Статья 159 УК РФ. Мошенничество

Южно-Уральская Модель СНГ 2013

Мая 2013 года

Совет Министров Обороны

Международный факультет

Южно-Уральский Государственный Университет

Научно-практический студенческий форум

«Южно-Уральская Модель СНГ»

17 мая 2013 года

Южно-Уральский Государственный Университет

Международный факультет

Ул. Сони Кривой, д.79 а

Тел./факс: 8 (351) 265 73 22

e-mail: [email protected]

URL: https://sites.google.com/site/modelsng2012/

Доклад подготовлен экспертом СМО Алексеенко Иваном Владимировичем

Совет Министров Обороны

Справочные материалы

Совет министров обороны государств – участников Содружества Независимых Государств (СМО СНГ) образован 14 февраля 1992 года Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств. Указанное Решение подписали главы Республики Армения, Республики Казахстан, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан. К данному Решению 22 января 1993 года присоединилась Кыргызская Республика.

Главами государств – участников СНГ 15 апреля 1994 года утверждено Положение о СМО СНГ в новой редакции (подписано главами Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан). Этим Положением определены функции, структура, состав и организация деятельности СМО СНГ.

В 2006 году Грузия вышла из состава Совета министров обороны СНГ.

В качестве наблюдателей в состав СМО СНГ входят: Республика Молдова, Туркменистан и Украина.

Основные функции СМО СНГ:

  • координация военного сотрудничества государств – участников Содружества;
  • рассмотрение концептуальных подходов к вопросам военной политики и военного строительства государств – участников Содружества;
  • выработка предложений по вопросам реализации усилий государств Содружества, направленных на предотвращение вооружённых конфликтов;
  • рассмотрение проектов договоров (соглашений) и других документов по вопросам обороны и военного строительства, при необходимости внесение предложений на рассмотрение Совета глав государств Содружества Независимых Государств;
  • выработка предложений по сближению правовых актов в области военного строительства;
  • осуществление контроля за деятельностью рабочих органов Совета министров обороны.

6 июля 1992 года главы государств подписали Соглашение об организации деятельности Главного командования Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств. 24 сентября 1993 года главы государств – участников СНГ реорганизовали Главное командование ОВС СНГ в Штаб по координации военного сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств (ШКВС СНГ). ШКВС СНГ являлся постоянно действующим рабочим органом СМО СНГ. Его функции, права, состав и структура, а также организация деятельности, обязанности должностных лиц были определены Положением, утвержденным Решением Совета глав государств СНГ от 24 декабря 1993 года. 21 июня 2000 года Совет глав государств СНГ внес изменения и дополнения в Положение о Штабе по координации военного сотрудничества, утвердив его в новой редакции. 26 августа 2005 года Решением СГГ СНГ о совершенствовании и реформировании органов Содружества Независимых Государств с 1 января 2006 года ШКВС СНГ упразднен, его функции переданы Секретариату СМО СНГ и установлена его численность 20 человек.

Заседания Совета министров обороны проводятся, как правило, два раза в год.

Целенаправленная и активная деятельность Совета министров обороны государств Содружества позволила существенно расширить формы военного сотрудничества на многосторонней основе, что способствует развитию интеграционных процессов в СНГ в целом.

При СМО СНГ действуют на временной основе:

  • Комитет начальников штабов вооруженных сил государств – участников СНГ;
  • Военно-технический комитет;
  • Координационный Комитет по вопросам противовоздушной обороны;
  • Военно-научный совет;
  • Координационный комитет по вопросам инженерного обеспечения;
  • Координационный комитет начальников связи вооруженных сил государств – участников СНГ;
  • Координационный комитет начальников войск радиационной, химической и биологической защиты (химической защиты) министерств обороны государств – участников СНГ;
  • Координационный комитет метрологических служб вооруженных сил государств – участников СНГ;
  • Координационный комитет топографических служб вооруженных сил государств – участников СНГ;
  • Комитет руководителей органов по работе с личным составом (воспитательной работы) министерств обороны государств Содружества;
  • Координационный комитет гидрометеорологических служб вооруженных сил государств – участников СНГ;
  • Координационный комитет по вопросам обеспечения безопасности полетов авиации вооруженных сил государств-участников СНГ;
  • Военно-мемориальный комитет;
  • Спортивный комитет.

Одним из наиболее значимых достижений интеграционного процесса в области военного сотрудничества является принятое в 1995 году Соглашение о создании объединенной системы противовоздушной обороны государств-участников СНГ (ОС ПВО СНГ). В настоящее время ОС ПВО СНГ является первой и пока единственной реально существующей оборонительной системой Содружества. Боевой состав сил и средств ПВО на европейской границе увеличился в два раза, на южной границе Содружества – до полутора раз. Результаты ежегодно проводимых командно-штабных тренировок с органами управления и дежурными силами объединенной системы ПВО с реальным обозначением воздушной обстановки подтверждают эффективность ОС ПВО СНГ по защите государственных границ государств-участников СНГ в воздушном пространстве. С сентября 1996 года частями ПВО проводятся боевые стрельбы. В сентябре 1998 года проведены первые совместные тактические учения войск ПВО (ПВО и ВВС) “Боевое содружество – 98”. Подобные учения стали традиционными и проводятся в настоящее время один раз в два года.

Успешно и последовательно создается совместная (объединенная) система связи вооруженных сил государств Содружества. Функционирует и несет боевое дежурство система государственного опознавания "Пароль". Создана информационная система по обмену информации по безопасности полетов военной авиации государств Содружества. Активно ведется сотрудничество в области топогеодезического, гидрометеорологического и метрологического обеспечения деятельности вооруженных сил государств Содружества.

К несомненному достижению в области военного сотрудничества следует отнести разработку рабочими органами СМО СНГ методологии миротворческой деятельности, которая нашла свое практическое воплощение в ходе операции по поддержанию мира в Таджикистане и Грузии. Мы имеем исторический пример успешного проведения миротворческой операции в Таджикистане, где благодаря усилиям миротворцев Содружества был достигнут положительный результат, аналогов которому в современной международной практике нет. Под флагом СНГ успешно завершена миротворческая операция по поддержанию мира в зоне конфликта в Абхазии.

Необходимость скорейшего урегулирования существующих конфликтов в СНГ и предотвращение новых поставила миротворчество в ряд приоритетных направлений в деятельности Содружества.

В последнее время нашли положительный отклик в министерствах обороны государств-участников СНГ мероприятия, проводимые Советом министров обороны направленные на организацию взаимодействия между:

  • инженерными службами;
  • службами РЗБ защиты;
  • военными экологами;
  • военными медиками;
  • военными психологами и социологами;
  • военными юристами;
  • архивными службами;
  • организациями по работе с допризывной молодежью;
  • ветеранскими организациями.

В поле зрения СМО СНГ постоянно находятся вопросы социально-правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Совет министров обороны на практике уделяет внимание формированию духовных основ многостороннего военного сотрудничества. Под его эгидой ежегодно проводятся Московский международный фестиваль армейской песни "Виват, Победа!", конкурс военно-профессионального мастерства военнослужащих дружественных армий "Мировой парень", конкурс военных музеев, спартакиады, девиз которых - "За укрепление дружбы между вооруженными силами государств Содружества".[1]

Доклад Эксперта

В последнее десятилетие информационные технологии активно проникают во все сферы жизни общества, а преступления, совершаемые с их помощью, приобретают транснациональный характер и создают угрозу для национальной безопасности стран СНГ. Преступления в сфере информационных технологий (киберпреступность) включают как распространение вредоносных вирусов, взлом паролей, кражу номеров кредитных карточек, так и распространение противоправной информации (клеветы, материалов, разжигающих межнациональную и межрелигиозную вражду, педофилии и т.п.) через Интернет. Кроме того, происходит сращивание различных видов преступности за счет использования средств компьютерной техники и информационных сетей, а сами преступники непрерывно совершенствуют свои средства и методы. Эффективная борьба с киберпреступностью возможна только на основе тесного взаимодействия правоохранительных органов всех государств-участников Содружества между собой и с правоохранительными органами других стран..

В дальнейшем государства Содружества будут обмениваться оперативной, статистической, научно-методической информацией, пополнять единый банк данных о транснациональных преступных группах и организациях, специализирующихся на киберпреступлениях, проводить согласованные следственные действия, создадут специализированные подразделения по противодействию киберпреступности. Планируется также разрабатывать и внедрять совместные технологии и рекомендации по предотвращению подобных преступлений.[2]

На данный момент в Российской Федерации имеется ряд законопроектов и статей УК, которые способствуют борьбе с терроризмом (кибертерроризмом, детской порнографией, экстремизмом):

1.Федеральный закон № 139-ФЗ от 28 июля 2012 года (в прошлом Законопроект № 89417-6) — Федеральный закон Российской «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет».

Этот закон внёс в другие федеральные законы ряд положений, предполагающих фильтрацию интернет-сайтов по системе чёрного списка и блокировку запрещённых интернет-ресурсов.

Ряд экспертов высказывал опасения, что данный закон может использоваться для цензуры Интернета. [3]

Статья 159 УК РФ. Мошенничество

Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. [4]
В скором будущем «кибермошенничество» будет выделено в отдельную статью.

В перспективе предполагается изменить статью о «Мошенничестве» УК РФ, внеся в нее дополнения в виде нескольких новых статей о преступлениях в сфере IT.

Разработчики поправок учитывали, как и зарубежный опыт, так и опыт российской судебной практики, с учетом современных экономических реалий. Эти поправки приобретут силу закона только после рассмотрения и голосования в Госдуме.

Планируется дополнить статью «Мошенничество» пунктом о «Мошенничестве в сфере компьютерной информации». В него внесены правонарушения, которые осуществляются «путем ввода, удаления, блокирования, модификаций компьютерной информации либо иного вмешательства в функционирование средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации или информационно-телекоммуникационных сетей».[5]

3.Детская порнография.В июле 2012 года в России был принят Федеральный закон № 139-ФЗ от 28 июля 2012 года, согласно которому сайты с детской порнографией будут блокироваться и их IP будет вноситься в реестр запрещённых адресов на основании решений уполномоченных Правительством федеральных органов исполнительной власти, принятых в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством. Часть закона о реестре блокируемых сайтов вступил в силу с 1 ноября 2012 года.[6]

Наши рекомендации