Агап жирославович, пост #196262904
Название: Molester Man
Автор: Ёкота Такума
Жанры: сэйнен, психология, романтика, драма, повседневность, этти
Как же хочется худенькую, бледную, не очень высокую, девственную, нецелованную, с тонкими руками, небольшими ступнями, синяками под глазами, растрёпанными или неуложенными волосами, ненакрашенную, забитую хикку, лохушку без друзей и подруг, закрытую социофобку, одновременно мечтающую о ком-то близком, чтобы зашёл к ней в мирок, но ничего не ломал по возможности, дабы вместе с ней изолироваться от неприятного социума.
Агап Жирославович, пост #196262904
Большинство казуальных интернет-пользователей, не говоря уже об обитателях ВК и «быдлоклассников», с крайним скепсисом, раздражением и презрением относятся к обитателям AIB, особенно это касается активных пользователей разделов \pol\, \a\ и \b\. Отсутствие нового контента, повсеместная коммерциализация площадок для интернет-дискуссии, непрерывное штампование раковых пабликов только подтверждает тезис о том, что «\b\ was never good», а т.н. «хикке», «сычи» и «социофобы» не более чем старшеклассники и студенты, не переболевшие до конца юношеским максимализмом и постоянно жаждущие любых форм внимания. Сегодня, к сожалению, мало кто из ньюфагов вспомнит горе-выживальщика, замёрзшего в сибирской тайге из-за ушедшей к другому тян, или поймёт тайный смысл встречи влюблённых на Петровско-Разумовской – времена уже не те, что были 10 лет назад, да и пользователи-анимешники не те тоже.
Интернет-фольклор, бывший когда-то уделом избранных, сегодня стал мэйнстримом со всеми прилагающимися к этому негативными явлениями: ребята с пакетами на головах в студии «Пусть говорят» или лягушонок Пепе в твиттере Дональда Трампа – лишь вершина айсберга повсеместного размывания меметического дискурса. Но так было не всегда и не во всех странах. Однако не смотря на всё, сказанное выше, особая притягательность анонимных интернет-площадок не подлежит сомнению.
Манга Ёкота Такумы «Молестэр Мэн», вышедшая более 10 лет назад служит очередным доказательством того, что если в сети Интернет и существует магия, которая переносит сюжеты из аниме в реальную жизнь, то искать её надо исключительно и только на анонимных текстовых и имэйджбордах. Перед нами дебютная работа молодого автора и художника, который через 4 года после выхода “MM” прославится на весь мир благодаря потрясающему «Мастеру Куросаве». Если после рассмотрения Куросавы возвращаться к Приставале то мы увидим, что подвляющее количество фундаментальных проблем «мастера вздрочки» уже встречаются и в «Приставале»: конфликт личности и общества, давление социальных стереотипов, социальный аутист в роли главного героя.
Чтение «Приставалы» представляет собой удивительный интеллектуальный и эмоциональный опыт, связанный не только с наслаждением от скрытых глубин и подтекстов, связанных с переплетением виртуального и реального общения, (казалось, вот-вот ты прочитаешь в ответе «Анонима» до боли знакомое: «Пост с супом или балабол!», «+15, привет коллегам с Савушкино!», «Ты без пруфоф Лев Толстой!»), но и с осознанием того, что перед тобой не очевидная романтическая комедия с элементами драмы.
Если подходить к определениям с научной точностью, то как по форме, так и по содержанию Приставал не является мангой в точном значении этого слова.
Во-первых, начнём с того, что Ёкота Такума не является автором данного произведения в полном смысле этого слова. Сюжет данной манги представляет собой реальную историю, которая была запощена юзером с использованием трипкода в нескольких тредах на 2чане, главные герои которой носят говорящие имена: «Недоразумение», «Извращенец», «Кансай», «Лоли» не только для того, чтобы сохранить их конфиденциальность но и для того, чтобы человек видел оголённую суть персонажа, имя которым только мешает. По своей сути в сочетании сюжета, персонажей и рисовки рисовка тут в целом вообще является в чём-то лишней. Коммуникация между персонажами в обычной манге представляет собой сочетание картинки и текста, в то время как в «Приставале» автор значительное преимущество отдаёт как раз тексту: фактически перед нами блоговый, твиттерный, мозаичный тип подачи информации – строгие прямоугольные формы подачи смсок и мэйлов, чёткие формы отправки анонимного постинга. При чём это никаким образом не говорит о криворукости художника или о его лени – многие развороты потрясают своей реализацией, детальностью и проработанностью перспективы. Манга будто призывает отбросить шелуху, быть честным. быть собой не важно – он или оффлайн. Ведь будучи кем-то другим, нельзя в полной мере наслаждаться жизнью.
Во-вторых, при рассмотрении манги в стиле романтика\повседневность можно долго и упорно критиковать уже устоявшийся набор тропов и клише, которые регулярно кочуют из тайтла в тайтл. «Приставала» лишён всего этого: горячие источники, сцена на пляже, признание на Рождество, отмечание Дня Святого Валентина и Белого дня – всего набора набивших страшную оскомину стереотпов. Напротив в манге яркими цветами играют разнообразные оттенки юмора, иронии, сарказма, баттхёрта – вся яркая палитра эмоций позволяет преодолевать щаблонность и надуманность многих сцен. Удачный ход мангаки состоит и в том, что несколько моментов он показывает в начале как должно было быть, а потом – как по-настоящему было. При этом обе ретроспективы удивительно гармонично коррелируют между собой и не создают ощущения натянутости повествования. Автор очень часто описывает и изображает абсурдные, легкомысленные трагикомичные действия и взаимодействия между персонажами, чтобы показать естественную красоту повседневной жизни и реалистичность характеров. Кроме того, «Молестэр Ман» никогда не пытается быть большим, чем то чем он на самом деле является: невероятно качественной и тонкой «пастой», до бесстыдства изобилующей мемами и гегами родом из середины 2000-х.
В-третьих, задолго до Семёна из «Бесконечного Лета» перед нами типичный представитель современного поколения «социальных аутистов»: «Приставале» около 20-25 лет, он ходит в университет только для того чтобы убить время, работает фрилансером на нелюбимой работе, не имеет ни друзей ни девушки, часами торчит залипая в монитор, смотря аниме, играя в игры и читая треды на разных бордах. По сути дела, перед нами продукт отрицательной селекции, уже долгие годы проводимой в японском обществе: ГГ в школе не прославился ни в спорте, ни в учёбе, не посещал клубы, был пустым местом, по своей сути он был изгоем, которому в лучшем случае была уготована судьба безликого саларимана, закончившего свою бесславную жизнь где-то в «Лесу Самоубийц». С моей точки зрения, среднестатистический посетитель борд (включая и автора данной рецензии) – это индивид с определённой акцентуацией характера, чьё мироощущение находится в пограничном пространстве, между нормой и патологией, чьи моральные ориентиры органично сочетают норму и девиацию, чьё сознание характеризуется постоянным вырыванием за рамками унылой жизни среднестатистического обывателя, бытийствованием на краю сумасшествия. Отсюда вся эта демонстративная эпатажность «Извращенца», стремление постоянно выходить, в той или иной форме, за рамки морали, нравственности и закона, смешивать в едином коктейле реальные переживания и мемокомплексы, искренность и карнавальность, настоящие чувства и attentionwhoring. Главный герой манги будто смеётся над суетой и ограниченностью повседневной рутинной жизни, смеётся и над собственной ущербностью и собственной душевной болью. На ум приходит эпизод из “Welcome to NHK”, где лучший друг ГГ отшивает девушку, которая его по-настоящему любила, а потом в порыве гомерического хохота срывается в плач.
И последнее: по всем канонам постмодернистского искусства перед нами незаконченное произведение: что стало с героями – неизвестно, по сути – перед нами вечный тред, в котором ещё далековато до бамплимита. И уже следующий «Извращенец» напишет что-то такое: «Sup \b\, есть одна тян и меня сегодня приняли за извращенца…»