О подобном энергетическом качестве и сути этих существ человечество всегда знало на протяжении всей своей истории и до сих пор знает! 2 страница
Обратите внимание: каждое новое определение магии сравнимо со стрельбой по мишени и со стремлением автора попасть наконец в «десятку». Однако приверженцы знаний толтеков не видят и не понимают! – Карлос намеренно или неосознанно с каждым выстрелом стреляет, лупит мимо цели и попадает всё время мимо, в «молоко»!
Основа же, одна общая неуклонная направленность, практики, ориентиры, отдельные оперативные задачи и результат – всё! на пути магии мексиканских индейцев изначально сводится к одной единой основополагающей сути: запрос на контакт, а потом намеренная реализация непрерывного энергетического взаимодействия с определённым типом сознания, именуемого доном Хуаном «неорганическим» (т. е. лишённого физического тела или организма), или с - «союзниками»…
«Благодаря этим общим эманациям, - продолжал дон Хуан, - существа восьми полос при определённых обстоятельствах могут вступать в исключительно интересное общение… Как только барьер разрушен, неорганическое существо изменяется, становясь тем, что видящие называют союзником» (из кн. 7, гл. 10, с. 398).
«- Встречаясь с союзником, - владельцем тайн, - говорил дон Хуан, - нужно собрать в кулак всё своё мужество и схватить его прежде, чем он схватит тебя, или начать его преследовать раньше, чем он погонится за тобой. Преследование должно быть неотступным. Затем будет схватка. Нужно бороться с духом до тех пор, пока не удастся прижать его к земле, а добившись этого, держать, пока тот не отдаст тебе свою силу.
Я спросил его, насколько материальны эти силы, если их можно потрогать. У меня слово “дух” всегда ассоциировалось с понятием чего-то эфемерного…
- Чёрт возьми, да материальны они, - сказал он, помолчав. – Когда с ними борешься, они даже становятся твёрдыми. Эти существа рассчитывают на испуг человека, поэтому если борешься с одним из них, как подобает воину, оно быстро теряет напряжение, а ты становишься сильным…
- А что происходит, когда они теряют напряжение? Растворяются в воздухе?
- Нет. Они просто теряют силу, сохраняя тем не менее свою материальность. Но это ощущение, когда их держишь, невозможно передать словами. Оно ни на что не похоже» (из кн. 2, гл. 16, с. 409-410).
«Когда воин достаточно силён для схватки, он открывает свой просвет, выманивает союзника, хватает, прижимает к себе и неотрывно смотрит на него столько, сколько нужно, а потом отводит глаза и отпускает союзника на все четыре стороны» (из кн. 2, гл. 17, с. 426).
«Их (союзников) напряжение можно самым натуральным образом поглощать.
- Какого рода это напряжение?
- Сила, мощь, энергия. Когда к ним прикасаешься, они вибрируют, словно собираются тебя разорвать…» (из кн. 2, гл. 16, с. 408-409).
«Фактически, взаимодействие с союзниками было главным источником могущества мага» (из кн. 2, Введения, с. 180).
Прямой энергетический контакт магов с неорганическими существами – это центральная линия действия, структура, задача и принцип всей магии. Вне этого сама магия невозможна. Вот почему об этой структуре Кастанеда пишет буквально во всех своих книгах:
«Без особых сложностей маги могут взаимодействовать с неорганическими существами, - продолжал дон Хуан, - потому что последние обладают сознанием – главной характеристикой, необходимой для взаимодействия»;
«Мы приманиваем их (союзников) или вынуждаем их с нами взаимодействовать»;
«Я уже говорил тебе, что между ними (неорганическими существами) и магами образуются узы дружбы…
- А в чём, собственно, заключается такого рода дружба, дон Хуан?
- Во взаимном обмене энергией… происходит паритетный обмен»;
«А что делают с неорганическими существами маги?
- Сливаются с ними. Превращают их в своих союзников, образуют сообщества. Я называю такие отношения сотрудничеством без границ»;
«Благодаря своему великолепному сознанию, неорганические существа обладают для сновидящего огромной притягательной силой…» (из кн. 9, гл. 3, с. 79, 71, 72, 74-75).
«- Как человек может использовать союзников? – спросил я…
- Я бы сказал, что между человеком и союзником происходит честный обмен энергией.
- Каким образом?
- Энергия передаётся по совпадающим эманациям, - объяснил дон Хуан. – Ты, конечно, понимаешь, что эманации человека, соответствующие эманациям союзника, находятся в левосторонней части осознания, которую обычный человек никогда не использует» (из кн. 7, гл. 6, с. 349).
Маги «превращаются в неорганические существа, очень своеобразные, высокоскоростные неорганические существа» (из кн. 10, гл. 13, с. 229).
Дон Хуан упоминает, что само название «союзники» было дано неорганическим существам ещё древними магами. А о сути энергетического обмена с «союзниками» Кастанеда сообщает читателю определённо ещё и посредством «голоса Эмиссара» (звуковой проекции неорганики):
«Обмен энергией означает родство… Энергия подобна крови» (из кн. 9, гл. 5, с. 126).
Итак, обмен энергией, взаимодействие, объединение, уподобление, контакт, слияние, родство…
Более того, как мы узнаём в кн. 2, гл. 2 (с. 180, 211), и растения силы, преимущественно, используются магами для того, чтобы доставлять их сознание к пресловутым союзникам.
Вот истинная суть толтекской магии! На ней основано и становление мага-толтека, и его развитие, и впечатляющая трансформация, и прохождение тех самых «врат»… Собственно, вся практическая магия подразделяется всего лишь на четыре основных по замыслу этапа:
1. Намерение (ученика мага) обратить на себя внимание неорганических существ.
2. Непосредственное энерговзаимодействие с ними.
3. «Путешествия» в миры союзников (при помощи союзников).
4. Энергетическое преображение или трансформа (как параллельный пунктам № 2 и 3 и окончательный процесс) – перестройка и структурирование энергетического тела мага по принципу и содержанию (подобию) неорганических существ.
Союзники – часть нагуаля. Без неорганики нет ориентиров, силы, нагуаля, нет повышенной энергии. Нет Свободы, магических чудес, нет для толтека ничего – нет самой магии! Это – костяк, энергетическая база, ствол, скелет, основа…
А в связи с этим, очевидно, сей замысел и должен отражаться в определении нагуализма, мексиканской магии. Но… возникает естественный вопрос:
Что представляет данный тип «неорганической» энергии в действительности? Каково КАЧЕСТВО сознания «союзников» конкретно?
И здесь всё кажется довольно однозначным и простым. В книгах последнего нагваля (К. К.) мы обнаружим массу откровений и подробностей как о характере, повадках, стилях поведения, так и о подлинном намерении неорганических существ. Спасибо тебе, Карлос, ты ничего не утаил!
Однако читателю нашей книги предварительно следует кое-что рассказать о психологическом приёме «открытости»…
Когда говорят об «открытости», как о черте характера человека и связанной с этой чертой модели поведения, то подразумевают, конечно, и такие качества личности, как искренность, доброжелательность, простота, честность, откровенность и т. д. Очевидно, что открытый человек не способен обмануть, причинить зло. Он «открывает» себя сразу же, открывает свои намерения, мысли, переживания, мечты, цели… По-другому: открытый человек как бы сам показывает (раскрывает себя) - за моей пазухой нет камня против вас. Естественно, что с таким человеком общаться легко, интересно и приятно. Открытый человек умеет слушать и понимать других людей. Психологически, когда мы вступаем в общение, либо в невербальный контакт с открытым человеком, мы бессознательно испытываем ответный душевный порыв. Нам хочется ответить взаимным доверием, теплотой, честностью, искренностью. Мы также, как правило, «раскрываемся». Главным же психологическим воздействием на нас «открытости» при этом остаётся доверие «открытому» человеку и опережающее приятие того, что он скажет.
Открытость описательная, повествовательная в процессе изложения какого-либо духовного учения (в нашем случае) имеет аналогичный эффект! Он проявляется в рамках отношения автор - слушатель, писатель - читатель. Писатель, раскрывающий некие духовные реалии, а равно Герой, помещённый в конкретные ситуации и повествующий о том, что на самом деле думал, чувствовал, переживал, не стесняясь негативов, благодаря феномену открытости, начинает зарабатывать всё новые и новые выигрышные для себя бонусы или очки. Читатель видит и понимает: автор не стремится показать себя в выгодном свете и лучшем виде, он пишет о том, что было и есть. Иными словами, к такому автору, как к источнику знаний, читатель всё более проникается доверием. В конце концов читатель тотально принимает писательское «Я», возводит его в незыблемый авторитет, а следовательно, безоговорочно и полностью принимает всё то, о чём он повествует в дальнейшем… Более кратко: читатель, сознание которого уже подкуплено эффектом открытости, переводится в состояния глубокого всеприятия. И в этом заключается незримая опасность, потому что…
«Открытость» духовных источников бывает двух видов. Первая, - как естественное духовное самовыражение и состояние проводника, через которого определённые энергии реализуются (т. е. автора описания). Откровенность же второго рода имеет скрытую цель, используется…
Уместно напомнить духовному искателю одну истину – всё познаётся в сравнении (увы, нам придётся её напоминать не один раз)! И вот здесь мы подходим к существенной разнице, проявляющейся в описательности духовно-религизной и магической. Впервые мы приближаемся к огромному различию между эзотерическими путями Религии и Магии. Различие принципиально.
Открытость духовно-религиозных источников всегда одномерна, моноблочна, целостна и закончена. И в данном случае «открытое» описание сопровождает только то, что оно выражает, - не более того. Оно называет белое белым, а чёрное чёрным – и никак по другому! Не таковы книги К. Кастанеды…
«Последний толтек» демонстрирует нам иной тип откровений. Речь идёт об «открытости», как используемом психологическом трюке, приёме.
В магии – в любой магии! – открытость всегда намеренно выстраивается (используется!) и состоит из двух, а то даже и из трёх блоков.
Первый блок - собственно повествование о том, что было на самом деле и что есть в действительности, то есть - факты, реальная ситуация, точная картина, теория, не искажающая суть вещей. Но вот второй блок…
Вторая часть «открытости» в магии толтеков логически выстраивается, намеренно создаётся, незаметно примешивается, монтируется. И вот в этом втором блоке как раз и скрывается подмена, подвох, искажение, хитрость, нехороший подтекст, второе секретное дно.
Обратимся теперь к конкретному, к неорганике магов-толтеков («союзникам», «лазутчикам»…) - к тому сознанию, с которым плотно контактируют маги. Перед нами самый первый блок психологического приёма в повествовании – собственно «открытость» - неорганические существа такие, какие они есть в действительности. А поскольку цитат слишком много, мы сделали небольшую выборку (вообще, любое непредвзятое исследование предполагает искать определённые элементы, структуры, повторяющиеся положения; анализировать и обобщать их, если это возможно; искать подтверждения обнаруженному и делать точные выводы)…
«Соприкасаться с союзниками очень опасно, потому что они способны вывести на поверхность всё худшее в человеке» (из кн. 2, гл. 2, с. 216).
«Встречаться с союзником без должной подготовки подобно встрече нападающего льва своим пуканьем… Если бы ты (Карлос) был один, союзник мог бы тебя убить… Если союзник поймает тебя одного, то вполне может сделать из тебя отбивную» (из кн. 2, гл. 13, с. 364).
«Эти силы по-настоящему опасны!» (из кн. 2, гл. 16, с. 408.)
«Союзник может убить тебя на дороге или где-нибудь в кустах, а когда твоё тело найдут, то решат, что ты погиб в автокатастрофе или умер при невыясненных обстоятельствах» (из кн. 2, гл. 13, с. 367).
«Если мага пронзит человек, ему больно, по-настоящему больно. Но это ничто по сравнению с тем, что бывает, если его заденет союзник. Открываясь знанию, маг попадает в лапы этих сил» (из кн. 2, гл. 14, с. 389).
«Скажем, союзник может вырасти перед человеком как из-под земли, приняв невообразимо жуткий вид, может схватить в темноте сзади и, не давая пошевелиться, продержать несколько часов. Может опрокинуть на него дерево. Дон Хуан сказал, что эти силы по-настоящему опасны…» (из кн. 2, гл. 16, с. 408-409.)
«Ты заснул, и это отдало тебя во власть союзника, и бабочка наступила тебе на шею. Почему ты остался жив, навсегда останется для меня загадкой. Тогда ты этого не знал, но я уже считал тебя мёртвым» (из кн. 4, ч. 1., гл. 3, с. 88).
«Нагваль сказал мне, что в случае, если мы оба (Карлос и Ла Горда) выживем после столкновения с союзниками…» (из кн. 5, гл. 5, с. 506.)
«Неорганические существа окутывают себя тьмой… Подумай об их мире: он остаётся неподвижным, постоянно притягивая нас к себе, как свет или огонь привлекает мошкару... Неорганические существа ОХОТЯТСЯ ЗА НАШИМ СОЗНАНИЕМ или сознанием любых других существ, которые попадаются в их сети. Они дают нам знания, но дорогой ценой, ценой наших жизней…
Они способны обратить в рабство каждого из нас, потворствуя нашим желаниям, балуя и развлекая нас. Опасайся осознания, которое неподвижно. Такое осознание притягивает к себе всё движущееся и достигает этого, как я тебе уже говорил, создавая проекции, иногда самые фантасмагорические… Неорганические существа используют в качестве приманки глубинные чувства сновидящих и безжалостно играют на них. Они создают привидения, чтобы завлечь либо напугать сновидящих»;
«Сознание магов, когда они практикуют сновидение, растёт… Неорганические существа СТРЕМЯТСЯ К ЭТОМУ ОБЛАДАНИЮ НОВЫМ ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ СОЗНАНИЯ» (из кн. 9, гл. 5, с. 134, 135, 137).
В состоянии ли наш читатель к обобщению положений о неорганических существах в учении дона Хуана?..
«Неорганические существа – любители интриг… Их осознание великолепно. По сравнению с ними мы дети – дети с большим количеством ЭНЕРГИИ, КОТОРОЙ ОНИ ДОМОГАЮТСЯ» (из кн. 9, гл. 6, с. 142-143).
«Они иждивенцы и собственники и, если уж кого-нибудь поймают на крючок, то никогда не выпустят… Они уже положили тебя в мешок… Я уже говорил тебе, что неорганические существа подобны рыбаку, они ПРИВЛЕКАЮТ И ХВАТАЮТ СОЗНАНИЕ» (из кн. 9, гл. 6, с. 161, 162).
«Неорганические существа ВСЕГДА ИЩУТ ОСОЗНАНИЯ И ЭНЕРГИИ…» (из кн. 9, гл. 7, с. 181.)
«Неорганические существа могут быть истинными паразитами – хуже чумы. Нагоняя на человека страх, они вполне способны свести его с ума» (из кн. 9, гл. 3, с. 74).
«Они подобны распространённому типу друзей, которые фактически не заботятся о нас и не любят нас… Они просто ждут, когда мы повернёмся к ним спиной, чтобы они могли ударить нас оттуда» (из кн. 9, гл. 8, с. 198).
«Однако время от времени в моих сновидениях появлялся поток ЧУЖЕРОДНОЙ ЭНЕРГИИ, как определял его дон Хуан, называя его также лазутчиком... В настоящее время лазутчики в твоих снах являются шпионами, присылаемыми из неорганического мира… Они приходят в поисках возможности ПОГЛОЩАТЬ СОЗНАНИЕ ДРУГИХ СУЩЕСТВ…» (из кн. 9, гл. 5, с. 118-119.)
Заметьте, Кастанеда, хотя и использует новые, оригинальные формы повествования или «ракурсы» восприятия, не открывает нам о неорганических сущностях ничего нового в принципе.
О подобном энергетическом качестве и сути этих существ человечество всегда знало на протяжении всей своей истории и до сих пор знает!
Таковы и «лазутчики», и все «остальные»…[7]
«Лазутчик – пузырёк шипящей энергии… Моё внимание в сновидении оказалось пойманным движущимся сиянием. Сияние было направлено в мою сторону откровенно ВРАЖДЕБНО. Оно было исполнено отвращения и злобы. Я отскочил назад…»
«Было ли это серьёзно, дон Хуан?
- Клянусь! Существо, нападавшее на тебя, было создано из чистого сознания и было таким же смертельно опасным, каким может быть любое другое живое существо. Ты видел его энергию… Я обнаружил, что неизменно сталкиваюсь лицом к лицу с глубоким, непонятным страхом; он был тёмным и навязчивым, неотступно преследуя меня, заставляя меня ёжиться…» (из кн. 9, гл. 9, с. 213, 214, 216.)
«Другим типом энергии, который я обнаружил в нашем мире, была энергия лазутчиков. Это была ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ энергия, которую дон Хуан назвал шипящей. Я встречал десятки объектов в своих снах, которые, после того, как я видел их, превращались в шарики энергии, пенившиеся и, казалось, пузырящиеся вследствие каких-то внутренних тепловых процессов…
- Лазутчики всегда очень агрессивны и крайне дерзки, - сказал он (дон Хуан). - Они вынуждены быть такими, чтобы добиваться цели в своих исследованиях…
Мои столкновения с ВРАЖДЕБНОЙ энергией всегда были непродолжительными, потому что я всегда придерживался рекомендаций дона Хуана. Он сказал, что если при встрече с враждебной энергией не знаешь точно, что делать, или что ты можешь получить от неё, довольствуйся быстрым взглядом. Что-нибудь помимо такого взгляда так же опасно и безумно, как игра с гремучей змеёй…»
«Чем сильнее “шипит” их энергия, тем из более удалённых мест они приходят… Моё энергетическое тело без труда различало два общих типа ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ энергии. Первый был присущ лазутчикам из мира неорганических существ. Их энергия слегка шипела. Шипение было беззвучным, но оно имело все видимые признаки выделения пузырьков газа из воды, которая начинает кипеть.
Энергия второго общего типа лазутчиков создала у меня впечатление наличия более значительного могущества. Эти лазутчики, казалось, вот-вот воспламенятся. Они вибрировали изнутри так, будто бы были заполнены газом, находящимся под давлением.
Дон Хуан представил третий тип лазутчиков как самый опасный в смысле АГРЕССИВНОСТИ и могущества, потому что они имеют очень обманчивую наружность… Самые свирепые лазутчики прячутся в наших снах под масками людей…»
«Я обнаружил, что третий тип лазутчиков чрезвычайно страшен… Каждый раз, когда я сталкивался с ним, ВРАЖДЕБНАЯ разведывающая энергия, казалось, вот-вот буквально набросится на меня. Моё энергетическое тело обычно реагировало на неё ужасом ещё до того, как я видел её» (из кн. 9, гл. 9, с. 223, 225, 226).
«Союзники» магов-толтеков – носители исключительно ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ и потому РАЗРУШИТЕЛЬНОЙ ЭНЕРГИИ без возможности перехода её в положительную!
Дон Хуан утверждает: «Все они созданы, чтобы пребывать неизменными. Они неподвижны, но в то же время они заставляют всё двигаться вокруг себя… То, что ты видишь в сновидении в виде светлых и тёмных полых трубочек, является их проекцией. То, что ты слышишь во сне как голос эмиссара, - тоже их порождение. Равно как и лазутчики» (из кн. 9, гл. 5, с. 119).
«Однако союзники – как бесформенные силы или как существа, которые шныряли за дверью – были уже независимы от моего зова. Я (Кастанеда) снова ощутил, как и две ночи назад в доме Хенаро, невыносимую тяжесть, навалившуюся на весь дом. Я буквально физически чувствовал её в середине живота как зуд, нервозность, которая вскоре превратилась в настоящее физическое страдание. Три сестрички были вне себя от страха, особенно Лидия и Хозефина. Обе они скулили, как раненые собаки… Через несколько секунд истерия и страх этих трёх девушек возросли до огромных размеров» (из кн. 5, гл. 5, с. 531).
Что поделаешь, эзотерические факты и общие характеристики повторяются снова и снова. А встречи магов с «союзниками» сопровождаются одними и теми же феноменами и реакциями. Это всегда и только – потрясение и шок, тряска и дрожь, страх и ужас. И только…
Из опыта мага Хенаро:
«Когда я впервые заполучил союзника, я был очень молод… Из-за кустов вышел союзник… По спине пробежали мурашки, шея одеревенела… Когда хватаешь союзника, встряска бывает такой сильной, что можно откусить себе язык или вышибить зубы… Меня мощно встряхнуло!» (из кн. 3, гл. 20, с. 713, 715)
А вот как Кастанеда описывает свою встречу с одним из «союзником» (вызванном из глубин земли при помощи зеркала):
«Я задрожал всем телом… Тело тряслось от макушки до пят… Я глядел на третью голову (две других были отражением головы Кастанеды и дона Хуана), и постепенно до меня дошло – голова не человеческая… Я почувствовал, что охвачен силой, которая сильнее меня. Мне не было больно ни физически, ни духовно. Я знал без тени сомнения, что мне не удастся нарушить хватку этой силы ни волевым, ни физическим усилием. Я знал, что умираю… Я был в ужасе…
В уме у меня крутилось множество вопросов. Но выговорить хотя бы один из них я не сумел – настолько жуткий страх охватил меня. В горле стоял такой огромный ком, что я не мог сглотнуть слюну…»
«Схватившая меня сила была настолько мощной, что на несколько часов лишила меня способности разговаривать и даже мыслить. Я был словно заморожен полнейшим отсутствием совершать волевые усилия» (из кн. 7, гл. 6, с. 338-339, 341).
В другом эпизоде встречи с другим союзником в виде злобного человека у Кастанеды читаем:
«Появление этого необычного человека напугало меня до такой жуткой степени, что у меня закружилась голова. И прежде, чем я успел оправиться от потрясения, человек бросился ко мне и с леденящей кровь свирепостью схватил меня за руки. Меня встряхнуло, словно по телу пробежал электрический заряд. Я онемел от неодолимого ужаса» (из кн. 7, гл. 7, с. 353).
Таков опыт и самого дона Хуана. Дон Хуан признаётся, что в молодости он едва не умер от испуга при встрече с союзником. Он вспоминает о времени пребывания в доме его учителя Хулиана, где его держали в постоянном страхе:
«Никогда в своей жизни, ни до, ни после этого, я не испытывал такого дикого ужаса и отчаяния. Чудовище со страшным шумом передвигало в доме какие-то вещи, как будто нетерпеливо ждало меня. Я сел около двери и завыл, как больная собака. Затем от невыносимого страха у меня началась рвота».
«Дон Хуан почувствовал, что на него кто-то смотрит. Он так перепугался, что вскочил и бросился бежать в сторону города. В это время чудовище бросилось на него, пытаясь схватить за горло. Оно промахнулось лишь на дюйм. Дон Хуан завопил, как никогда прежде…»
«…В комнату ввалился чудовищный человек с рыбьим лицом. Выглядело это так, словно всё время стоял за дверью и подслушивал. Наружности он был неописуемо жуткой – серо-зелёной с одним единственным огромным немигающим глазом, а размером – с двойной проём. Дон Хуан признался, что от удивления и ужаса напился в этот день до бесчувствия, а на то, чтобы окончательно избавиться от этого наваждения, ему потребовалось несколько лет» (из кн. 8, гл. 3, с. 68-69, 73).
Из эпизода захвата самого Кастанеды неорганикой:
«Неорганические существа схватили тебя полностью. Сначала они забрали в свой мир твоё энергетическое тело, когда ты следовал за лазутчиком, а затем – и твоё физическое тело…
Объединённое сознание группы неорганических существ сначала съело моё тело энергии, вызвав с моей стороны эмоциональный взрыв: необходимо было освободить голубого лазутчика. Затем объединённое сознание той же группы неорганических существ втянуло мою инертную физическую массу в свой мир. Дон Хуан добавил, что без энергетического тела человек представляет собой всего лишь кусок органической материи, которой могло легко управлять другое сознание…
- Неорганические существа склеиваются друг с другом, подобно клеткам тела, - продолжал дон Хуан. – Когда они сливают своё сознание воедино, они непобедимы. Им ничего не стоит выдернуть нас из нашей повседневности и забросить в свой мир. Особенно, если мы делаем себя доступными и заметными, как это сделал он…» (из кн. 9, гл. 7, с. 172.)
Об этих же «загадочных» существах дополнительно…
«Случается, что они материализуются в этом мире – прямо перед нами. Хотя большую часть времени они невидимы, а присутствие их проявляется в виде особого ощущения в теле человека, своего рода встряски или дрожи, которая пробивает человека до мозга костей…» (из кн. 9, гл. 3, с. 74.)
«Первым заговорил дон Хуан. Они собирались показать нам своих союзников… Союзники дона Хуана были более тёмными и каким-то образом более угрожающими, чем у дона Хенаро. Моей реакцией была смесь любопытства и страха… Дон Хуан и дон Хенаро коснулись своих поясов и, казалось, отцепили тёмные кусочки ткани… Платок дона Хуана вырос в объёмную тень. Она выступила вперёд и двинулась к нам, дробя мелкие камни и твёрдые куски земли… В какой-то момент мне показалось, что она собирается прокатиться через нас и растереть нас в пыль. Мой ужас в этот миг был подобен пылающему огню. Тень передо мной была гигантской, наверное, около четырнадцати футов высотой и шести - в ширину, и она двигалась, как бы чувствуя дорогу без всяких глаз» (из кн. 4, ч. 3, гл. 3, с. 267-270).
Собственно, всё, о чём, о «каких» существах повествуется, должно вас вести к прозрению, постепенному или быстрому, для кого как. В конце концов выпишите из всех книг Кастанеды всё о «союзниках» сами и убедитесь, что автор (этой работы) не подошёл к этому вопросу половинчато, избирательно и предвзято. В любом случае дочитайте цитаты, они интересны…