Для студентов заочной формы обучения на базе среднего (полного) общего образования

Ростовский филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Российская академия правосудия»

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

СУДЕБНАЯ СТАТИСТИКА

Учебно-методический комплекс

для студентов заочной формы обучения

по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция

Ростов-на-Дону

Авторы:

Дровалева Л.С., к.п.н., доцент, заведующая кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского филиала Российской академии правосудия

Ковалев Е.А., доцент, кандидат физико-математических наук, заместитель заведующего кафедрой информационного права, информатики и математики Российской академии правосудия

Рецензенты:

Абанина Т.А., доцент, кандидат физико-математических наук, заведующая кафедрой общих гуманитарных и естественнонаучных дисциплин НОУ Ростовского социально-экономического института,

Овсова О.М., старший преподаватель кафедры гуманитарных

и социально-экономических дисциплин Ростовского филиала Российской академии правосудия

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция, квалификация (степень выпускника) «Бакалавр».

Одобрен на заседании кафедры ГСЭД Ростовского филиала Российской академии правосудия (протокол № 7 от 08.02.12).

Утвержден Учебно-методическим советом Ростовского филиала Российской академии правосудия (протокол № 7 от 6 марта 2012 г.).

© Ростовский филиал

Российской академии правосудия, 2012

© Дровалева Л.С., 2012

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….4

Объём дисциплины и виды учебной работы…………………………..6

Тематический план……………………………………………………………….7

Программа курса…………………………………………………………………11

Планы практических и семинарских занятий………………………..15

Методические материалы по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы под руководством преподавателя…………………………………………………………………………………22

Задания для выполнения контрольных работ (примеры)………38

Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля…………………………………………………………………………………………599

Литература…………………………………………………………………………..61

Вопросы для подготовки к зачету…………………………………………64


ВВЕДЕНИЕ

«Судебная статистика» является дисциплиной по выбору студента вариативной части информационно-правового цикла по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция»

Место этой дисциплины в подготовке юристов определяется тем, что судебная статистика имеет большое значение в исследовании правовых явлений, в принятии управленческих решений, в развитии судебной системы, в осуществлении ведомственного нормотворчества, законотворчества, в обеспечении эффективной деятельности по борьбе с преступностью, по контролю над преступностью. Анализ статистических данных позволяет корректировать основные направления судебной реформы посредством принятия нового законодательства и изменений в действующем законодательстве.

Судебная статистика, как отрасль статистической науки, изучает не только количественную сторону (в неразрывной связи с качественными особенностями) правовых явлений, которые входят в сферу деятельности судов, но и саму многогранную деятельность органов правосудия.

Изучение судебной статистики играет достаточно серьезную роль в подготовке юристов высокой квалификации. Каждый юрист должен владеть основными вопросами теории судебной статистики (статистическая методология, статистическое наблюдение, сводка и группировка, статистические показатели и статистический анализ).

Цель курса.Посредством формирования у студентов знаний, умений и навыков в вопросах судебной статистики, содействовать становлению квалифицированных специалистов в области юриспруденции. Специалистов, которые могут пользоваться статистическими методами в работе с реальной социально-правовой информацией, в проведении социально-правовых исследований.

Изучение курса судебной статистики предусматривает решение следующих задач:

- обеспечение усвоения студентами основ общей теории статистики и судебной статистики в частности;

- ознакомление с организацией статистической работы в судах;

- обучение студентов методам сбора, обработки и анализа статистических данных о деятельности судов, о судимости;

- выработка некоторых навыков подготовки статистических отчетов.

В результате изучения курса судебной статистики студенты должны

знать:

- нормативно-правовые акты, регламентирующие ведение статистической работы в судах;

- методику проведения сплошного (несплошного) наблюдения правовых явлений;

- сущность обобщающих показателей;

- основы анализа статистических данных;

уметь:

- осуществлять первичный учет и отчетность;

- строить разнообразные статистические таблицы, статистические графики;

- исчислять различные статистические показатели (абсолютные, относительные, средние показатели, показатели вариации);

владеть:

- навыками работы с конкретным статистическим материалом судебных органов и анализа данных судебной статистики;

иметь представление:

- об использовании специализированных компьютерных программ для обработки статистических данных в судебной системе,

- о научных принципах организации статистических служб системы Росстата.

Для успешного освоения дисциплины обучающийся должен:

- иметь навыки в обращении с компьютерной техникой;

- уметь использовать СПС для поиска НПА;

- знать школьный курс математики;

- иметь навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Теоретические знания и практические навыки, полученные студентом при изучении дисциплины, должны быть использованы:

- в процессе изучения курсов уголовное право, гражданское право, административное право, уголовный процесс, гражданский процесс, криминология, судебное делопроизводство.

- при изучении тех дисциплин учебного плана, по которым предусмотрено проведение курсовых исследований.

Компетенции обучающихся формируемые в результате изучения дисциплины

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

- стремится к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-7)

Учитывая требования ФГОС ВПО, в тематическом плане предусмотрены занятия в активных и интерактивных формах проведения, в разделе «Планы практических (семинарских) занятий» представлена структура занятий такого типа с указание темы, цели, формы, технологии проведения.

Курс судебной статистики включает в себя четыре раздела (модуля):

Модуль 1. Введение в дисциплину. Модуль 2. Основные понятия и методы статистики. Модуль 3. Обобщающие показатели статистики. Модуль 4. Ряды динамики.

Учебно-материальное обеспечение курса представляет собой компьютерные классы (из расчета 1 компьютер на одного студента) с установленным на них программным обеспечением.

ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество часов по формам обучения
Заочная (на базе среднего (полного) общего образования) Заочная (на базе ВПО) Заочная (на базе СПО)
Зачетные единицы – общая трудоёмкость 1 з.е. – 36 ч   1 з.е. – 36 ч
Аудиторные занятия 6 ч
Из них: лекции - -
Семинарские (практические) занятия
Самостоятельная работа под контролем преподавателя, НИРС
Форма итогового контроля Зачёт Зачёт Зачёт

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для студентов заочной формы обучения на базе среднего (полного) общего образования

(разделы дисциплины, темы занятий, количество часов)

№ п/п Раздел, тема дисциплины Виды учебной работы в часах Активные, интерактивные формы проведения занятия
Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа
1. Модуль 1. Введение в дисциплину
1.1. Тема 1.1. Судебная статистика как научная и учебная дисциплина Работа в малых группах. Работа на компьютере с СПС
1.2. Тема 1.2. Учет и отчетность в судах
2. Модуль 2. Основные понятия и методы статистики
2.1. Тема 2.1. Статистическое наблюдение – первый этап статистического исследования    
2.2. Тема 2.2. Сводка и группировка материалов статистического наблюдения    
3. Модуль 3. Обобщающие показатели статистики
3.1. Тема 3.1. Абсолютные и относительные величины Индивидуальная работа на персональном компьютере. Решение задачи в малой группе
3.2. Тема 3.2. Средние величины и показатели вариации в судебной статистике
3.3. Тема 3.3. Графический метод представления статистических данных
4. Модуль 4. Ряды динамики
4.1. Тема 4.1. Понятие и классификация рядов динамики    
4.2. Тема 4.2. Исследование ряда динамики    
  ИТОГО  

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наши рекомендации