Для студентов заочной формы обучения на базе среднего (полного) общего образования
Ростовский филиал
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Российская академия правосудия»
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
СУДЕБНАЯ СТАТИСТИКА
Учебно-методический комплекс
для студентов заочной формы обучения
по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция
Ростов-на-Дону
Авторы:
Дровалева Л.С., к.п.н., доцент, заведующая кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского филиала Российской академии правосудия
Ковалев Е.А., доцент, кандидат физико-математических наук, заместитель заведующего кафедрой информационного права, информатики и математики Российской академии правосудия
Рецензенты:
Абанина Т.А., доцент, кандидат физико-математических наук, заведующая кафедрой общих гуманитарных и естественнонаучных дисциплин НОУ Ростовского социально-экономического института,
Овсова О.М., старший преподаватель кафедры гуманитарных
и социально-экономических дисциплин Ростовского филиала Российской академии правосудия
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция, квалификация (степень выпускника) «Бакалавр».
Одобрен на заседании кафедры ГСЭД Ростовского филиала Российской академии правосудия (протокол № 7 от 08.02.12).
Утвержден Учебно-методическим советом Ростовского филиала Российской академии правосудия (протокол № 7 от 6 марта 2012 г.).
© Ростовский филиал
Российской академии правосудия, 2012
© Дровалева Л.С., 2012
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………….4
Объём дисциплины и виды учебной работы…………………………..6
Тематический план……………………………………………………………….7
Программа курса…………………………………………………………………11
Планы практических и семинарских занятий………………………..15
Методические материалы по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы под руководством преподавателя…………………………………………………………………………………22
Задания для выполнения контрольных работ (примеры)………38
Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля…………………………………………………………………………………………599
Литература…………………………………………………………………………..61
Вопросы для подготовки к зачету…………………………………………64
ВВЕДЕНИЕ
«Судебная статистика» является дисциплиной по выбору студента вариативной части информационно-правового цикла по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция»
Место этой дисциплины в подготовке юристов определяется тем, что судебная статистика имеет большое значение в исследовании правовых явлений, в принятии управленческих решений, в развитии судебной системы, в осуществлении ведомственного нормотворчества, законотворчества, в обеспечении эффективной деятельности по борьбе с преступностью, по контролю над преступностью. Анализ статистических данных позволяет корректировать основные направления судебной реформы посредством принятия нового законодательства и изменений в действующем законодательстве.
Судебная статистика, как отрасль статистической науки, изучает не только количественную сторону (в неразрывной связи с качественными особенностями) правовых явлений, которые входят в сферу деятельности судов, но и саму многогранную деятельность органов правосудия.
Изучение судебной статистики играет достаточно серьезную роль в подготовке юристов высокой квалификации. Каждый юрист должен владеть основными вопросами теории судебной статистики (статистическая методология, статистическое наблюдение, сводка и группировка, статистические показатели и статистический анализ).
Цель курса.Посредством формирования у студентов знаний, умений и навыков в вопросах судебной статистики, содействовать становлению квалифицированных специалистов в области юриспруденции. Специалистов, которые могут пользоваться статистическими методами в работе с реальной социально-правовой информацией, в проведении социально-правовых исследований.
Изучение курса судебной статистики предусматривает решение следующих задач:
- обеспечение усвоения студентами основ общей теории статистики и судебной статистики в частности;
- ознакомление с организацией статистической работы в судах;
- обучение студентов методам сбора, обработки и анализа статистических данных о деятельности судов, о судимости;
- выработка некоторых навыков подготовки статистических отчетов.
В результате изучения курса судебной статистики студенты должны
знать:
- нормативно-правовые акты, регламентирующие ведение статистической работы в судах;
- методику проведения сплошного (несплошного) наблюдения правовых явлений;
- сущность обобщающих показателей;
- основы анализа статистических данных;
уметь:
- осуществлять первичный учет и отчетность;
- строить разнообразные статистические таблицы, статистические графики;
- исчислять различные статистические показатели (абсолютные, относительные, средние показатели, показатели вариации);
владеть:
- навыками работы с конкретным статистическим материалом судебных органов и анализа данных судебной статистики;
иметь представление:
- об использовании специализированных компьютерных программ для обработки статистических данных в судебной системе,
- о научных принципах организации статистических служб системы Росстата.
Для успешного освоения дисциплины обучающийся должен:
- иметь навыки в обращении с компьютерной техникой;
- уметь использовать СПС для поиска НПА;
- знать школьный курс математики;
- иметь навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Теоретические знания и практические навыки, полученные студентом при изучении дисциплины, должны быть использованы:
- в процессе изучения курсов уголовное право, гражданское право, административное право, уголовный процесс, гражданский процесс, криминология, судебное делопроизводство.
- при изучении тех дисциплин учебного плана, по которым предусмотрено проведение курсовых исследований.
Компетенции обучающихся формируемые в результате изучения дисциплины
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
- стремится к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-7)
Учитывая требования ФГОС ВПО, в тематическом плане предусмотрены занятия в активных и интерактивных формах проведения, в разделе «Планы практических (семинарских) занятий» представлена структура занятий такого типа с указание темы, цели, формы, технологии проведения.
Курс судебной статистики включает в себя четыре раздела (модуля):
Модуль 1. Введение в дисциплину. Модуль 2. Основные понятия и методы статистики. Модуль 3. Обобщающие показатели статистики. Модуль 4. Ряды динамики.
Учебно-материальное обеспечение курса представляет собой компьютерные классы (из расчета 1 компьютер на одного студента) с установленным на них программным обеспечением.
ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы (по учебному плану) | Количество часов по формам обучения | ||
Заочная (на базе среднего (полного) общего образования) | Заочная (на базе ВПО) | Заочная (на базе СПО) | |
Зачетные единицы – общая трудоёмкость | 1 з.е. – 36 ч | 1 з.е. – 36 ч | |
Аудиторные занятия | 4ч | 6 ч | |
Из них: лекции | - | - | |
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа под контролем преподавателя, НИРС | |||
Форма итогового контроля | Зачёт | Зачёт | Зачёт |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
для студентов заочной формы обучения на базе среднего (полного) общего образования
(разделы дисциплины, темы занятий, количество часов)
№ п/п | Раздел, тема дисциплины | Виды учебной работы в часах | Активные, интерактивные формы проведения занятия | |
Семинарские (практические) занятия | Самостоятельная работа | |||
1. | Модуль 1. Введение в дисциплину | |||
1.1. | Тема 1.1. Судебная статистика как научная и учебная дисциплина | Работа в малых группах. Работа на компьютере с СПС | ||
1.2. | Тема 1.2. Учет и отчетность в судах | |||
2. | Модуль 2. Основные понятия и методы статистики | |||
2.1. | Тема 2.1. Статистическое наблюдение – первый этап статистического исследования | |||
2.2. | Тема 2.2. Сводка и группировка материалов статистического наблюдения | |||
3. | Модуль 3. Обобщающие показатели статистики | |||
3.1. | Тема 3.1. Абсолютные и относительные величины | Индивидуальная работа на персональном компьютере. Решение задачи в малой группе | ||
3.2. | Тема 3.2. Средние величины и показатели вариации в судебной статистике | |||
3.3. | Тема 3.3. Графический метод представления статистических данных | |||
4. | Модуль 4. Ряды динамики | |||
4.1. | Тема 4.1. Понятие и классификация рядов динамики | |||
4.2. | Тема 4.2. Исследование ряда динамики | |||
ИТОГО |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН