было чёрным, как смоль…» (из кн. 7, гл. 18, с. 502.)
О чём говорит этот фрагмент?
Ну, во-первых, он, в который раз, подтверждает наши прошлые исследования и заключения – «союзники» толтеков не обладают внутренним Светом Любви – ярким свечением. «Союзники» - это «тёмные» силы, демоны. А где «проживают» демоны? Где среда их исконного обитания? Об этом также уже говорилось – в Аду.
Во-вторых, эпизод подчёркивает уже ранее заявленное доном Хуаном (в кн. 2 К. К.) – он действительно стал «одним целым» с «союзниками», т. е. по качеству и энергетическому содержанию уподобился им, полностью «слился» с ними – что мы и наблюдаем: демоны «спокойно» и «естественно» «проживают» себе в энергококоне старого мага, и определённо уже не один десяток лет.
И в третьих, - свидетельствует сам Кастанеда: дон Хуан совсем не «просто так» был одержим «чёрным миром» столь долгое время в молодости (по кн. 7, гл. 18) – это преемственность поколений, одна эзотерическая традиция.
Внимание! Глубокое погружение ученика Карлоса в «тусклый» свет конкретного неорганического существа (в энергококоне дона Хуана) дало «вспышку» и мгновенно привело Кастанеду именно в этот ужасный мир… Потому что… Сами «союзники» дона Хуана – «родом» из чёрного мира, они – прямая связь с этим миром; они – врата в Ад! Таким образом мы наблюдаем энергетическую однородность в эзотерическом действии – однородность дубля старого мага-индейца с ужасающим чёрным миром и, как очевидно, такую же сформированную однородность самого Кастанеды.
Так что ничего загадочного в предсмертном «сгорании» дона Хуана нет совершенно. Эффект «сгорания» рассчитан на детское воображение и духовную некомпетентность читателя. «Сгореть» - это ещё далеко не всё. Главное – в «каком» (!) энергетическом пространстве потом оказаться и находиться.
В самом деле, после биологической смерти магу даётся возможность перемещаться только в пределах «утробы» Земли - миры Света, блаженства, счастья и радости для него навсегда остаются закрытыми. А какая свобода возможна в планетарном кишечнике?
И поэтому сгорай, не сгорай «огнём изнутри», а место всем чёрным уже давно заготовлено. И заготовлено их «союзниками»! В этом и заключается вся афёра огненной трансмутации в магии, которая на поверку оказывается всего лишь внешним эффектом, театральной хлопушкой, «пшиком», холостым выстрелом!
Я долго размышлял над тем, какие художественные сравнения использовать, чтобы убедить любителя магии в том, что достижения дона Хуана фальшивы, несостоятельны. «Мыльный пузырь», «голый король»? Слишком избитые образы. Тем не менее «огонь изнутри» магов сравним именно с большим лопнувшим пузырём. А сам дон Хуан – это «голый король». Я не поленился и перечитал эту сказку Г. Андерсена. Любопытно, что «ткачи» в королевство приехали из другой, далёкой страны. Вначале они убедили самого короля, что их искусство невидимо, а ткань столь прозрачна… Потом в это поверили все. И впали в своеобразный гипноз. Они уверовали…
Но голый король при всём этом остался совсем голым!
Очередные «ткачи» приехали к нам в страну из далёкой Мексики (и Америки) и привезли своего голого короля – дона Хуана. И многие до сих пор восхищаются его красивой одеждой…
Одновременно получает свою очередную расшифровку и последний тезис из нашего свитка «о продажи магами своей души Дьяволу»…
Толтеки из-за своей нетерпеливой жадности разменивают золотую монету космической вечности Божественного - на копеечное, фальшивое, конечное, ужасное и «чудесное» безвременье демонических параллельных пространств!
«Пороги» или лабиринты «познания» Алексея Ксендзюка[37]
Ах, обмануть меня не трудно
Я сам обманываться рад.
А. С. Пушкин
«Кастанеда» в опыте современных духовных искателей - это психоэнергетическая наркомания, невменяемость, одержимость, болезненная зависимость от осознанных сновидений; это профанация высших духовных ценностей, искажение всех духовных законов и извращение эзотерического пути. Это – искусная и коварная ловушка, зомбирование, захват сознания!
«Кастанеда» - это мистификация, фальшивый алмаз, пародия на эзотерику, подделка духовности. Но надо признать, подделка выполнена великолепно, талантливо, внешне она сверкает на солнце, переливаясь всеми цветами радуги… Она до сих пор восхищает умы и возбуждает духовную алчность…
Естественно, вся вторичная, производная от Кастанеды литература, вся «секонд-хэнд» будет несостоятельной, в особенности в эзотерическом отношении. Все без исключения книги, воспевающие мудрость толтеков и пропагандирующие их знания, - это уже подделка фальшивки. И нет ничего удивительного именно в том, что…
Все написанные А. П. Ксендзюком книги (а их приблизительно на 2010 г. восемь) – это расписка в полной духовной некомпетентности, духовная безграмотность, дезориентация, слепота; автор не разбирается в самых элементарных, базовых законах сознания (напр., о принципиальной разнице между магией и религией, о духовном пути как потоке сознания, о сакральном Центре и Свете Любви и пр.). Все книги А. Ксендзюка – это дифирамбы незабвенному дону Хуану и Кастанеде, глубине их учения и силе проникновения в суть вещей; это высокопарное утверждение «нагуализма»:
«Повсюду нас будут сопровождать образы и идеи дона Хуана Матуса, подарившего важнейшие ключи к разгадке бытия человека и мира. Именно дон Хуан – учитель всемирно известного оккультиста и антрополога Карлоса Кастанеды – привёл нас в мир трансформации, бессмертия и свободы».
«Путь Карлоса Кастанеды – один из наиболее ярких примеров невероятного, но, на мой взгляд, актуального трансформационизма в прорыве заколдованного круга нынешней цивилизации»[38].
«Так или иначе, человек стремится к познанию пределов своих возможностей, к максимальной реализации собственной природы, и Путь нагуализма даёт ему эту возможность»[39].
И т. д.
В то же время всё собственное «развитие» Алексея Петровича на пути Кастанеды в целом, естественно, – это всё усиливающаяся духовная дезориентация, наркомания, одержимость, длительная деградация, психическая регрессия, отмеченная всяческими расстройствами, гипертрофией эго и, как выразился сам «писатель-толтек», - «шизофренизацией» личности. Это духовный мазохизм, активное и безжалостное самоистязание, насилие над собой – психическое, психологическое, физическое – которое он совершает под маской «высоких» магических идеалов.
Да, личный опыт А. Ксендзюка принципиально ничем не отличается от опыта других людей, «подсевших» на Кастанеду, как на «наркотическую иглу». Вот примерные этапы «пути»: безудержные восторги по поводу первых прочитанных книг (Кастанеды), первые же осознания во сне, запа/л, возбуждение, страсть, фанатизм, ощущение, что ты всё познал, наркотическая зависимость от осознанных снов, развитие демонической субличности, духовная неадекватность (утрата самых элементарных представлений о добре и зле), духовно-энергетическая болезнь и активное самоуничтожение, которое, зачастую, прикрывается одним и тем же понятием «кризис» или «опасностью нагуаля»…
«Для энергетического кризиса – пишет А. Ксендзюк, - типичным является сочетание определённых физиологических и психологических симптомов. Они могут проявляться одновременно… Чаще всего можно наблюдать следующие симптомы энергетического кризиса. Физиологические – слабость (особенно в конечностях), головокружение, плохой аппетит, снижение иммунитета, блуждающие боли, затруднённость дыхания, обострённая сензитивность. Психологические – депрессия, снижение волевых функций, выход на первый план самых простых психических автоматизмов… яркость, детальность восприятия снижается…
“Гало”, окружающее точку сборки становится узким и тусклым (такое бывает лишь при наступлении смерти; подобная “практика” и есть игра со смертью! – от Т. С.).
По мере углубления кризиса точка сборки медленно смещается вправо… Всё это делает потерю энергии ещё более значительной…
Заметив симптомы кризиса, совершенно необходимо победить в себе нарастающую апатию (обычное состояние, вовлекающее нас всё глубже в пучину саморазрушения)… Придётся забыть о «сновидении» (ОНО ИСТОЩИТ ВАС ещё больше и может оказаться по-настоящему опасным занятием)… Всякое усилие, направленное на сдвиг ТС, МОЖЕТ УСУГУБИТЬ ПРОЦЕСС ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ИСТОЩЕНИЯ».
И уже совсем глупо выглядят «предупреждения» А. Ксендзюка:
«Среди сновидящих уже есть жертвы – имейте это в виду!»
«Легкомысленные сновидящие могут закончить свою жизнь в психиатрической клинике»[40].
И совершенно неведомо Алексею Петровичу, что существует духовный закон: ПУТЬ РАССТРОЙСТВ И РЕГРЕССИИ ГОТОВИТ ВАС К СООТВЕТСТВУЮЩИМ «НИЗШИМ», «ПАДШИМ» МИРАМ ПОСЛЕ СМЕРТИ!
Полностью безумны, духовно аномальны и такие авторские «разъяснения» и призывы к позиции зверя:
«Поскольку “точка зверя” находится далеко от обычных траекторий сдвига точки сборки, требуется действительно мощное намерение, чтобы достичь её. Энергия, необходимая для этого, колоссальна, но и перцептивные эффекты, достигаемые в этой позиции, по-настоящему уникальны…
…Любой магический акт легче совершить ночью, оборотничество – дело в основном ночное. Правда и то, что на многих влияет фаза, в которой находится луна, но это влияние чаще всего индивидуальное, Некоторые находят, что достичь “точки зверя” легче в полнолуние…»[41]
Это просто ужас, за что, за какую «уникальность» агитирует потерявший здравый смысл и рассудок наш автор!
Вся же абсурдность, нелепость пути Алексея Петровича заключается в том, что всё своё «духовное развитие» он сводит, по сути, к тому, чтобы – «спать». По сути, в принципе… И находить в своём сне всё разрушительное. При этом здоровый физиологический сон у него отсутствует годами, что едва обеспечивает нормальную функциональность организма, которую он только усугубляет своей разрушительной практикой.
Впрочем, здесь наш «толтек» может искренне возмутиться и отвергнуть такую критику:
«Да Я!.. Я столько писал о том, что основная практика нагуалиста должна совершаться именно днём! И это, в первую очередь, борьба с ЧСВ, стирание личной истории, “дневное” осознание-сталкинг, безупречность… А Вы???»
Предвидя такую реакцию автора (и его читателей), мы поясним, почему это оправдание является несостоятельным и относится только к внешнему «прикрытию» и самообману. Конечно, писать о «дневной» практике можно – и более того, можно на ней «заострять внимание», много раз «подчёркивать», но всё это будет только «видимостью» подобного акцента…
Дело в том, что указанная проблема относится к строгому различению понятий центра (основы) и периферии, главного и второстепенного, сущего и несущественного – соответствующее оперирование этими понятиями есть естественная составляющая «нормального», «рабочего», «дееспособного» интеллекта. Однако…
Учение дона Хуана-Кастанеды так или иначе расстраивает мышление своего последователя или просто «любителя»! В нём духовный «Центр», внутренний Свет Любви человека – главное, сущее! - считается «бесплодной матрицей» не только в теории, но и на практике! Вперёд «выдвигается», одной из ведущих, основополагающих целей и установок и уже в начале пути – становится периферия, Сновидения!
«Одно из самых строгих правил новых видящих гласит, - продолжал дон Хуан, - воин должен обучаться сновидению, пребывая в нормальном состоянии осознания. Следуя этому правилу, я начал обучать тебя сновидению С ПЕРВЫХ ЖЕ ДНЕЙ НАШЕГО ОБЩЕНИЯ» (из кн. 7, гл. 11, с. 407).
Всё так или иначе в магии толтеков выстраивается вокруг сновидений, все практики в основном сосредотачиваются на сновидениях, большинство приёмов и «техник» становятся только неким побочным приложением к практике «Сновидения» – потому что именно там потенциально присутствует всё самое чудесное, волшебное, все причины всех достижений магов! Сновидения становятся – центром долговременной практической работы мага! «Центр» замещается «периферией»! В итоге происходит чудовищное искажение, извращение всего духовного пути, происходит страшная подмена, перестановка – второстепенное принимается за главное. Что, собственно, и ведёт не только к различным дисгармониям, психическому распаду и отдельным расстройствам организма (мага), но и вообще к проявлению одного неизменного общего признака – к патологии существования и активному САМОРАЗРУШЕНИЮ! Чем и отличается путь чёрной магии. Тем не менее в «живой» эзотерической традиции эта проблема в контексте «настоящий учитель магии» - «настоящий ученик мага» постепенно решается… Начинающий маг (под строгим контролем учителя), как правило, «выдерживает» натиск разрушительных сил и потом становится их заложником. Но всё обстоит гораздо-гораздо плачевнее при «книжной» увлечённости магией…
Кастанедовец, принимая ложный посыл, что «Сновидение – главное!», что там самое интересное и вдохновляющее (полёты вне тела, экзальтированные переживания!), - начинает жить, чтобы спать! Духовная основа у него отсутствует (хотя он и может вдохновлять себя тем, что двигается «путём сердца», что он любит землю и т. д.). А равно он может себя обманывать, что перенёс весь акцент своей практики на дневное время. Всё равно! Все его помыслы, все устремления, все желания, все стимулы, все идеалы сознательно или подсознательно – скрываются в Сновидениях! Он свою практику совершает лишь потому, и лишь потому, что её последствия когда-нибудь проявятся в сновидениях! Он – в возбуждении, он – в нетерпении, он – в ожидании! Всё остальное – призывы к борьбе с ЧСВ, к безупречности – это на практике – блеф, прикрытие, маскировка! Всё с неких пор переворачивается с ног на голову – день служит дню, а не наоборот – ночной отдых предназначается для дневной жизни. Человек вступает на страшный, извращённый путь и начинает себе очень сильно вредить. Бегство от жизни в сновидения постепенно приводит к различной патологии сновидца буквально на всех уровнях его существования – социальном, психологическом, психическом, физическом. Судьба его – рушится!
Потому что жизнь без «центра» - это всё равно, что планета Земля без Солнца, музыка для глухого, куриное яйцо без желтка, корова без молока…
В конце концов, если Вы потеряли способность отличать главное от второстепенного, мысленно откажитесь от своих ОС-ов («осознанных сновидений»), АП («астральных проекций») и ВТП («путешествий вне тела»), будете ли вы продолжать практику днём? Загляните поглубже в себя!
А чтобы окончательно разобраться с вопросом соотношения главного и второстепенного, сравним христианско-православное учение и путь толтеков, используя несложный приём «вычитания». Изымите мысленно из православия идею Бога, учение о Любви – главное! – что с ним произойдёт? Учение полностью исчезнет, его не будет! А теперь это же «вычитание» примените по отношению ко всем трудам Карлоса Кастанеды – уберите из его книг все высказывания о любви, а в некоторых случаях и переживания её (их очень мало). Что же получится? Всё учение, а равно все мистические знания магов-толтеков, составляющие это учение, останется целостным и готовым к использованию! Любовь никак не затрагивает ни теорию, ни практику магии.
В то же самое время вычтем из учения дона Хуана практику обучения и способность магов к астральным, нефизическим путешествиям. Что останется? Почти ничего! Путь толтеков сразу потеряет всякую привлекательность и интерес. У дона Хуана (и Кастанеды) совсем не будет последователей. А само учение неизбежно рассыплется. Как карточный домик.
Даже сам факт того, что А. Ксендзюк называет себя «сновидящим», уже говорит о его самообмане! Он «наставляет», он «обучает», он «делится опытом», как, фактически, извратить свой духовной поиск и испортить саму свою жизнь(!):
«Подготовка к сновидению начинается днём.
Здесь необходимо отметить, что для людей по конституции относящихся к сновидящим, жизнь первого внимания, насыщенная социальным участием, почти всегда кажется неприятной, утомительной и угнетающей. Сам факт пробуждения для многих из них несёт на себе более или менее явную печать разочарования, поскольку именно во сне открывается путь к важнейшим для сновидца источникам энергии, и его тело понимает это даже в том случае, если он никогда не читал Кастанеду…
Обычное бодрствование у сновидящего бессознательно ассоциируется с бессмысленной тратой тех энергетических ресурсов, которые были получены им во сне…»[42]
Именно так! Происходит ломка, истощение и рассогласование всех энергетических ресурсов такого «сновидящего» - потребность во сне значительно увеличивается, но чем больше он спит, тем в более слабом, нервном и истощённом состоянии он просыпается! Это происходит по двум главным причинам. Во-первых (самое катастрофическое), сон служит человеку для ВОСПОЛНЕНИЯ, АККУМУЛЯЦИИ его организма энергией – в сновидении же по магическим и «психологическим» схемам – энергия не накапливается, а растрачивается впустую и необратимо! Во-вторых, чтобы «полноценно» спать и «заряжаться» потом во сне энергией, надо её хорошо «расходовать» днём, т. е. жить днём активно – двигаться, дышать, задействовать те или иные мышцы, иметь позитивные, здоровые эмоциональные переживания В БОДРСТВОВАНИИ! При деструктивных же установках Кастанеды все нормальные ритмы, режимы и общий тонус сбиваются…
Жизнь, драгоценная жизнь на ложном, тёмном пути теряет свою красоту, свой интерес, свою суть, свою подлинность – она становится пустой и бессмысленной – «ненастоящей»! Точка сборки «сновидящего» движется в область различных психических заболеваний! Именно так влияет на Вас сам энергопоток нагуализма, это одно такое его разрушительное действие и направление. Он отравлен, заражён, энергетически инфицирован – как бы не был он привлекателен внешне! И эти законы духовных путей, как уже сформированных потоков сознания, наш «толтек» совершенно не знает и не понимает! Он то ли «разъясняет», то ли «рассуждает», то ли констатирует этот эзотерический факт…
«Мрачность, угрюмость, нелюдимость – самые безобидные и самые распространённые эффекты занятия сновидением…
Что для сновидящего явь? Только вынужденная пауза, бессмысленная и утомительная. Кажется, что наяву впустую уходят время и силы. Это бессознательная установка. Ведь предназначение сновидящего - входить во внимание сновидения…
Мрачность сновидящего – это позиция тоналя… Подсознательная убеждённость сновидящего, что позиция первого внимания утомительна и бессмысленна, делает его мрачным занудой, стремящимся только к одному – поскорее заснуть, поскольку там есть шанс испытать что-то действительно стоящее…»[43]
«Паразиты поглощают светимость человеческого осознания с такой стремительной скоростью, что иногда достаточно десяти минут “общения” с ними, чтобы навсегда распроститься не только со сновидением, но и с психическим, а равно физическим здоровьем… Сновидящий уязвим и беззащитен»[44].
Бедный, бедный, но до чего упрямый «сновидящий-самоубийца»!
«Случаются и вовсе тяжёлые ситуации – сновидец может считать, что вовсе не входит в сновидение, а уровень его энергии необъяснимым образом падает день ото дня. Как правило, это сопровождает иррациональной тревожностью, - часто покалыванием в руках и ногах, слезливостью и даже размышлением о самоубийстве»[45].
С тех пор, как А. Ксендзюк вступил на путь Кастанеды, он стал катастрофически снижать духовно-энергетические уровни собственного существования; он пришёл к психической регрессии и патологии.…»[46]
Впрочем, не в нашей компетенции оценивать именно «психическое» здоровье писателя-«толтека», мы будем говорить только о его «духовной» болезни, «духовной» невменяемости или же патологической зависимости (от Кастанеды). Но в связи с этим всё же заметим. В одних случаях настоящая психическая болезнь (чаще, шизофрения) принимает форму активного духовного поиска и фанатичной приверженности какому-либо учению, зачастую, - оригинальному, «экзотическому». А в других – само деструктивное учение, в которое втянулся искатель, создаёт у него все предпосылки тех или иных психических расстройств – вплоть до серьёзного заболевания. Какой вариант относится к нашему «герою» или вообще не относится – пусть решает читатель…
Очередная книга А. Ксендзюка «Пороги сновидений» - центральная тема и нашей книги - демонстрирует всё те же расстройства, и, заметьте, психическое тесно связано с физиологическим:
«Как и следовало ожидать, возбуждение горлового центра приводит к соответствующим психологическим феноменам – беспричинным всплескам жалости к себе, общей раздражительности, обидчивости»;