Электронная торговля «бизнес-потребитель» - В2С
Анализ развития электронной торговли в России
Электронная торговля «бизнес-потребитель» - В2С
Оценки уровня и перспектив развития в России ЭТ типа В2С весьма противоречивы. С одной стороны уже имеется определенный потенциал для развития этой формы торговли. Прежде всего в этой связи указывается, что на начало 2201 года в России уже имелось три миллиона пользователей Интернета, которые в определенной степени можно рассматривать как потенциальных клиентов ЭТ. Следует сказать о высокой степени концентрации пользователей Интернета в России. На Москву приходится более 50 процентов из их числа, еще около 10 процентов - на Санкт-Петербург, что в значительной степени уменьшает ореол распространения ЭТ.
Отмечается достаточно быстрая стартовая динамика ЭТ. Если в 1999 г., по данным "КОМКОН-2" покупки в Интернете совершали 53 тысячи человек, то в 2000 году их число возросло до 221 тысячи. Объем торговли оценивается порядка 180 млн. долларов, но следует заметить, что с достаточной достоверностью объем этой торговли определить сложно, поэтому публикуемые оценки существенно различаются.
Следует отметить, что в 1999 г. основные прогнозы по развитию ЭТ в России были весь оптимистическими. По некоторым оценкам в ближайшие годы объем торговли В2С может возрасти до 1 млрд долларов, Но это оценка вызывает серьезные сомнения. По следующим обстоятельствам.
По оценке экспертов, на сегодняшний день в России нет экономически успешных интернет-магазинов. Все попытки внедрить принятые на Западе положительно показавшие себя схемы ЭТ не дали удовлетворительных результатов. Основной причиной такого положения исследователи видят в неправильной стратегии развития ЭТ, которые взяли на вооружение большинство фирм. Они вкладывали деньги инвесторов в создание электронной составляющей интернет-магазинов и их раскрутку, почти не занимаясь созданием необходимой инфраструктуры. Прежде всего решить идет о формировании логистической и платежной систем. В результате получилось, что покупки в интернет-магазинах обходятся, в отличии от западных стран, как минимум не дешевле, с большими задержками в доставке, которая может не состояться вовсе. Не говоря уже о скудности ассортимента российской интернет-торговли. Об этом говорит распределение интереса российской интернет-аудитории на рынке потребительских товаров (источник: Подбери.ру):
· мобильная связь- 25%
· бытовая техника - 22%
· ТВ и видео - 20%
· компьютеры и оргтехника - 11%
· аудиотехника - 10%
· автозвук и автопринадлежности - 8%
· фото - 4%
В результате объем покупок через интернет-магазины в России в 2000 г. составил 65 млн. $, в то время как в США он составил 37 000 млн. $. Уже очевидно, что в 2001 году результаты развития ЭТ будут существенно скромней, чем ожидалось до начала года и сохраняться где-то на уровне прошлого года.
В этих условиях интернет-компаниям приходится серьезно перестраивать свою стратегию работы на рынке. Прямая экспансия, свойственная компаниям, работающим на расширяющемся рынке должна быть скорректирована с учетом возможностей компании и условий внешней среды. Исходя из этого, аналитики определяют на 2001 год следующие основные задачи, стоящие перед российскими интернет-компаниями.
Во-первых, менять методы управления и структуры компаний, которые должны позволять компаниям расширяться и сужаться в такт рынка.
Во-вторых, создавать совместные предприятия, интегрироваться с конкурентами.
В-третьих, компании должны не уступать конкурентам в скорости внедрения новшеств.
В-четвертых, необходимо менять стиль и методы работы с клиентами. Стремление к максимальному увеличению количества клиентов должно быть заменено задачей повышения качества их обслуживания.
Следует заметить, что отрицательные моменты в развитии ЭТ в 2000-2001 гг., не остановили ее развития. Постоянно появляются сообщения о новых подвижках в этой сфере.
Прошло сообщение, что по инициативе московского правительства запущена система ЭТ ГИСИС (Глобальная информационно-сбытовая интернет-система), которая по замыслу разработчиков - Московской инвестиционной корпорации при правительстве Москвы должна предоставить торговым предприятиям напрямую делать заказы и покупать товары у московских производителей продуктов питания. На конец марта 2001 г. к этой системе были подключены в качестве поставщиков "Красный Октябрь" и "Кристалл", а потребителей - около 30 московских магазинов. Система должна консолидировать заказ и выступать перед поставщиками как оптовик, что должно дать возможность получения определенной скидки.
Следует отметить, что торговые сайты становятся достаточно эффективным инструментом маркетинговых исследований. Для этого необходимо иметь достаточную ежедневную аудиторию и ассортимент товарных предложений, а также специальное программное обеспечение. При этом решаются три маркетинговые задачи: выявление целевой аудитории, определение ее предпочтений и изучение эффективности рекламных кампаний.
Одним из направлений решения проблемы платежей при ЭТ должно стать развитие интернет-банкинга, по которым обычно понимают обслуживание клиентов банков-физических лиц через Интернет. В Интернете на начало 2001 г. насчитывалось более 3 тыс. сайтов банков, предоставляющих услуги интернет-банкинга. В Европе 4 процента банковских операций проводилось через Интернет, а в США - 3 процента.
Впервые услуги интернет-банкинга появились в России в 1998 году, когда Автобанк ввел в действие свою систему "Интернет сервис банк". На начало 2001 года уже 40 банков осуществляли он-лайновые операции по счетам клиентов. В перечень услуг такого рода включались перевод средств со счета на счет, оплата различного рода услуг, пополнение карточных счетов, конвертационные операции, а также оплата покупок через электронные магазины. Но следует заметить, что этот период только четыре банка - Гута-банк, "МЕНАТЕП СПб", Автобанк и "Ингосстрах-Союз" выполняли более-менее полный набор этих услуг.
В связи с тем, что обслуживание интернет-клиентов для банков обходится дешевле, некоторые банки для этих клиентов устанавливают более низкие проценты, чем в реальных отделениях. Например, в банке "Россия" (Санкт-Петербург) перевод рублей с одного счета на другой с помощью Интернета дешевле на 50 процентов, в Судостроительном банке - на 20 процентов. В банке "Северная казна" комиссия за обычные перевод составляет 2 процента от суммы, но не менее 10 руб., а перевод через Интернет - 2,5 руб.
Отмечается начало проникновения пластиковых карт в интернет-торговлю. Во всяком случае уже несколько российских банков объявило о выпуске специальных карт для работы в Интернете. Первопроходцем стал Гута-банк, предоставляющий услуги эксвайринга с декабря 2000 г. Это стало возможным после того, как банк ввел в эксплуатацию платежный шлюз по проведению сетевых ресурсов. Теперь интернет-магазины, заключившие договор эксвайринга и подсоединившиеся к платежному шлюзу, смогут принимать от покупателей платежи по картам систем VISA, Eurocart/Masterscart и Union Cart, эмитированными любыми банками. Гута-банк выступает в этом проекте как расчетный банк и одновременно как компания-эксвайер.
Следует отметить, что в настоящее время число банков, предлагающих интернет-услуги юридическим лицам в 10 раз больше, чем работающих в этом режиме с физическими лицами. Помимо прочего это объясняется тем, что почва для внедрения интернет-банкинга для корпоративных клиентов была подготовлена традиционными методами удаленного банковского обслуживания, так называемыми системами "Банк-Клиент". Интернет-банкинг, работая в значительной степени по технологии "Банк-Клиент", имеет по сравнению с ним ряд преимуществ. Он позволяет работать в реальном режиме времени, а также существенно снижается себестоимость услуг банка, а это позволяет последнему устанавливать более низкие тарифы.
Оценивая современное состояние интернет-банкинга в России, большинство исследователей констатируют, что это скорее экзотическая новинка, создаваемая как имиджевый элемент, или задел на будущее, чем реально действующую в практическом поле система. В качестве факторов, сдерживающих развития интернет-банкинга, называются отсутствие законодательного оформления элетронно-цифровой подписи, недостаточное развитие телекоммуникаций, а также неостаточное количество компаний, предлагающих услуги аутсорсинга.
Следует заметить, что еще в 1994 году цифровая подпись получила официальный правовой статус. Высший арбитражный суд РФ в специальном информационном письме указал, что суд не имеет права игнорировать договор, заключенный при помощи ЭЦП. Если при этом соблюдены установленные правила: в договоре должен быть указан способ его оповещения, и оговорен порядок урегулирования разногласий и порядок доказательства подлинности документа. Но на практике этот способ заключения договоров применения не получил, так как отсутствовал четкий правовой механизм.
Подготовка закона "Об электронной цифровой подписи (ЭЦП) начался в 1997 г. За это время в Думе было рассмотрено не менее пять вариантов этого закона и все они были отвергнуты. В марте 2001 г. правительство одобрило собственный законопроект "Об электронной цифровой подписи", главными разработчиками которого стали ФАПСИ и Минсвязи, а также Гостехкомиссия РФ, ФКЦБ РФ, Госстандарт РФ при участии Банка России.
Законопроект определяет условия использования органами государственной власти и государственными организациями, а также юридическими и физическими лицами ЭЦП в официальных документах. Устанавливаются правила и обязанности организаций и лиц, обладающих ЭЦП.
Перечислены требования к сертификату ключа подписи, к сроку и порядку его хранения. Определены условия приостановления и аннулирования сертификатов. Установлены правила ведения реестров сертификатов.
Установлены функции и задачи удостоверяющих центров как места, где предприятия и организации будут получать сертификаты ключей ЭЦП.
Определен порядок лицензирования удостоверяющих центров. Лицензии выдает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Этот же орган будет вести единый государственный реестр сертификатов ключей ЭЦП.
При этом эксперты отмечают чрезмерную жесткость этого закона, проявляющуюся главным образом в требовании обязательной сертификации средств шифрования, применяемых в ЭЦП. Это приведет, по их мнению, к тому, что на рынке не останется места средствам шифрования, не сертифицированным ФАПСИ, также как и удостоверяющим центрам, не связанным с федеральным агентством. Таким образом, принятие такого варианта закона не внесет значительных сдвигом в работе коммерческих структур.
Тем не менее, ищутся возможности решить проблемы интернет-платежей и в существующих условиях. В апреле 2001 г. система интернет-платежей GyberPlat объявила, что обеспечивает авторизацию предоплатных скретч-карт e-port в режиме реального времени. Теперь этими скретч-картами можно оплачивать покупки в Интернете. Реализация этого проекта сдерживалась тем, что по российскому законодательству все услуги и товары, продаваемые по предоплате, должны быть указаны в договоре. В данном случае эта проблема решается таким образом, что клиент при покупке карты отсылается к списку товаров на сайте, и таким образом производит предоплату заранее известных ему товаров и услуг.
Но сами банкиры часто связывают уровень развития интеренет-банкинга с уровнем развития ЭТ.