Использование кроссвордов в обучении испанскому языку.
Алина И.А.
Решение кроссворда – игровой прием, который имеет большой обучающий потенциал и может быть использован в начальной, основной и старшей школе с разными целевыми установками.
Кроссворд представляет собой группу заданий, связанных с вписыванием угаданных слов в клетки шаблона/сетку кроссворда. В настоящее время разработано большое количество разновидностей кроссвордов, среди которых можно выделить следующие (примеры приведены в конце статьи):
1. Классический кроссворд. Сетка строится из пересекающихся слов, расположенных по вертикали и горизонтали, между словами всегда есть пустая клетка.
2. Скандинавский кроссворд (сканворд). Толкование зашифрованных понятий состоит из 1-2 слов или представлено в виде картинки и включено в клетки поля/сетки кроссворда.
3. Японский кроссворд представляет собой поле с цифрами, указывающими, какие клетки необходимо закрасить, чтобы получить изображение.
4. Разрезанный кроссворд – кроссворд, где все слова уже вписаны в сетку, разделенную на равные квадраты. Цель – восстановить кроссворд, расставив кусочки по своим местам. (Кроссворд №1)
5. Филворд (венгерский кроссворд) – кроссворд, в котором необходимо найти зашифрованные слова среди большого количества букв. Слова могут ломаться в любом направлении (Sopa de letras).
6. Ключворд/шифрограмма. В сетке кроссворда вписаны цифры, заменяющие буквы. В качестве подсказки дано ключевое слово, в котором буквы соотнесены с цифрами. (Кроссворд №2)
7. Венецианский кроссворд (антикроссворд, обратный кроссворд). Заданы понятия/слова (обычно в порядке нарастания количества букв), необходимо угадать их расположение в сетке. В качестве подсказки в сетку вписано 1 слово.
8. Круговые кроссворды, кроссворды -соты и т.п. имеют сетку определенной формы. (Кроссворд № 3, 4)
9. Кроссворд с фразой внутри – это кроссворд, внутри которого выделены буквы, складывающиеся в афоризм. Буквы фразы читаются подряд (т.е. слева направо, спускаясь построчно сверху вниз).
10. Вертикальный/горизонтальный кроссворд. Все слова располагаются исключительно по вертикали/горизонтали. (Кроссворд № 5)
11. Чайнворд/змейка. Каждое последующее слово начинается с последней буквы предыдущего. (Кроссворд № 6)
Следует отметить, что в соответствии с другими критериями кроссворды бывают тематическими, симметричными, цветными и т.д.
Очевидно, что не все виды кроссвордов в равной мере могут быть использованы в процессе обучения иностранному языку, поэтому мы предлагаем учитывать следующие требования при их отборе:
1. целенаправленность;
2. тематическая соотнесенность;
3. доступность и ясность решения;
4. соответствие уровню обученности и обучаемости учащихся;
5. заполнение сетки буквами;
6. исключение неоднозначности решений;
7. допустимость нестрогого соблюдения некоторых правил оформления кроссворда (например, несимметричность, отсутствие клетки-пробела между рядами слов);
8. легкость составления;
9. ограниченный объем;
10. экономичность выполнения задания во времени.
Таким образом, следует исключить японские кроссворды (рисунки), маловероятно использование сканвордов, круговых кроссвордов (сложность составления).
В процессе обучения иностранным языкам кроссворд может выполнять следующие функции:
1. мотивационно-стимулирующую (мотивируя учащихся к изучению ИЯ в целом и стимулируя к выполнению данного конкретного упражнения);
2. презентационную (введение языкового/речевого материала);
3. обучающую;
4. контролирующую.
С обучающей целью кроссворд может использоваться при формировании лексических, грамматических, орфографических навыков, умений в монологической/диалогической речи, формировании страноведческой/лингвострановедческой компетенции и т.д. Если предложить учащимся самостоятельно решить или составить кроссворд, то задание будет иметь не только обучающий, но и контролирующий характер.
Кроссворд выполняет также развивающую функцию: он расширяет кругозор и развивает логическое мышление. На уроке кроссворд может быть использован в качестве разрядки, являясь игровым приемом, а не учебным заданием.