II. Организация и руководство выполнением курсовой работы
ПОЛОЖЕНИЕ
О курсовой работе
I. Общие положения
1. Настоящее положение регламентирует порядок, устанавливает общие правила подготовки, оформления и защиты курсовых работ курсантами, студентами и слушателями (далее - обучающиеся) федерального казенного образовательного учреждения высшего образования «Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний» (далее – институт) и разработано на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (далее – ФГОС ВО).
2. Курсовая работа представляет собой самостоятельное исследование одной из актуальных проблем по соответствующей дисциплине (дисциплинам).
3. Основной целью курсовой работы является расширение, углубление знаний обучающихся по дисциплине и формирование у них навыков научно-исследовательской деятельности.
4. Курсовая работа выполняется в пределах часов, отводимых на изучение учебной дисциплины, и является необходимым элементом самостоятельной работы обучающихся.
5. Перечень дисциплин, по которым предусматривается написание курсовой работы, определяются учебными планами.
6. Задачи курсовой работы:
закрепление и углубление теоретических и практических знаний по дисциплине;
овладение навыками работы с нормативной документацией, научной литературой, интернет-ресурсами;
углубление уровня и расширение объема общекультурных, профессиональных и других компетенций;
систематизация научных знаний;
приобретение навыков творческого мышления, обобщения и анализа;
развитие интереса к научно-исследовательской работе;
формирование умений и навыков самостоятельной организации научно-исследовательской работы;
выработка умений применять полученные знания для решения конкретных профессиональных задач.
II. Организация и руководство выполнением курсовой работы
7. Тематика курсовых работ должна быть актуальной и соответствовать специальности (направлению подготовки), современному состоянию и перспективам развития науки, а также задачам изучения данной дисциплины.
Темы курсовых работ разрабатываются, обсуждаются и утверждаются на заседании кафедры.
Общее количество тем курсовых работ должно превышать общее количество обучающихся не менее чем на 10 %. Темы курсовых работ должны быть актуальными, ежегодно обновляться не менее чем на 20 %.
8. Обучающийся может выбрать темы курсовой работы в сроки, установленные кафедрой.
Если обучающийся не выбрал тему курсовой работы в установленные сроки, кафедра закрепляет за ним тему самостоятельно.
9. Обучающийся может предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее разработки при согласовании с начальником кафедры и/или научным руководителем.
10. При выборе темы курсовой работы обучающийся должен учитывать:
ее актуальность;
познавательный интерес к ней;
возможность последующего более глубокого исследования проблемы (написание выпускной квалификационной работы).
11. Научный руководитель назначается кафедрой в соответствии с планируемой учебной нагрузкой профессорско-преподавательского состава кафедры.
12. Научный руководитель осуществляет руководство и контроль выполнения курсовой работы. В период написания курсовой работы научный руководитель выполняет следующие функции:
оказывает обучающемуся помощь в составлении плана;
рекомендует научную литературу, справочные, статистические материалы и др. источники информации по выбранной теме;
осуществляет контроль за ходом выполнения курсовой работы;
оценивает содержание курсовой работы;
дает рецензию на курсовую работу.
Научный руководитель несет ответственность за качество представленной к защите курсовой работы.
13. Закрепление тем курсовых работ и научных руководителей рассматривается и утверждается на заседании кафедры.
14. Выписки из протоколов заседания кафедр о закреплении тем курсовых работ за курсантами, студентами и слушателями предоставляются в учебный отдел, деканат факультета внебюджетной подготовки, юридический факультет (заочная форма обучения) (далее – учебное подразделение) соответственно.
III. Структура и содержание курсовой работы
15. Структура курсовой работы должна включать:
титульный лист;
оглавление;
введение;
основную часть;
заключение;
библиографический список;
приложения (при необходимости).
16. Титульный лист должен быть оформлен согласно приложению 1.
17. Оглавление включает порядковые номера и наименование структурных элементов курсовой работы с указанием номера страницы, на которой они помещены (приложение 2).
18. Во введении раскрывается актуальность темы с обоснованием теоретической и практической важности выбранной для исследования проблемы. Формулируются объект, предмет, цель и задачи работы, методы исследования и структура работы.
19. Основная часть курсовой работы может содержать следующие части:
главы;
разделы (параграфы);
пункты;
подпункты.
20. Каждый элемент основной части должен представлять собой законченный в смысловом отношении фрагмент курсовой работы.
Разделы курсовой работы должны быть взаимосвязаны. Рекомендуется, чтобы каждая глава заканчивалась выводами, позволяющими логически перейти к изложению следующего материала.
21. В основной части курсовой работы описывается сущность предмета исследования, его современное состояние и тенденции развития. На основе обзора учебной и специальной научной литературы оценивается степень и изученность исследуемой проблемы. Сопоставляются различные мнения, высказывается собственная точка зрения по дискуссионным (по-разному освещаемым в научной литературе) и нерешенным вопросам. Содержание этой части должно показать степень ознакомления обучающегося с поставленной проблемой и современным научно-теоретическим уровнем исследований в данной области, а также умение работать с фактическим материалом, сжато и аргументировано формулировать задачи и результаты исследований и давать обоснованные рекомендации по решению выявленных проблем.
22. Основные теоретические положения и выводы следует иллюстрировать эмпирическими данными из статистических справочников, монографий, журнальных статей и других источников.
23. Цифровой материал приводится, как правило, в виде таблиц. Для наглядности рекомендуется включать иллюстрированные материалы (графики, диаграммы и др.).
24. Заключение – краткое изложение основных, наиболее существенных результатов проведенного исследования, сформулированных в виде выводов, соответствующих цели и поставленным во введении задачам исследования. Объем заключения должен содержать не менее 3 страниц.
25. Библиографический список должен быть представлен основными источниками по теме: нормативными правовыми актами и официальными документами; научными, учебными и справочными изданиями; материалами периодической печати; электронными ресурсами и эмпирическими материалами (приложение 3).
26. Список должен содержать не менее 20 современных источников, изученных обучающимся (преимущественно даты издания не более 10 лет относительно года написания курсовой работы, кроме исторических тем) без учета нормативных правовых актов и эмпирических материалов.
27. На основные приведенные в списке источники должны быть ссылки в тексте курсовой работы.
28. Приложения – вспомогательные иллюстративно-графические, табличные, расчетные и текстовые материалы, которые нецелесообразно (объем более 1 страницы) приводить в основном тексте курсовой работы.
29. Приложения к курсовой работе могут включать в себя материалы, дополняющие текст работы, инструкции, описание методик, программных средств, протоколы, заключения экспертизы, акты внедрения и т.д.
30. Приложения помещаются в конце курсовой работы, каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок.
Приложения нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерации. Номер приложения размещается в правом верхнем углу над заголовком после слова «Приложение» (например: Приложение 1).
На все приложения в основной части курсовой работы должны быть ссылки. Последовательность приложений должна соответствовать их упоминанию в тексте.