Использование гистограммы в фотографии
Фотографы, работавшие с аналоговыми камерами, хорошо знают, что для того чтобы кадр вышел удачным, нужно приложить недюжинные усилия. Особенно это касается экспонирования. Анализ изображений можно было произвести только постфактум, и повлиять на них было уже невозможно. Конечно, если съемка была студийной, то можно было попытаться повторить работу, изменив ряд параметров, при съемке же с натуры, неудачный кадр изменить, было невозможно.
С развитием цифровых технологий появился целый ряд новых возможностей для фотографа. Теперь результаты своего труда фотограф может не только видеть на дисплее цифровика, но и анализировать непосредственно в процессе съемке, а значит, и влиять на результат. Одним из инструментов анализа является гистограмма.
Казалось бы, дисплеи современных фотокамер достаточно качественные, и передают заснятое изображение, однако каждый дисплей имеет свой уровень яркости, и изображение на дисплее при различном освещении будет значительно разниться. Вот тут то и придет на помощь гистограмма.
Вообще гистограмма — это один из стандартных графиков, который описывает заданный массив данных относительно заданных параметров. Гистограмма в фотографии это столбчатая диаграмма, являющая собой отчет о расположении на изображении полутонов. По горизонтали такого графика расположена шкала яркости — слева, на точке 0 — абсолютно черные области, справа — точка 255 — абсолютно белые. По вертикали откладываются точки, которые обозначают относительное число пикселей с соответствующей яркостью. Нетрудно догадаться, что столбики этой диаграммы показывают количество пикселей каждого оттенка. Если, например весь кадр будет черным, то слева на гистограмме мы увидим слева узкую вертикальную полоску, если полностью белым — полоска будет справа, если серым — то посередине. Для естественной фотографии гистограмма будет выглядеть в виде кривой, которая позволит фотографу определять уровни яркости снимка.
Как читать гистограмму? При недостаточном экспонировании или переэкспонировании график гистограммы будет сдвинут влево или вправо. Другими словами, потеря темных тонов отобразится в гистограмме, сдвинутой в сторону светлых тонов (вправо), и наоборот.
Однако смещение графика не обязательно свидетельствует о неверной экспозиции, такие особенности гистограммы могут быть обусловлены композиционным решением снимка или особенностями объекта. К примеру, на фото снежного поля или пустыне может не оказаться темных участков вообще. И такая гистограмма, сдвинутая вправо, отнюдь не свидетельствует об ошибках фотографа, или о том, что изображение нужно затемнить.
«Идеала» гистограммы не существует в принципе, она работает только вспомогательным инструментом. Есть только несколько общепринятых рекомендаций:
1. Гистограмма к краям тонового диапазона должна подходить более менее плавно.
2. Весь тоновый диапазон должен быть использован эффективно — не должно быть острых «зубов».
Анализируя график гистограммы, фотограф может исправлять недостатки изображения прямо в процессе съемки. Стоит обращать особое внимание на острые выступы или неожиданные полосы, они свидетельствуют либо о том, что на матрице есть помехи, либо, сообщает о превалировании на снимке какого-то оттенка. В таких случаях целесообразно производить экспокоррекцию за счет увеличения или уменьшения выдержки.
Конечно, наиболее эффективно использование гистограммы в студийной съемке, когда можно сразу же внести необходимые коррективы в настройки камеры. Однако, информация, полученная на этом графике, позволяет и в графическом редакторе работать более эффективно.
Подытожим. Использование гистограммы позволяет оценить качество фотографии, как во время съемки, так и в процессе обработки в редакторе. Ошибки экспонирования можно минимизировать, сведя их практически к нулю. Гистограмма в фотографии — один из удобнейших инструментов фотографа, без нее в ряде случаев просто невозможно создавать качественные изображения.