Зарядные устройства для аккумуляторных батареек. Обзор рынка
С приобретением зеркального фотоаппарата (если только это не Pentax K-m или Pentax K200D) фотограф на время забывает об аккумуляторах типа AA и зарядном устройстве для них. На время, потому что чуть погодя в его арсенале с высокой вероятностью появляется внешняя вспышка, питаемая как раз от батарей AA.
При этом внешняя вспышка более требовательна к источникам питания, чем фотоаппарат в целом. В рабочем режиме потребляемые вспышкой токи могут достигать достаточно высоких пиковых значений. И проблемы могут вылиться не только в долгое ожидание очередного «блица», не только в сокращение числа вспышек на одном комплекте батарей, но и в скором выходе аккумуляторов из строя.
Разумеется, серьёзно нужно подойти к выбору самих аккумуляторов – ёмких, надёжных, не страдающих чудовищным саморазрядом. Не менее серьёзно нужно подойти и к вопросу обслуживания этих аккумуляторов.
Основная проблема при эксплуатации «сборок» из нескольких AA аккумуляторов заключается в том, что каждый из аккумуляторов после введения в эксплуатацию изнашивается по-разному. Т.е. через какое-то время, после какого-то количества циклов «заряд-разряд» набора из 4-х батарей, вы будете иметь на руках, скажем, 3 аккумулятора относительно работоспособных, и ещё 1, запасающий энергии существенно меньше, и отдающий всё запасённое едва не в первые минуты, после включения в работу. Понятно, что 1 из 4-х аккумуляторов фактически становится балластом, что понижает стабильность работы устройства (фотоаппарата, вспышки), сокращает время работы.
Как определить ущербный аккумулятор? На обычном зарядном устройстве присутствует всего один огонёк, свидетельствующий о завершении цикла зарядки всего набора (2, 4 штуки). Да и о завершении ли? Полностью ли заряжены батареи после того, как этот огонёк погас или изменил цвет?
Ответить на эти вопросы могут специальные зарядные устройства. Наиболее известны и функциональны зарядные устройства La Crosse BC-900 (BC-700 немного устаревшая модель этого же устройства), Technoline BC-900 (то же, что и La Crosse, но в несколько иной комплектации), MAHA MH-C9000. Эти зарядные устройства позволяют настраивать ток зарядки, контролировать время зарядки, и измерять фактическую ёмкость отдельно для каждой батареи. Однако не спешите выбрасывать выявленный с помощью этих устройств неполноценный аккумулятор. Специальные циклы «обновления», нескольких последовательных зарядок и разрядок определёнными токами, во многих случаях могут вернуть батареям потерянную ёмкость. Периодическое «обновление» аккумуляторных батарей продляет срок их службы.
Отличаются названные зарядные устройства, в первую очередь, максимальным током зарядки. La Crosse и Technoline BC-700 – 700мА., BC-900 – 1000мА., MAHA MH-C9000 – 2000мА. Чем выше ток, тем меньше времени будет уходить на обслуживание аккумуляторов, при прочих равных. La Crosse отличается от MAHA более компактной, надёжной и продуманной конструкцией, простым управлением. Вместе с тем, MAHA более функциональное и гибкое в управлении устройство, не имеющее некоторых ограничений, присущих La Crosse.
Фоторюкзак, фотосумка, чехол для фотоаппарата - что выбрать?
Имея зеркальную фотокамеру, а тем паче – парк объективов к ней и дополнительные аксессуары (вспышка, фильтры, бленды, штатив), одним чехлом, как было с «мыльницей», уже не отделаешься. Вместе с тем, всё «зеркальное» хозяйство куда больше «мыльницы» нуждается в защите от повреждений и существенно обременяет фотографа при транспортировке. Решить это можно приобретением специализированных сумок или рюкзаков.
Самый простой вариант – сумка-кобура. В такую сумку, крепящуюся на пояс или носимую на ремне через плечо, часто только сама камера с пристёгнутым к ней объективом и помещается. Плюс какая-нибудь мелочь: карты памяти, фильтры – рядом с камерой или в отдельном кармашке. Кобура обеспечивает быстрый доступ к камере, защищает её от ударов и царапин, а до некоторой степени и от непогоды. Может быть рекомендована для прогулок налегке и для начинающих, кому большего носить с собой не требуется.
Фотосумка позволит иметь при себе помимо камеры дополнительные объективы – один-два или более (в зависимости от размеров сумки) и массу иных принадлежностей. Внутренний объём фотосумок обычно можно организовывать по своему усмотрению, добиваясь оптимального размещения и доступности всего оборудования. Достоинство сумок – высокая оперативность: в любой момент и практически в любом положении фотограф что угодно может достать из сумки или убрать в неё. Недостаток – носится на одном плече, что и просто не слишком неудобно, и (в случае крупных сумок с солидным набором фототехники) очень тяжело. Фотосумки – основной выбор фоторепортёров.
Когда скорость извлечения камеры, объективов, принадлежностей не критична, но предполагается длительное ношение аппаратуры на себе (съёмки дикой природы, пейзажей, архитектуры, различные поездки и путешествия) лучше выбрать рюкзак. Рюкзак позволит комфортно путешествовать с немалым грузом объективов и освободит руки от штатива (крепится специальными петлями), от сумок с ноутбуком и бытовыми вещами, которые могут пригодиться в пути. Рюкзаки часто имеют не только водоотталкивающую пропитку, но и чехлы от дождя, пыли, яркого солнца. Основная беда рюкзаков: чтобы что-то достать или убрать, их нужно снять со спины, а нередко ещё и поставить или положить на землю.
Промежуточный вариант – слинг-шот, рюкзак с одной лямкой. Слинг-шоты комфортнее объёмистых сумок и оперативнее рюкзаков. Однако полноценно заменить рюкзак в долгой и трудной дороге, или фотосумку в условиях разнопланового репортажа слинг-шот сможет едва ли.
Среди производителей в первую очередь стоит отметить Lowepro, Tamrac, Vanguard, Kata. Изделия этих фирм хорошо представлены на отечественном рынке и пользуются популярностью благодаря отличному качеству и относительно невысокой цене. Lowepro – функциональные, надёжные, неброские сумки и рюкзаки. Tamrac – широкий ассортимент, обилие внешних карманов для принадлежностей. Vanguard – плотные наружные стенки и внутренние перегородки, надёжно предохраняющие технику. Kata – современные материалы и технологии, яркий дизайн.
Можно найти в магазинах продукцию и других, заслуживающих внимания производителей, например, Crumpler, Delsey, Tenba, Domke, Cullmann. Но выбор сумок и рюкзаков от этих фирм в наших магазинах скуден, а цены (Delsey, Domke) существенно выше.
При выборе конкретной модели сумки или рюкзака, в первую очередь, разумеется, нужно обратить внимание на вместимость. Для этого лучше всего принести в магазин весь свой «арсенал» и испытать потенциальное приобретение: для всего ли достаточно места, не слишком ли тесно всё упаковывается, надёжно ли держится в карманах и отделениях, легко ли при этом достать необходимое? Второе, что нужно оценить – удобство использования: насколько хорошо и удобно сумка/рюкзак держится на плечах, насколько свободно позволяет двигаться. Сделайте несколько шагов, поворотов, наклонов с сумкой или рюкзаком, полностью нагруженными оборудованием.
Сумку «на вырост» имеет смысл покупать не более чем на треть перекрывающую ваши нынешние потребности. При этом заранее продумайте что конкретно (вспышка, объектив, вторая камера?) в обозримом будущем должно будет в неё помещаться помимо того, что есть сейчас – найдётся ли место именно для запланированного оборудования и аксессуаров.
В любом случае, чем больше багаж фотографа, тем сложнее ему с ним управляться. Поэтому не стремитесь объять необъятное. Пусть в ваш рюкзак помещается лишь немногим более того, в чём у вас часто возникает необходимость, и вы будете пользоваться этим рюкзаком много и с удовольствием.