Использование Интернета и интернет-услуг в практической маркетинговой деятельности (на примере предприятий г.Сыктывкара)

Почти все аспекты маркетинговой деятельности очень многих предприятий сегодня связаны с использованием Интернета, причем его роль постоянно возрастает. Традиционные инструменты маркетинга, которые используются в Сети, становятся более эффективными, а Интернет предоставляет предприятиям все новые возможности для установления и поддержания связей с партнерами, поиска необходимой информации, электронной торговли. Интересен тот факт, что сегодня даже в небольшом городе, каким является и Сыктывкар, собственный web-сайт перестал восприниматься предприятиями, как нечто, являющееся прерогативой крупных компаний. Любому предприятию, вне зависимости от его отраслевой принадлежности, формы собственности, размера и др. характеристик, вполне по силам не просто выйти в Интернет, но и добиться там успеха. По нашему мнению, именно поэтому исследования, посвященные анализу возможностей Сети и основных областей применения Интернета и Интернет-услуг в маркетинге, могли бы оказаться полезными.

Очевидно, что часть производственных предприятий является покупателями Интернет-услуг, однако, есть и предприятия, которые не пользуется этими услугами, поэтому здесь необходимо подчеркнуть значимость Интернет-услуг и выгоды от их использования в маркетинговой деятельности конкретных предприятий – покупателей услуг.

Исследования состоит в определении основных направлений в использовании средств и возможностей Интернета в качестве маркетингового инструмента предприятиями различных отраслей города Сыктывкара [11].

5.1 Общая характеристика основных направлений и средств использования Интернета предприятиями г. Сыктывкара в маркетинговой деятельности.

Среди изученных фирм 40 используют Интернет (49%), а 42 – нет (51%).

Однако в данном случае важным является не только определение доли предприятий, использующих Интернет, но и качественный состав фирм, работающих в онлайне. Мы предполагали, что отношение к Интернету у молодых, недавно созданных предприятий, и предприятий, созданных в советское время, различно. Кроме того, возможно, размер предприятия также может оказывать влияние на использование Сети в деятельности предприятия.

Из 40 предприятий, использующих Сеть, большинство (57,5 %) составляют молодые предприятия, относительно недавно созданные (менее 5 лет назад). То, что эти фирмы создавались уже в условиях конкуренции, не могло не сказаться на их желании использовать современные информационные технологии для повышения эффективности ведения бизнеса. Большинство предприятий, основанных менее 2 лет назад (55%) и от 2 до 5 лет назад (57%), используют Интернет, в то время, как более «старые» предприятия пока не внедрили Интернет в свою деятельность - Сеть используют лишь 39% предприятий, созданных от 5 до 10 лет назад, и 43% , образованных более 10 лет назад.

Также было выяснено, что из крупных фирм 70% используют Интернет, из предприятий среднего масштаба Интернет используют 47,5%, а из малых фирм его используют приблизительно 44%.

Следующим этапом в анализе было изучение основных направлений, в которых фирмы используют Интернет. Чаще всего изученные фирмы пользуются Интернет для поддержания деловой связи – 31 фирма (78% тех, кто использует Интернет), для изучения рынка – 23 фирмы (58%). В целях рекламы товаров в сети Интернет используют 17 организаций (42,5%), продажи – 11 (27,5%), покупки – 8, поиска информации – 7, сервиса и послепродажного обслуживания – 6 и для поиска партнеров – 1 предприятие. Таким образом, Интернет рассматривается, прежде всего, как средство коммуникации, но использование e-mail в меньшей степени характеризуют Интернет как инструмент маркетинга, кроме тех случаев, когда устанавливаются долговременные отношения с партнерами.

Фирмы, использующие Интернет, применяют следующие средства: электронная почта (100%), информационный поиск (92%), собственный сайт (47,2%), электронные доски объявлений (25%), почтовые реестры в электронной почте (16,6%), одна фирма использует многопользовательский диалог. Нужно отметить, что ни одна из изученных фирм не использует голосовую связь, видео конференции и ретрансляцию беседы в Интернете. Причиной этого, скорее всего, является высокая цена этих услуг, а также необходимость наличия специального оборудования.

Среди выгод, которые приносит Интернет, предприятия чаще всего выделяли: получение оперативной информации (83%), приобретение новых партнеров (58,3%), укрепление отношений с партнерами (40,5%), увеличение объема продаж (40,5%), быстрое реагирование на изменение рыночных условий (38%).

Конечно, из вышесказанного нельзя делать вывод о том, что предприятия, использующие Интернет, более эффективны (в том смысле, что работа в онлайне повышает эффективность). Скорее можно сказать, что фирмы, больше преуспевающие в своей деятельности (их, пожалуй, можно охарактеризовать как более «прогрессивные»), работают в Сети [11].

5.2 Причины, по которым предприятия не используют Интернет и их намерения использовать Сеть в будущем

Почему же половина предприятий не использует Интернет для достижения своих маркетинговых целей? Самой распространенной причиной является отсутствие у предприятий средств (64,3%), следующей причиной является отсутствие необходимости в использовании Интернета (31%). Из-за того, что нет необходимых специалистов, Интернет не использует 19% фирм. На отсутствие необходимой техники и на отсутствие времени сослались 12 % предприятий. Одна организация ответила, что она не использует Интернет в целях безопасности.

Более половины предприятий, не использующих Интернет в настоящее время, возможно, в будущем будет пользоваться им в следующих направлениях: поддержание деловой связи, изучение рынка и реклама товаров в Сети - 37,5% фирм. Для покупки, продажи, сервиса и послепродажного обслуживания, получения информации Интернет намерены использовать 8,3% организаций [11].

5.3 Потенциальные покупатели Интернет-услуг

В ходе исследования мы выяснили, что 37% предприятий не пользуются интернет-услугами по причине отсутствия средств; 22% - из-за отсутствия необходимости в такого рода услугах. Выявленные причины неравнозначны: первая причина представляется более объективной, во втором случае возможны

В будущем изученные организации хотели бы использовать интернет-услуги. Наиболее часто назывались рекламные услуги на досках объявлений (7 организаций); финансовые услуги (6 организаций); услуги фирм, нацеленных на электронную торговлю (6 организаций); услуги по созданию и поддержанию сайта (4 организации) [11].

5.4 Специфика использования Интернета и интернет-услуг в отдельных отраслях

Целью отраслевого анализа было выяснить степень различия в использовании Интернета предприятиями разных отраслей. Тот факт, что различия все-таки существуют наглядно продемонстрирован на рисунке 5.1

Использование Интернета и интернет-услуг в практической маркетинговой деятельности (на примере предприятий г.Сыктывкара) - student2.ru

Рисунок 5.1 - Использование Интернета предприятиями различных отраслей.

На рисунке видно, что Интернет используют все рекламные агентства и средства массовой информации, высокий процент использования Интернет предприятиями связи, а сельскохозяйственные предприятия и предприятия бытового обслуживания в большинстве своем не являются пользователями Сети.

Промышленность

Менее половины промышленных предприятий города использует Интернет в своей деятельности, главным образом для поддержания деловой связи с партнерами и информационного поиска. В основном это крупные предприятия, образованные более 10 лет назад. Почти все они производят продукцию промежуточного потребления, а в этом случае можно с большой долей уверенности предположить, что большая часть товаров реализуется по долгосрочным договорам поставки постоянным покупателям. Именно последние являются в данном случае наиболее важными клиентами для фирмы, а потому меньшие усилия прилагаются к продвижению товара на свободный рынок, в т.ч. посредством Интернет. Предприятия же, производящие конечную продукцию, в основной своей массе относятся к продовольственному сектору и реализуют свою продукцию в пределах города, что также не стимулирует развитие Интернет-маркетинга.

Что касается Интернет-услуг, то известны единичные случаи использования списков- рассылок, рассылок новостей сервера и рекламных услуг на досках объявлений. При поиске информации, предприятия пользуются коммерческими и государственными веб-страницами. При электронной коммерции только одна фирма использует финансовые услуги через Интернет, что в принципе удивительно, поскольку объем рынка финансовых услуг через сеть в настоящее время близок к нулю. При рекламе товаров в Сети лишь одна фирма имеет собственный сайт, при этом она воспользовалась услугами по созданию сайта и регистрации места со всеми интерактивными двигателями поиска.

Основными причинами, по которой предприятия не используют Сеть, являются отсутствие средств, техники, а также потребности в Интернете. Однако на вопрос, в каких направлениях они собираются (или могли бы) использовать Интернет, респонденты в первую очередь указали поддержание деловой связи, реже - реклама товаров в Сети. Таким образом, направления возможного использования Интернет идентичны тем, которые указали реальные пользователи Сети. в будущем предприятия планируют пользоваться услугами фирм, нацеленных на электронную торговлю и финансовыми услугами.

Предприятия торговли

В исследование попало 28 торговых предприятий, в том числе фирмы, торгующие компьютерами, недвижимостью, оборудованием, продовольственными и промышленными товарами. 54 % торговых фирм используют Интернет в своей деятельности.

Фирмы, занимающиеся торговлей компьютерами.

Нужно отметить, что все фирмы, занимающиеся продажей компьютеров, пользуются Интернетом. В обследование попали крупные, средние и малые предприятия, созданные в 90 гг. Все они используют электронную почту, электронные доски объявлений, информационный поиск в Интернете, имеют свой собственный сайт. Все эти фирмы также пользуются интернет-услугами. При поддержании связи с партнерами они используют списки рассылки и специализированные дискуссионные листы, рассылки новостей сервера, рекламные услуги на досках объявлений; при поиске информации – коммерческие и государственные веб-страницы, поисковые сервера, услуги по комплектованию материалов прессы; при электронной коммерции – финансовые услуги и услуги фирм, нацеленных на электронную торговлю. Также фирмы, торгующие компьютерной техникой, используют услуги по созданию сайта, по регистрации места и участие сайта в рейтинге. Таким образом, специфика продаваемого товара определила наиболее полное использование возможностей Интернета в деятельности этих фирм.

Фирмы, торгующие промышленными товарами.

Всего было опрошено 12 фирм, из которых 9 (т.е.75 %) – используют Интернет для достижения маркетинговых целей. 8 из них (т.е. приблизительно 90%) были образованы не более 5 лет назад. Большая их часть пользуется Интернетом для изучения рынка (66%), для поддержания деловой связи (44%), для рекламы товаров в Сети (33%). Все эти фирмы используют электронную почту, 77% - информационный поиск, а также используются электронные доски объявлений и почтовые реестры в электронной почте. Только одна фирма имеет свой собственный сайт.

Как было выяснено, 25% этих фирм не используют Интернет в своей деятельности. Причинами этого являются недостаток средств, отсутствие в этом необходимости и отсутствие времени. В скором будущем пока никто из них не собирается применять Интернет.

Интернет-услугами пользуется 58% фирм, торгующих промышленными товарами. Большая их часть пользуется рассылками новостей сервера, услугами по комплектованию материалов прессы, государственными и коммерческими веб-страницами. Менее популярны прочие услуги. Было отмечено, что веб-страницы государственных учреждений и периодических изданий не удовлетворяют предъявляемым к ним требованиям.

Фирмы, занимающиеся торговлей продовольственными товарами.

К сожалению, ни одна из этих фирм не использует Интернет. Самой распространенной причиной этого является отсутствие средств, а также отмечали, что «некому этим заниматься, да и нет необходимой техники». Некоторые отвечали, что нет необходимости и времени использовать Интернет. Отсюда можно сделать вывод, что руководство этих фирм не видит преимуществ или выгод, которые могут принести современные технологии в бизнес. 25% этих фирм (всего лишь четверть!) в будущем хотят использовать Интернет для поддержания деловой связи, для рекламы товаров в Сети, а также для других целей. Некоторые респонденты сказали, что в будущем они, возможно, будут использовать следующие интернет-услуги: рекламные услуги на досках объявлений, списки-рассылки, коммерческие веб-страницы, финансовые услуги, услуги фирм, нацеленных на электронную торговлю, контекстный показ рекламы, регистрация места, услуги по созданию сайта и участие его в рейтинге.

Фирмы, торгующие промышленным оборудованием.

Три четверти предприятий, занимающиеся торговлей оборудованием, использует Интернет в своей деятельности, из них 100% - для поддержания деловой связи, 66,6% - для изучения рынка, 33,3% - для покупки и продажи в Интернете, для рекламы товаров в Сети, сервиса и послепродажного обслуживания. Таким образом, для данной группы предприятий в той или иной степени характерны все направления использования Интернет в маркетинговой деятельности. При этом они используют такие средства, как электронная почта (100%) и информационный поиск (66,:%). Только одна фирма имеет свой собственный сайт. Все фирмы считают, что использование Интернета приносит им определенные выгоды, укреплению связей с партнерами, получение оперативной информации, быстрое реагирование на изменение рыночной ситуации.

При поддержании связи с партнерами предприятия используют списки-рассылки, рассылки новостей сервера и рекламные услуги на досках объявлений, при поиске информации - услуги по комплектованию материалов прессы, коммерческие и государственные веб-страницы и поисковые сервера. При электронной коммерции - финансовые услуги и услуги фирм, нацеленных на электронную торговлю. При рекламе товаров в Сети - контекстный показ рекламы. Также они используют услуги по созданию сайта, участию сайта в рейтинге и регистрации места. Таким образом, перечень используемых данной группой Интернет-услуг довольно внушительный.

Предприятия финансовой сферы деятельности

В данную группу включены компании с принципиально различными направлениями деятельности: коммерческий банк, страховая компания, аудиторская фирма, риэлторские агентства. Специфической особенностью, позволяющей сгруппировать эти предприятия в одну группу, является использование важной и конфиденциальной финансовой информации. Резонно было предположить, что реализация услуг данных фирм может происходить посредством Сети. Однако только 2 фирмы используют Интернет в своей деятельности: для поддержания деловой связи и для изучения рынка. Эти фирмы пользуются электронной почтой, почтовыми реестрами и информационным поиском, что помогает им оперативно получать информацию и реагировать на изменение рыночных условий.

Те же фирмы, которые пользуется Интернетом, пользуется и интернет- услугами. В том числе при поддержании деловой связи с партнерами они пользуются рассылками новостей сервера и международными организациями связи; при поиске информации - государственными и коммерческими веб-страницами; при электронной коммерции - финансовыми услугами. Респонденты также указали, что предложение в нашем городе таких услуг, как рекламные услуги на досках объявлений, специальные программы по фильтрации через наблюдение, услуги по созданию сайта и услуги по регистрации места их не удовлетворяет.

Как было выяснено, большинство фирм, работающих в области финансов, не используют Интернет. В качестве причин этого некоторые указали, что им некогда этим заниматься, другие - что у них нет необходимой техники, а третьи - что они не пользуются Интернетом в целях безопасности. Последняя причины является специфической для предприятий финансовой сферы, что вполне объяснимо, поскольку защита (безопасность) данных остается одним из основных вопросов для финансовых фирм, которые хотели бы интегрировать Интернет в бизнес. Но нужно заметить, что 66% тех, кто в настоящее время не используют Интернет, в скором времени собираются это делать, в частности использовать Сеть для покупки и продажи услуг, для поддержания деловой связи, для изучения рынка, для рекламы своих товаров в Сети и для поиска необходимой им информации. Вероятность использования Сети в будущем фирмы связывают с решением проблемы безопасности связи через Интернет, а также с развитием Интернет- банков и платежных систем.

Сельскохозяйственные предприятия

Было изучено 4 сельскохозяйственных предприятия, из которых 3 не используют Интернет. В качестве причин респонденты выделяли отсутствие средств, а также заявляли, что нет необходимости этим заниматься. Все это связано с тем, что в нашей стране уже как десятилетие продолжается глубокий кризис в отрасли сельского хозяйства. Предприятия не знают, будут ли они пользоваться Интернетом в будущем. Возможно, они бы стали пользоваться Интернетом для изучения рынка и для поддержания связи с партнерами.

В ходе исследования выявлено только одно сельскохозяйственное предприятие, которое использует Интернет. На его примере рассмотрим возможные направления использования Сети в деятельности сельскохозяйственного предприятия. Было отмечено, что предприятие использует Интернет для изучения рынка, покупки и продажи в Интернете и рекламы товаров в Сети. В этих целях оно использует электронную почту, электронные доски объявлений, почтовые реестры в электронной почте, информационный поиск и собственный сайт. Также данное предприятие пользуется интернет-услугами. Так, для поддержания связи с партнерами оно использует списки-рассылки и рекламные услуги на досках объявлений; при поиске информации - услуги по комплектованию материалов прессы, коммерческие и государственные веб-страницы; при электронной коммерции - финансовые услуги и услуги фирм, нацеленных на электронную торговлю. Также оно пользуется услугами специализированных рекламных агентств и услугами по участию сайта в рейтинге. Таким образом, и в сельском хозяйстве возможно использовать типичные для других отраслей средства использования Интернета и Интернет-услуг. Другое дело, что потребуется время (и финансовые вложения) на внедрение современных технологий в эту отрасль.

Фирмы, оказывающие транспортные услуги

Процент транспортных предприятий, использующих Интернет в своей деятельности, невелик- 35,5%. Среди основных направлений использования Сети в основном выделяли изучение рынка и поддержание деловой связи. Для этих целей они применяют электронную почту и информационный поиск. 66% транспортных предприятий имеют свой сайт. Также некоторые из них пользуются почтовыми реестрами в электронной почте. Все они указали среди выгод, которые им приносит Интернет, получение оперативной информации. Некоторые указывали и на другие выгоды, но никто не сказал, что использование Интернета увеличивает их объем продаж.

Интернет-услугами пользуются 66% тех, кто пользуется Интернетом. При поддержании деловой связи эти фирмы пользуются списками-рассылками и специализированными дискуссионными листами, рассылками новостей сервера и международными организациями связи. При поиске информации они пользуются только коммерческими веб-страницами, при рекламе товаров в Сети - услугами по контекстному показу рекламы. Также они используют услуги по созданию сайта.

Было выяснено что, 64,5% транспортных предприятий не используют Интернет в своей деятельности. Почти все они указали в качестве главной причины этого то, что у них на это нет средств. Но в будущем некоторые эти предприятия планируют использовать Интернет для рекламы товаров в Сети, и изучения рынка. Некоторые из этих фирм в будущем собираются использовать финансовые услуги, услуги специализированных рекламных агентств, рекламные услуги на досках объявлений и списки-рассылки.

Строительные фирмы

Отметим сначала, что эту отрасль народного хозяйства сейчас трудно назвать преуспевающей: промышленное строительство в силу известных причин ведется неинтенсивно, практически не строятся типовые многоквартирные дома, на которых специализируются муниципальные строительные организации. Фирмы же, которые занимаются строительством престижных (по нашим меркам) домов, фокусируют свои усилия, как правило, на одном-двух объектах, не более, то есть являются небольшими, и масштабной деятельности не ведут. Естественно, трудно ожидать, что в таких условиях, предприятия будут активно работать в Интернете.

Только половина из них пользуются Интернетом для достижения своих маркетинговых целей. Все они считают это необходимым для поддержания связи с партнерами. Также они считают, что Интернет помогает им при изучении рынка и при рекламе товаров. Самостоятельно все они используют электронную почту. Также некоторые используют информационный поиск. Только одна фирма имеет свой сайт. Среди выгод от Интернета строительные фирмы выделяют получение оперативной информации (100%), увеличение объема продаж (66%), быстрое реагирование на изменение рыночных условий и приобретение новых партнеров (по 33%).

Все фирмы, которые пользуются Интернетом, также используют интернет-услуги. При поддержании деловой связи 30% использует рассылки новостей сервера. При рекламе товаров в Сети все они используют контекстный показ рекламы. Также все они используют услуги по созданию сайта, по регистрации места, а некоторые - по участию сайта в рейтинге.

Большая часть фирм, не пользующихся Интернетом, говорит, что им некогда этим заниматься. Также среди причин указываются отсутствие средств, техники и людей, которые занимались бы этим, но в будущем большая часть этих организаций собирается использовать Интернет, т.к. осознает, что он поможет им в изучении рынка, при поддержании связи с партнерами и в рекламе товаров. В будущем большая часть строительных фирм, возможно, будет использовать услуги по комплектованию материалов прессы.

Рекламные агентства

Было изучено всего 3 рекламных агентства. Все они используют и Интернет и интернет-услуги в своей деятельности в основном для поддержания деловой связи (100%), для изучения рынка (66%), для рекламы (66%), для поиска информации (33%). Все рекламные агентства пользуются электронной почтой. Больше половины использует свой сайт и информационный поиск. Также ими используются электронные доски объявлений. Всем им Интернет приносит выгоды, в т.ч. приобретение новых партнеров (66%), получение оперативной информации (66%) и другие.

Рекламные агентства для поддержания связи с партнерами используют следующие интернет-услуги: рассылки новостей сервера (33%), списки-рассылки и специализированные дискуссионные листы (33%). При поиске информации эти фирмы используют государственные и коммерческие веб- страницы (по 33%), услуги по комплектованию материалов прессы (66%). При рекламе товаров в Сети - контекстный показ рекламы (66%). Также они используют услуги по созданию сайта, участию сайта в рейтинге (66%) и услуги по регистрации места. Эти респонденты также оценили неудовлетворительно такие услуги, как комплектование материалов прессы и государственные веб-страницы.

Средства массовой информации

Все фирмы этой сферы деятельности используют и Интернет, и интернет-услуги для поддержания деловой связи (100%), для изучения рынка, для рекламы и для поиска информации, а также для послепродажного обслуживания клиентов. Все они используют электронную почту, информационный поиск. 50% имеют свой собственный сайт и используют электронные доски объявлений. Некоторые также используют почтовые реестры в электронной почте. Среди выгод, которые приносит Интернет, все они отметили приобретение новых партнеров и получение оперативной информации. Почти все они указали, что с помощью Интернета они укрепляют отношения со своими партнерами и, что он способствует увеличению объема продаж. При поддержании деловой связи некоторые фирмы пользуются рассылками новостей сервера и списками-рассылками. При поиске информации они пользуются государственными и коммерческими веб-страницами, услугами по комплектованию материалов прессы и поисковыми серверами. Также эти фирмы пользуются финансовыми услугами и услугами по участию сайта в рейтинге. 25% фирм оценивает неудовлетворительно услуги специализированных рекламных агентств и услуги по комплектованию материалов прессы. Возможно, недовольство средств массовой информации можно объяснить тем, что их профессиональная сфера деятельности также связана с рекламными услугами и подборкой информационных материалов, а, следовательно, они более критично (по сравнению с другими предприятиями) оценивают предлагаемые услуги.

Организации связи

Основными направлениями использования Интернета в деятельности организаций связи являются поддержание деловой связи (что естественно), изучение рынка, реклама, информационный поиск, сервис и послепродажное обслуживание, т.е. в данной группе применяются все основные направления использования Сети. Для реализации этих направлений они используют электронную почту, электронные доски объявлений, информационный поиск и собственные сайты.

При поддержании связи с партнерами они пользуются рекламными услугами на досках объявлений, списками-рассылками и рассылками новостей сервера, при поиске информации - коммерческими веб- страницами. При электронной коммерции востребованы услуги фирм, нацеленных на электронную торговлю, при рекламе товаров в Сети - контекстный показ рекламы и услуги специализированных рекламных агентств.

Использование Интернета приносит организациям связи выгоды по укреплению отношений с партнерами, приобретению новых партнеров, получению оперативной информации, быстрому реагированию на изменение рыночных условий и увеличению объема продаж. Другими словами отмечены все выгоды от использования Интернета.

Лишь одна из изученных организаций связи не использует Интернет по причине отсутствия средств, но она собирается использовать его в будущем для изучения рынка и поддержания деловой связи, для чего намерена использовать коммерческие веб-страницы, услуги по комплектованию материалов прессы и услуги фирм, нацеленных на электронную торговлю.

Организации бытового обслуживания

Более 80 % фирм данной отрасли не использует Интернет из-за отсутствия средств и квалифицированных специалистов. И только 18% из них собираются использовать Интернет в будущем для рекламы, изучения рынка и для поддержания связи с партнерами. Остальная (очень незначительная) часть предприятий используют Интернет для изучения рынка, поддержания связи с партнерами, рекламы, покупки и продажи в Интернете.

Итак, на основе всего вышеизложенного можно судить о том, что Интернет уже сегодня является важнейшим инструментом маркетинга практически в любой отрасли, предоставляя предприятиям огромные возможности совершенствования своего бизнеса. Сетью в основном пользуются фирмы таких сфер, как СМИ, связь, рекламные агентства и некоторые подразделения торговли (торговля компьютерами и оборудованием). Многие предприниматели перечисленных сфер стремятся использовать Сеть и даже извлекают из этого выгоды. В числе основных выгод отмечали: получение оперативной информации, приобретение новых партнеров, укрепление отношений с партнерами, увеличение объема продаж и быстрое реагирование на изменение рыночных условий. Однако, несмотря на осознание предприятиями получаемых выгод, дальше осуществления коммуникаций посредством e-mail и поиска информации дело заходит редко. Тому существуют несколько причин. Среди них в первую очередь следует назвать слишком малое количество пользователей Интернета в городе, а также недостаток высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий и, что очень важно, неразвитость системы расчетов и др.[11].

Необходимо также выделить сферы, предприятия которых на сегодняшний день практически не используют Интернет. К ним относятся сельское хозяйство, бытовое обслуживание, некоторые отрасли промышленности (пищевая, легкая) и торговля продуктами питания. Основная причина, по которой предприятия не используют Сеть, на наш взгляд, субъективна. Это, прежде всего, психологическое недоверие к Сети, непонимание того, как можно использовать ее в бизнесе, и как следствие, ссылки на недостаток времени и отсутствие необходимости в Интернете.

Говоря о перспективах, можно сказать, что больше половины фирм, не пользующихся Интернетом сегодня, намерены использовать его в будущем. Причем из привлекательных для них направлений они выделяют поддержание деловой связи, изучение рынка и рекламу товаров в Сети.

Кроме того, в исследовании было выяснено, какие интернет-услуги используют предприятия города Сыктывкара. При поддержании связи с партнерами фирмы пользуются рассылками новостей сервера, списками-рассылками и специализированными дискуссионными листами; при поиске информации - коммерческими веб-страницами, услугами по комплектованию материалов прессы и веб-страницами государственных учреждений. Также фирмы используют услуги по созданию сайта, по участию сайта в рейтинге и по регистрации места. В будущем, скорее всего, возникнет наибольший спрос на рекламные услуги на досках объявлений; списки-рассылки и специализированные дискуссионные листы; коммерческие веб-страницы; услуги фирм, нацеленных на электронную торговлю; услуги по контекстному показу рекламы.

Заключение

Коммерческое использование Интернета, в значительной степени связанное с появление и развитием службы World Wide Web, насчитывает менее чем одно десятилетие, однако за этот небольшой промежуток времени произошло громаднейшее число самых разнообразных событий, рождение большого числа новых компаний. Обороты рынка электронной коммерции за это время выросли во много раз и скоро достигнут отметки в $ трлн. Компаниям Интернет предоставил новый инструмент ведения бизнеса, средство снижения издержек и более полного удовлетворения потребностей потребителей. Потребители, в свою очередь, получили новый информационный источник о товарах и услугах, новые пути удовлетворения своих потребностей за счет возможности взаимодействия с более широких кругом компаний и новое эффективное средство коммуникации, как с компаниями, так и между собой.

Этот период зарождения электронного бизнеса выявил два важных момента. Во-первых, Интернет доказал свою высокую эффективность, как средства коммуникации, и высокий потенциал построенного на его основе глобального электронного рынка. Во-вторых, опыт компаний, либо пытающихся использовать Интернет, как дополнение своего традиционного (off-line) бизнеса, либо изначально построивших свой бизнес в Интернете, подтвердил важность и необходимость учета и использования всего существующего опыта по ведению коммерческой деятельности и использованию принципов маркетинга в своей деятельности.

Наряду с бурным ростом электронного бизнеса одним из важных явлений стало появление нового направления в маркетинге – Интернет-маркетинга. В некоторых источниках это направление также именуется как гипермаркетинг, в котором приставка гипер- подчеркивает гипермедийный характер среды Интернета. Все эти названия объединяет та сущность, которая лежит в основе глобальной компьютерной Сети – это гипер- и мультимедийная глобальная компьютерная среда предоставляющая невиданные до сих пор возможности взаимодействия, начиная от простого обмена информацией, кончая осуществлением финансовых транзакций, заключением сделок и доставкой цифровых продуктов.

Интернет-маркетинг можно условно разделить на два направления. Первое связано с применением инструментария Интернета для расширения системы маркетинга традиционных предприятий: организация информационного взаимодействия между сотрудниками компании, заказчиками, партнерами; проведение маркетинговых исследований; продвижение и продажа товаров через Интернет, а в случае их цифровой природы, доставка до покупателя; организация сервисного обслуживания и многое другое.

Второе направление связано с появлением новых видов моделей бизнеса, основой которых стал непосредственно сам Интернет и для которых он играет основополагающую роль, например, интернет-магазины, торговые электронные площадки, виртуальные информационные агентства, компании, оказывающие услуги для участников интернет-рынка, и т.д. Для этих направлений Интернет играет не только роль нового инструмента, цель которого повысить эффективность бизнес процессов и сократить издержки, его задача – принести прибыль.

Однако, как показывает накопленный опыт, вне зависимости от направления в основе успешной деятельности в Интернете и использования его инструментов в коммерческой деятельности продолжают оставаться ключевые принципы маркетинга. Новая среда только немного трансформирует и развивает приложение этих принципов на практике.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Таганов Д.Н. Интернет как новый элемент системы маркетинговых коммуникаций // Маркетинг №3 (70), 2003 г. - 66-73 с.

2. Успенский И.В. Интернет-маркетинг Учебник.- СПб.: Изд-во СПГУЭиФ, 2003. (www.aup.ru/books/m80/).

3. Голубков Е.П. Использование Интернета в маркетинге // Маркетинг в России и за рубежом №3 (29), 2002 г. (www.dis.ru/market/arhiv/2002/3/9.html)

4. Бушуева Л.И. Роль Интернет-услуг в практической маркетинговой деятельности // Маркетинг в России и за рубежом №4, 2001 г. (www.dis.ru/market/arhiv/2001/4.html)

5. Эксперт. – 2001.- №28. – С.36

6. Российский рекламный вестник. – 2001 г. - №5

7. Сергеева С.Е. Средства «Яндекс» как инструмент маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом №1, 2002 г. (www.dis.ru/market/arhiv/2002/1.html)

8. Мамыкин А.А. Стратегия и тактика маркетинга в Интернет // Маркетинг в России и за рубежом №2, 2000 г. (www.dis.ru/market/arhiv/2000/2.html)

9. http://referat.students.ru

10. http://oam2000.narod.ru/diplom.htm

11. Бушуева Л.И., Волкова М.А., Павлова Е.Р. Использование Интернета и Интернет-услуг в практической маркетинговой деятельности (на примере предприятий г.Сыктывкара) // Маркетинг в России и за рубежом №3, 2002 г. (www.dis.ru/market/arhiv/2002/3/9.html).

Наши рекомендации