Тема 4. Интернет-эвристика. Информационно-поисковые системы. Информационный запрос. Проблемы развития интернет-контента

(лаб./р. – 2 ч.)

Интернет-эвристика: задачи, виды (полнотекстовый, по метаданным, изображений), процедура (определение информационной потребности и формулировка информационного запроса; определение совокупности возможных держателей информационных массивов; извлечение информации из выявленных информационных массивов; ознакомление с полученной информацией и оценка результатов) информационного поиска.

Информационно-поисковые системы: их типы и отличительные свойства.

Информационный запрос: ключевые слова и логика. Создание «предметной области» или ядра ключевых слов. Формулировка сложных запросов по теме проекта.

Проблемы развития интернет-контента.

Тема 5. Средства поиска информации: поисковые системы. 1. Yandex

(лаб./р. – 2 ч.)

История Яndex. Как пользоваться поиском? Интерфейс. Базовые возможности. Результаты поиска. Поисковые подсказки. Диалоговые подсказки. Поисковые колдунщики. Исправление запроса. Расширенный поиск. Сниппеты профилей ВКонтакте. Дополнительные возможности. Фильтрация страниц для взрослых. Настройка поиска. Язык запросов: поисковый контекст; морфология, документные операторы. Поиск в Яндексе через браузеры. Поиск периодики в Яndex. Оформление отчета о результатах поиска.

Тема 6. Средства поиска информации: поисковые системы. 2. Google

(лаб./р. – 2 ч.)

История Google. Синтаксис поисковых запросов в Google. Исключение из Google поиска. Поиск по синонимам. Неопределённый поиск. Поиск на выбор из вариантов. Значение слова. Точное совпадение. Поиск по определённому сайту. Обратные ссылки. Поиск по типам файлов. Поиск кэшированной страницы. Поиск периодики в Google. Оформление отчета о результатах поиска.

Тема 7. Средства поиска информации: поисковые системы. 3. Rambler и другие поисковые машины

(лаб./р. – 2 ч.)

История Rambler. Опция «Поиск» в Rambler. Результаты поиска. Поисковые подсказки. Исправление запроса. Язык запросов. Статистика поисковых запросов. Поиск периодики в Rambler. Оформление отчета о результатах поиска. Другие поисковые системы: Yahoo, Bing, Mail.ru, Nigma, Qwant

Тема 8. Средства поиска информации: каталоги Интернет-периодики

(лаб./р. – 2 ч.)

Поисковый каталог как систематизированная коллекция (подборка) ссылок на другие ресурсы Интернета. Место каталогов в системе средств Интернет-поиска. Иерархическая структура поисковых каталогов. Каталоги периодики: Businesspress.ru, Mail.Ru, Media Guide, Park, Спортивный Рунет, Яндекс; Университетская информационная система (УИС) «Россия», Проект «Журнальный зал» в «Русском Журнале». Другие каталоги. Поиск в каталогах периодики по теме проекта. Оформление отчета о результатах поиска.

Тема 9. Средства поиска информации: серфинг

(лаб./р. – 2 ч.)

Эффективный Интернет-серфинг. Переход по ссылкам. Сохранение полезных web-страниц. Избранное. Добавление страниц в избранное. Отображение списка избранных страниц. Упорядочение списка избранных страниц. Панель ссылок. Сохранение ярлыков с короткими именами. Сохранение ярлыков web-страниц на рабочем столе. Сохранение web-страниц на жестком диске. Печать web-страниц. Сочетания клавиш Internet Explorer. Просмотр истории серфинга в обозревателе Internet Explorer. Оформление отчета о результатах серфинга

Тема 10. Поиск Интернет-ресурсов по теме исследовательского проекта. Анализ и критическая оценка найденной интернет-периодики. Оформление каталога ссылок. Анализ сайта и свежего номера интернет-издания

(лаб./р. – 10 ч.)

Поиск в Интернете периодики по теме с применением освоенных средств и приемов. Критерии включения издания в тематическую коллекцию. Составление списка найденных ресурсов. Оформление тематической коллекции адресов периодических изданий. Обязательные структурные элементы: название издания, подзаголовок, электронный адрес главной страницы, логотип, краткая характеристика издания, целевая аудитория, наличие полнотекстового архива (в каком формате доступен? с какого года?), наличие и способ огранизации обратной связи, скриншот главной страницы, с помощью какого средства поиска информации было найдено издание.

Анализ электронной «начинки» сайта. Критерии оценки сайта: видимость ресурса поисковыми системами, возможность доступа, удобство навигации, способ репрезентации, структура сайта издания, постоянные рубрики, дизайн, функциональность.

Подробное описание содержащейся информации: пресс-релиз, главная цель издания, периодичность; технические данные, реализация, аудитория, промоушн, контакты.

Подробный анализ свежего номера одного из найденных периодических интернет-изданий: содержание, рубрики, авторский коллектив. Анализ материалов свежего номера (не менее 3-х): автор, название, жанр (статья, очерк, репортаж, заметка, эссе, фоторепортаж, интервью, и т. п.), краткая аннотация. Оформление отчета.

Наши рекомендации