Является ли Интернет средством массовой информации? 4 страница
Ситуация с авторским правом аборигенов ухудшилась после того, как австралийские орнаменты повсеместно вошли в моду. На многочисленных футболках и платках, кружках и тарелках появились копии тех или иных произведений австралийских художников-аборигенов. Для того чтобы избежать возможности быть обвинёнными в нарушении авторских прав, наученные скандалом с казначейством, производители этих футболок и кружек стали вносить изменения в орнаменты. Этим они невольно наносили ещё больший урон авторам, потому что в результате менялась вся концепция орнамента. Другими словами, рассказ про черепаху менял свой смысл, волшебная черепаха уже не шла к реке, она не окружалась героями, которые должны были помочь ей перебраться на другой берег, неожиданно в традиционном сюжете появлялись чуждые в его развитии персонажи.
Всё это приносило гигантские моральные страдания аборигенам и вызывало протест с их стороны. Позицию аборигенов (которых из соображений политической корректности теперь называют «коренной нацией») стали разделять общественные организации, пресса, появились и адвокаты, начавшие активно защищать их интересы. В результате нескольких крупных судебных процессов и широкого обсуждения этой проблемы в обществе и в СМИ аборигены в конце концов добились своего: их система авторского права была признана частью австралийского общего права.
▲
Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах»
Конституция РФ гарантирует каждому свободу «литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества <...>, Интеллектуальная собственность охраняется законом» (ст. 44). По Конституции вопросы регулирования интеллектуальной собственности находятся в исключительном ведении федерации.
Среди законов, охраняющих интеллектуальную собственность, важное место занимает Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон об авторском праве, ЗоАП), принятый в 1993 году. Тот факт, что он принят относительно недавно, не означает, что ранее в нашей стране не было защиты авторов и системы авторского права. Авторское право всегда являлось частью Гражданского кодекса, ряд статей которого фиксировал основные положения вопросов защиты результатов интеллектуального труда.
Сфера действия ЗоАП распространяется на произведения науки, литературы и искусства как обнародованные, так и необнародованные, являющиеся результатом творческой деятельности независимо от их назначения и достоинства, а также способа выражения.
Главный принцип закона заключается в том, что если создано новое произведение, то оно должно защищаться авторским правом. Главный признак произведения, которое защищается авторским правом, – это его оригинальность. Есть оригинальность – есть защита авторского права, нет оригинальности – нет защиты. В романе «Золотой телёнок» Остап Бендер, влюбившись в Зосю Синицкую, приобрел маниакальное стремление сочинять стихи. Ночью он сочинил строки «Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты», а на рассвете вспомнил, что до него этот стих уже написал А.С. Пушкин. В данном случае оригинальности не было. Если бы была оригинальность, авторство принадлежало бы О. Бендеру.
Второй важный элемент, необходимый для того, чтобы была признана защита произведения авторским правом, – это материальный носитель. Произведение будет считаться таковым только после того, как оно воплощено в некую материальную форму. Материальный носитель может быть любым. ЗоАП даёт открытый список таких носителей: бумага, аудиокассета, металл, камень, холст, компьютерная дискета и т.д. и т.п. Форма фиксации тоже произвольная: рукопись, стенограмма, нотная запись, чертёж, фотоплёнка или же любые значки и изображения, если по ним другие люди смогут адекватно идентифицировать заложенное автором содержание.
Из этого принципа следует, что, например, идеи сами по себе авторским правом не защищаются. Они витают в воздухе и никому не принадлежат. Если вы сегодня придумали гениальный сценарий, пересказали его своему лучшему другу, а он назавтра записал его на бумаге и передал издателю, директору телекомпании и т.п., то вы никаких прав на сценарий не имеете и иметь не будете. По сути, тому, кто первый изложил результат интеллектуальной деятельности на материальном носителе, и принадлежит авторское право. Итак, на идеи, а также концепции, принципы и т.п. авторское право не распространяется.
Авторское право возникает с момента создания произведения, т.е. с момента обретения им материальной формы. По российскому закону регистрации авторского права не требуется, она не является обязательной. Автор может регистрировать его, но может и не делать этого. Он вправе ставить кружок с латинской буквой С (©, англ. copyright – авторское право) на обложке своей книги, но может и не ставить. В некоторых странах регистрация авторского права обязательна, в США, например, её осуществляет Управление по авторским правам при библиотеке Конгресса.
▲
Автор произведения
По российскому закону автором может выступать только физическое лицо. Его права состоят из личных неимущественных и имущественных прав. Они взаимосвязаны, но при этом отличаются друг от друга. Неимущественные права – это, прежде всего, право на имя. Если произведение копируется, обнародуется или используется другим способом, обязательно должно указываться имя автора (либо его псевдоним). Авторство произведения нельзя приписать другому человеку, заниматься плагиатом запрещено.
К неимущественным правам относится право автора разрешать или не разрешать обнародовать своё произведение, т.е. делать его доступным для всеобщего сведения тем или иным способом, а также право на отзыв – отказ от принятого раньше решения об обнародовании.
Важнейшие элементы авторского права: право авторства, права на имя и на защиту репутации автора – охраняются бессрочно. После смерти автора их защищают наследники, а при их отсутствии – государство. Никогда, например, автором «Евгения Онегина» не назовут Лермонтова или Иванова, оно всегда будет произведением А.С. Пушкина так же, как Илья Репин всегда останется автором картины «Бурлаки на Волге», и т.д.
Имущественные права автора – это исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. Они включают право осуществлять самому автору или разрешать другим:
• воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
• распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и т.д. (право на распространение);
• публично показывать произведение (право на публичный показ);
• публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
• сообщать произведение (включая показ или исполнение) для всеобщего сведения путём передачи в эфир или по кабелю и (или) последующей передачи в эфир, т.е. посредством радио или телевидения (право на передачу в эфир или по кабелю);
• переводить произведение (право на перевод);
• переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).
В случае реализации этих прав автор может рассчитывать на вознаграждение за каждый вид использования его произведения.
Примером может служить написание сценария или либретто, осуществление театральной постановки и (или) съёмок кинофильма на основе ранее написанной повести. И каждый раз, когда произведение возникает в новом виде, автору или его наследникам обязаны выплачивать гонорар. Так происходит в течение всей жизни автора и пятидесяти лет после его смерти. По истечении этого срока произведение становится общественным достоянием и может использоваться любым лицом свободно и без выплаты авторского вознаграждения.
Автором книги является писатель, картины – художник, а симфонии – композитор. Однако кого считать автором кинофильма, телефильма или телепередачи? Ведь в создание этого произведения внесли творческий вклад несколько человек. По Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» авторские права на аудиовизуальные произведения могут принадлежать только трём фигурам: режиссёру-постановщику, автору сценария и автору музыки (если музыка создана специально для данного произведения).
Почему это так важно знать? Возникает немало конфликтов по поводу авторства такого рода произведений. И причина заключается в том, что их создатели хотят называть себя авторами. Не просто режиссёрами-постановщиками, а именно авторами. В титрах часто указывают «автор передачи» или, что ещё хуже, «автор идеи». И если, например, такая передача или фильм побеждает на всероссийском или международном конкурсе, то его авторам вручается приз или премия. Автором же по закону считается режиссёр-постановщик – тот, кто так назван в титрах. Это потом можно говорить, что забравший приз режиссёр-постановщик на самом деле был вторым режиссёром, а фильм снимал вовсе не он. «Автор фильма» авторских прав не имеет. Конечно, можно судиться и доказывать, что в титрах была допущена ошибка, что на самом деле режиссёр фильма – другой, вызывать свидетелей, которые скажут, кто действительно руководил съёмками, – но это уже будет совсем другая и весьма малоприятная история.
Наверное, нет такого автора, который мог бы проследить всю практику использования любого из своих творений, даже если им создано всего лишь одно произведение. Тем более если оно имеет успех, переводилось на другие языки и т.п. Чтобы избавить авторов от этого непосильного труда, существуют так называемые «авторские общества». Эти общества, которые закон определяет как «организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе», защищают интересы авторов, заключают от их имени договоры на использование произведений и получают процент от доходов за их использование. Любой автор или его наследник вправе передать по договору управление своими имущественными правами такой организации, последняя же продаёт лицензии на право использования произведений. Сегодня интересы практически любого популярного автора защищает то или иное авторское общество. Поэтому естественно, что каждый раз, когда хотят использовать чьё-либо произведение, будут обращаться не непосредственно к автору, а, скорее, к авторскому обществу, которое управляет его правами. Общества также следят за возможными случаями пиратства по отношению к «своим» авторам, преследуют нарушителей, добиваются привлечения их к судебной ответственности либо без суда требуют от них выплаты компенсации авторам, оставляя себе часть от полученной суммы.
▲
Правомерное использование произведений
На первый взгляд может показаться, что авторское право призвано защищать лишь материальные интересы автора. Однако оно защищает также и права общества на доступ к достижениям литературы и искусства. Из общего, основного правила запрета на использование произведений без воли автора и без материальной компенсации есть целый ряд общепринятых во всём мире исключений. Все они применимы только к правомерно обнародованным произведениям, т.е. к таким, которые с согласия автора уже стали доступными для всеобщего сведения путём их опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом.
Что же это за исключения? Прежде всего, допускается воспроизведение (копирование) произведений в личных целях, например для просмотра или прослушивания в кругу семьи. Это понятно, так как в противном случае не было бы смысла иметь дома магнитофоны, проигрыватели, музыкальные инструменты, люди не могли бы читать друг другу стихи поэтов и т.п. Это разрешение не распространяется на копирование произведений архитектуры, баз данных, компьютерных программ, нотных текстов и полных текстов книг (ст. 18 Закона об авторском праве).
Исключение составляют и случаи, которые в англосаксонском праве называются «справедливое использование» (fair use), а в российском законе «Об авторском праве и смежных правах» – «использование произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения» (ст. 19). Но и такие случаи использования произведений дозволительны только с указанием имени автора и источника заимствования.
Все эти исключения связаны с целями и характером использования произведений, объём в данном случае имеет второстепенное значение. Правда, он обязательно должен соответствовать цели.
Это могут быть учебные цели. Разрешается свободное использование произведения и отрывков из них в качестве иллюстраций (например, публикация в хрестоматии отрывков из литературных произведений или полных текстов рассказов и стихов, если это необходимо для изучения литературы, или воспроизведение удачной композиции в работах известных мастеров в учебнике по фотожурналистике). Подобные литературные и художественные примеры разрешается использовать и в образовательных программах телевидения и радио. Так, в учебной передаче по физике можно показать отрывок из научно-популярного фильма или весь фильм целиком.
Разрешается цитирование произведений в информационных и критических целях. Это исключение в большей степени, чем остальные, касается журналистов. В любой газете (но не в журнале!) или информационной программе можно свободно использовать отрывки из произведения в объёме, оправданном целью информирования. Это может быть любая информационная программа, не обязательно политических новостей (новости кинопроката, из области музыки, театра, балета, передача о творчестве композитора, режиссёра, о художественном стиле и т.п.). Разрешается также воспроизводить отрывки из песен, сцены из спектаклей, кадры из кинофильмов для подкрепления информационного или обзорно-критического материала цитатой. В прессе это может быть газетная или журнальная статья о книжных и других новинках или обзор творчества того или иного автора. Объём цитированного материала не имеет конкретного ограничения (например, в процентах от общего объёма цитируемого произведения). При возникновении спора с автором соответствие объёма цели устанавливает суд. Если журналист лишь прикрывает цитирование информационными целями, это, как правило, легко обнаружить. Например, если некто утверждает, что сделал двухчасовую программу о творчестве актёра Кеану Ривза, но фактически показывает почти полностью (без титров) фильм «Матрица», сказав перед началом и в конце «передачи» несколько слов, то у такой программы успех будет, но её создатель при этом нарушит закон. Но, например, в программе о Московском международном кинофестивале можно демонстрировать отрывки из любых участвовавших в этом фестивале фильмов. В информационных целях разрешается также приводить в СМИ отрывки из публично произнесённых политических речей, докладов и т.п. или при помощи аудиовизуальных средств оперативно воспроизводить произведения, которые были увидены или услышаны в ходе тех или иных событий, – в фото-, радио- и телерепортажах с выставок, концертов, в обзорах текущих событий («хроника дня», «культурная жизнь города» и т.п.). Отдельная норма ЗоАП допускает также свободное использование произведений, постоянно расположенных в местах, которые могут посетить все желающие за деньги или бесплатно (ст. 21): произведений архитектуры (в том числе садово-парковой), изобразительного искусства, фотографий. Частные владения к таковым местам не относятся. Постоянное расположение произведения означает его нахождение в определённом месте в течение длительного срока, которым является, например, срок выставки.
Закон об авторском праве допускает также свободную перепечатку в газетах (но не в журналах!) или передачу по радио и телевидению ранее опубликованных в других периодических печатных изданиях или переданных по электронным СМИ материалов при соблюдении двух условий. Во-первых, это должны быть материалы по текущим (именно текущим!) вопросам, они должны касаться политических, экономических, социальных и религиозных, а ни в коем случае никаких других тем. Например, перепечатка статьи о литературном творчестве Александра Солженицына, скорее всего, не подойдёт под это положение. Но если в ней содержится изложение позиции Солженицына по вопросу земельной реформы – проблем не должно быть. При этом имеется в виду именно текстовой материал (а не фотографии или карикатуры) прессы и аудиовидеоматериалы электронных СМИ. Во-вторых, такое воспроизведение не должно быть специально запрещено автором. Такой специальный запрет можно встретить в печатных СМИ в виде предупреждения в конце номера (например: «Любое воспроизведение материалов возможно только с письменного разрешения редакции»), под статьёй или другим материалом (например: «Использование настоящего произведения запрещается»). Но почти никогда такой запрет не встречается в электронных масс-медиа. Естественно, что в любом случае необходимо упоминание об источнике перепечатки.
Научные, исследовательские, полемические цели близки к критическим целям и также дают право на свободное цитирование произведения.
Закон о СМИ (ст. 42) освобождает редакцию от необходимости получать разрешения авторов на публикацию либо иное использование в сообщениях и других материалах писем, адресованных в редакцию, если не искажается их смысл. Поступившее в редакцию письмо расценивается, скорее, как источник информации, нежели как произведение, охраняемое авторским правом. Письмо адресуется редакции СМИ, поэтому, за исключением случаев, когда в нем содержится просьба о конфиденциальности, согласия автора на его публикацию и редактирование не требуется.
Во всех других случаях необходимо спрашивать разрешения автора (или правообладателя) и выплачивать согласованный гонорар.
Необходимо учитывать, что по российскому законодательству официальные документы (законы, судебные решения и т.п.), государственные символы и знаки (флаги, гербы, дензнаки), а также произведения народного творчества не являются объектами авторского права. Их также возможно использовать без получения разрешения авторов и выплаты гонорара. Искажение государственных символов влечёт за собой уголовное наказание.
Ответственность
По Закону об авторском праве (ст. 49), обладатели авторских и смежных прав в случае их нарушения могут требовать:
1) признания прав;
2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушению права;
3) возмещения убытков, включая упущенную выгоду;
4) взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения прав (вместо возмещения убытков);
5) выплаты компенсации в сумме от 10 до 50.000 МРОТ, определяемой по усмотрению суда (вместо возмещения убытков или взыскания дохода);
6) принятия иных предусмотренных законных мер, связанных с защитой их прав.
Указанные в пунктах 3, 4 и 5 меры применяются по выбору обладателя авторских и смежных прав.
Помимо возмещения убытков, взыскания дохода или выплаты компенсации за нарушение авторских или смежных прав суд взыскивает штраф в размере 10% от суммы, назначенной судом в пользу истца. Сумма штрафов направляется в соответствующие бюджеты. Взыскание в пользу истца дохода, а не прибыли является довольно необычной и жёсткой санкцией по отношению к нарушителю, так как очевидно, что на создание незаконных экземпляров произведений ушли значительные расходы.
Обладатели исключительных авторских и смежных прав могут в установленном порядке обратиться за защитой в суд, арбитражный суд, третейский суд, органы дознания и предварительного следствия в соответствии с их компетенцией.
Та же статья Закона об авторском праве предусматривает и иные формы ответственности. Контрафактные, т.е. изготовленные и распространяемые с нарушением авторских и смежных прав, экземпляры произведений или фонограмм подлежат обязательной конфискации. Эти изъятые экземпляры должны быть уничтожены, за исключением случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе. Происходит это без зачёта их стоимости в сумму выплачиваемой компенсации. Суд может вынести решение о конфискации материалов и оборудования, используемых для изготовления и воспроизведения контрафактных экземпляров произведений или фонограмм.
Кроме того, согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 151) возможна дополнительная компенсация за причинение морального вреда, размер которой устанавливается судом (верхнего предела здесь нет).
Уголовный кодекс РФ (ст. 146) в свою очередь предусматривает, что «незаконное использование объектов авторского права... если эти деяния причинили крупный ущерб – наказывается штрафом в размере от 200 до 400 минимальных размеров оплаты труда... либо лишением свободы на срок до двух лет».
Наконец, в соответствии с Законом о СМИ (ст. 25) суд может прекратить распространение издания или программы при нарушении редакцией, издателем или распространителем прав авторов. Здесь, видимо, также речь идёт о контрафактных экземплярах журналов, иных носителей массовой информации, в том числе о фактах нарушения права использования товарных знаков (например, логотипа издания).
В основном правом подачи в суд гражданского иска или заявления о возбуждении уголовного дела обладают автор произведения (при нарушении неимущественных прав), иной правообладатель (в случае нарушения имущественных прав) либо их законные представители.
▲
Международные конвенции о защите авторского права
Подписанная первоначально четырнадцатью странами в 1886 г. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений предусматривает обеспечение равной защиты авторских прав не только на родине автора, но и на территории остальных государств, присоединившихся к конвенции. В редакции конвенции 1971 года это соглашение действует в России с 1995 года. Конвенция имеет обратную силу, но в связи с оговоркой, сделанной РФ при присоединении к ней, этот принцип практически неприменим в России.
В 1952 году было достигнуто ещё одно крупномасштабное соглашение о защите авторских прав, согласно которому законы о копирайте, действующие в каждой стране в отношении собственных писателей, распространялись без каких-либо изменений и на иностранных авторов. Этот документ называется «Всемирная конвенция об авторском праве», он действует в нашей стране с 27 мая 1973 года, а редакция 1971 года – с 13 марта 1995 года.
С 1995 года Россия присоединилась также к Женевской конвенции 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их продукции.
Европейское Сообщество и Россия заключили договор, по которому РФ обязалась до 1 декабря 2002 года обеспечить уровень защиты авторских прав, аналогичный существующему в западноевропейских государствах, включая эффективные средства обеспечения соблюдения таких прав (Приложение 10 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС от 24 июня 1994 года). После запланированного вступления России в Международную организацию торговли (МОТ, или ВТО) международные соглашения об интеллектуальной собственности получат ещё более широкое распространение в РФ.
Глава X
ИНТЕРНЕТ И ЕГО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Является ли Интернет средством массовой информации?
В других главах в основном речь шла о массово-информационном праве применительно к газетам, журналам, радио- и телепрограммам. С развитием новых форм распространения информации возникает вопрос о применимости существующего для традиционных СМИ правового регулирования к сети Интернет.
Интернет – это совокупность телекоммуникационных сетей (сетей электросвязи), объединённых единой технологией производства и распространения информации (так называемыми «протоколами»). Следуя этому определению и проводя аналогию, например, с телевидением, Интернет можно сравнить с телепередатчиком, релейной станцией и телевизором в их технологической совокупности, но никак не с телепрограммой. Интернет имеет отношение к СМИ постольку, поскольку эта сеть используется (и всё чаще) для распространения сообщений как получаемых журналистами, так и создаваемых в редакциях СМИ. Поэтому, говоря об Интернете как о СМИ, нам следует иметь в виду исключительно сообщения, распространяемые по этой сети.
Но и здесь, между Интернетом и средствами массовой информации, нельзя ставить знак равенства: признаки информации, распространяемой по телекоммуникационным сетям, не совпадают с признаками традиционной массовой информации. Рассмотрим это утверждение, отталкиваясь от нормы закона.
Закон РФ «О средствах массовой информации» характеризует последние как форму периодического распространения массовой информации (ст. 2).
Конечно, развитие Интернета в России происходит стремительно. При этом не следует считать, что компьютер и оплата сетевых услуг уже доступны основной массе российских граждан. Однако можно предположить, что очень скоро наступит время, когда благодаря большей доступности компьютеров для населения и снижению тарифов Интернет, действительно, станет распространять информацию массам, т.е. неограниченному, неопределённо большому количеству людей. Но массовость как компонент массовой информации – это не арифметическая сумма читателей и зрителей, не преодоление порога в тысячу или миллион человек, а отсутствие элитарности у того или иного средства информации. Возможность иметь Интернет дома или на работе по-прежнему говорит о высоком социальном статусе человека, показателем чего не является возможность смотреть телепрограммы, слушать радио или читать прессу.
У Интернета есть признак одновременности распространения информации, столь важный для видовой характеристики СМИ. Одни потребители получают ту же информацию в то же самое время, что и другие. Примерно таким же образом географически удалённые друг от друга читатели газеты в один и тот же день получают информацию, а аудитория ТВ и радио одновременно смотрит или слушает программы.
Однако – и это главное – Интернет не обладает качеством периодичности. Другими словами: если 20 ноября 2002 года читатель получил через Сеть информацию, предназначенную для массового потребления, нет гарантии, что у этой информации будет «продолжение», что это «продолжение» читатель получит на следующий день (как в случае с газетой), или через месяц (как с журналом), или даже 20 ноября 2003 года (как с ежегодным изданием). Более того, у периодических СМИ обновление материала (на компьютерном языке так называемый «апдейт») должно происходить полностью, с сохранением лишь отличительных признаков индивидуализации СМИ – названия, специфической вёрстки, постоянных авторов, основных элементов оформления обложки, звуковых сигналов, заставок и т.п. В этом смысле периодичность существует у всех традиционных СМИ – газет, журналов, теле- и радиопрограмм. К тому же легче доказать, что периодичность есть у не признаваемых отечественными исследователями журналистики в качестве СМИ кинофильмов, звуконосителей (компакт-дисков и кассет), популярной книжной литературы, чем доказать наличие периодичности у Интернета. Исключение составляют электронные версии традиционных средств массовой информации, размещаемые в Интернете, а также специально созданные и зарегистрированные в таком качестве Интернет-издания и агентства. Но первые из них, по сути, лишь иная форма «старых» СМИ, а не новые СМИ, – даже если электронная версия издания несколько отличается от печатной.
Ещё сложнее доказать, прежде всего в отношении Интернет-страниц (сайтов), наличие распространения как важного признака любого СМИ. Из характеристик понятия распространения, данного в статье 2 Закона о СМИ (продажа, подписка, доставка, раздача, вещание), не следует, что в случае Интернет-страниц осуществляется распространение массовой информации. Следовательно, исходя из определений, данных в этом Законе, сайты не должны считаться СМИ.
Хотя, как следует из вышеизложенного, в своём нынешнем состоянии Интернет не может считаться средством массовой информации, по мнению многих, Закон о СМИ подходит для регулирования деятельности Интернета. Так считает и Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. На конец 2001 года МПТР зарегистрировало более 500 СМИ, распространяемых в Интернете. Зарегистрировавшись в МПТР, Интернет-издание получает определённые экономические льготы, предусмотренные в российском законодательстве для СМИ. Такой порядок подтверждается Письмом Министерства РФ по налогам и сборам (МНС) «О порядке налогообложения организаций, размещающих периодические издания в сети Интернет» от 11 мая 2000 года. В случае получения такими организациями свидетельства о регистрации в качестве средства массовой информации, МНС предписывает распространять на них льготы по налогу на прибыль, существующие для редакций традиционных СМИ. Авторы зарегистрированных Интернет-изданий приобретают статус журналиста со всеми полагающимися ему правами. С другой стороны, у тех же авторов возникают и обязанности журналиста, а виртуальное СМИ может получить предупреждение МПТР за нарушение норм статьи 4 Закона о СМИ и, по крайней мере теоретически, быть закрытым по суду, как и традиционное СМИ.