Обязательное включение и исключение отдельного слова
Элементы языка запросов: знак плюс (+) и знак минус (–).
По запросу: +гимнастика+лечебная-дыхательная будут найдены страницы с описанием лечебных гимнастик, исключая дыхательные.
Обязательное включение нескольких слов
Элементы языка запросов: знак & (уровень предложения) и знаки && (уровень документа).
Если нужен документ, в котором обязательно присутствуют несколько ключевых слов, в запросе они соединяются знаком & (слова обязаны быть в одном предложении) или знаком && (слова обязаны быть в одном документе). Управляющие знаки отделяются от слов пробелами с обеих сторон.
Таким образом, по запросу:
Шарик &удивление & обморок
Будет найден (среди прочих) документ, в котором присутствует предложение:
По запросу:
заметка && Федор && примета && сообщение
Будет найден (среди прочих) документ с таким фрагментом:
Вариант исключения объекта (уровень предложения и документа)
Элементы языка запросов: знак “~” (уровень предложения) и знаки “~~” (уровень документа).
Эти знаки (они обрамляются пробелами с обеих сторон) можно использовать в запросах следующего формата:
Пример из справочника Яндекса:
Если вы ищете информацию о Задорнове (но не министре), можете задать запрос Задорнов ~~ министр. Будут найдены все страницы, где есть слово “Задорнов” и нет слова “министр”.
Задание вариантов
Элемент языка запросов: знак “|”.
В простом запросе (без использования элементов языка) Яндекс считает наиболее релевантными документы, в которых встречаются все слова заданной ключевой фразы.
Но часто одни и те же вещи авторы называют по-разному. Например, педант пишет: “персональный компьютер”, а минималист: “ПК”.
Поиск персонального компьютера не покажет статьи минималиста, а поиск ПК — статьи педанта.
Знак “|” можно использовать в качестве логической операции ИЛИ для разделения возможных вариантов.
Так по запросу:
"персональный компьютер" | ПК будут найдены статьи и педанта, и минималиста.
Комбинированные запросы
Элементы языка запросов: ( и ).
Разные конструкции языка можно применять в одном запросе, дополнительно используя круглые скобки для группировки.
Например, по запросу:
устройство & ("персонального компьютера"|ПК) -продажа
будут найдены документы с описанием устройства персонального компьютера, в которых речь не идет о продаже.
Пример из справочника Яндекса:
Если вы ищете описание мумиё, но не хотите наталкиваться на прайсы интернет-магазинов, можете задать такой запрос:
мумие && (лечение | лечебный | болезни) ~~(цена | прайс | рубли | доллар | фирма |магазин)
Будут найдены все страницы, где есть слово мумие, а также любое из слов лечение, лечебный или болезни, и нет ни одного из слов, перечисленных после оператора ~~.
Поиск картинок.
Пауки поисковых систем собирают информацию и о картинках, которые встречают на гипертекстовых страницах Интернета. Сами картинки пауки, конечно, не видят, но они читают содержимое атрибутов alt и title, которыми аккуратные сайтостроители снабжают тег IMG, задающий вывод изображения на экран.
Таким образом, картинки можно искать при помощи обычных универсальных поисковых систем, например, искать картинки с изображением козлят по запросу “козленок”.
Но это не очень удобно. Ведь придется долго щелкать по ссылкам в результатах поиска, чтобы разобраться, какие козлята спрятались на страницах, текстовые или рисованные. Понятно, что текстовых козлят будет гораздо больше.
Искать картинки гораздо удобнее специализированными поисковыми системами, которые специально ищут не текст, а именно картинки.
Такие специализированные поисковики анализируют не только атрибуты alt или title картинок на гипертекстовых страницах, они смотрят текст, который окружает изображение, интересуются именем картиночного файла (например, в файле dog.jpg скорее всего “зарыта” собака). Особо упорные специалисты даже пытаются читать тексты на самих картинках (анализируя соответствующий графический файл). В качестве результата поиска они выдают только картинки (“текстовые” козлята игнорируются), располагая на странице иконки — уменьшенные изображения. Если иконка подходит, можно посмотреть картинку в естественных размерах и загрузить ее на свой компьютер.
Кроме того, хорошие специалисты предлагают дополнительные услуги:
ü сортируют изображения по релевантности поисковой фразы или дате;
ü снабжают результаты “паспортными” данными: указывают имя файла, его размер в килобайтах, формат картинки и ее размер в пикселях;
ü ищут любые картинки или картинки с характерным размером (маленькие для экрана, большие для печати);
ü отсекают из результатов картинки “сомнительного” содержания.