Неличные формы глагола. причастие
АНГЛИЙСКИЙ ДЛЯ БАКАЛАВРОВ
Учебное пособие
Часть II
Издательство ТлГУ
Тула 2006
УДК 802.0
Английский для бакалавров: Учебное пособие / Под редакцией доц.
Г.Д. Орловой; Тул. Гос. ун-т. Тула, 2006
ISBN 5-7679-0828-1
Авторы-составители: | Л.П. Зарубина, Г.Ф. Карасева, Л.В. Козловская, З.И. Коннова, М.В. Круглова, Г.Д. Орлова |
Учебное пособие имеет целью взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности и содержит лексико-грамматический материал, тексты, серию упражнений для развития умений и навыков работы с иноязычными текстами, а также дидактический материал для развития навыков говорения.
Пособие предназначено для студентов, изучающих английский язык в вузе на этапе бакалаврской подготовки, а также для широкого круга лиц, продолжающих изучение английского языка.
Печатается по решению библиотечно-издательского совета Тульского государственного университета.
Ответственный редактор: д. пед. наук, проф. З.И. Коннова
(зав. кафедрой иностр. языков ТулГУ)
Рецензенты: д. пед. наук, проф. О.Д. Вишнякова
д. пед. наук, проф. В.А. Романов
Английский для бакалавров
Авторское редактирвание
Изд. Лиц. ЛР № 020300 от 12.02.97. Подписано в печать 11.10.05.
Формат бумаги 60х84 1/16. Бумага офсетная.
Усл. печ. л. 17,4. Уч.-изд. л. 10,1.
Тираж 2000 экз. Заказ
Тульский государственный университет
300600, г. Тула, просп. Ленина, 92
Отпечатано в Издательстве ТулГУ
300600, г. Тула, ул. Болдина, 151.
ISBN 5-7679-0828-1 | © Авторы-составители, редактор, 2006 © Тульский государственный университет, 2006 |
CONTENTS
Предисловие | ||
Unit 1 | ||
Grammar: 1. Verbals. The Participle 2. Participle Constructions Texts: A. The Birth of Electrical Engineering B. Electronics in the Industrial Age C. The Information Age Conversation: Town | ||
Unit 2 | ||
Grammar: 1. The Gerund 2. The Gerundial Construction 3. The Gerund and the Participle Texts: A. The Internet B. The Language of Computers C. Socializing on the Internet Conversation: Moscow | ||
Unit 3 | ||
Grammar: 1. The Infinitive, its forms and functions 2. The Objective Infinitive Construction 3. The Subjective Infinitive Construction Texts: A. What is a Star? B. Space Exploration C. The Last Man to Discover a Planet Conversation: Russia | ||
Unit 4 | ||
Grammar: 1. Conditional Sentences 2. Wish Clauses 3. The Subjunctive Mood Texts: A. Realms of Engineering B. C. From the History of Architecture D. Concrete Facts Conversation: The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland | ||
Unit 5 | ||
Grammar: 1. The Compound Sentences 2. The Complex Sentences 3. Types of Clauses Texts: A. A Healthy You Can Cope with Work Stress B. The Nutritional Aspects of Stress Management C. There Are Many Kinds of Food D. Sensational Discovery Conversation: London | ||
Texts for Supplementary Reading | ||
Text 1. Marie Curie and the Discovery of Radium | ||
Text 2. Is It Possible to Make Prediction? | ||
Text 3. Nano-technology and Micro-electro-mechanical Systems (MEMS) – Systems of Systems | ||
Text 4. Wandering Continents | ||
Text 5. Our Solar Family | ||
Text 6. The “Old Lady” of the Universe | ||
Text 7. What Size Collision Formed the Moon? | ||
Text 8. The A to Z of Astronomy | ||
Text 9. Views of Universe | ||
Text 10. London Bridge | ||
Text 11. Why Does Frozen Food Keep Well? | ||
Text 12. You Can’t Live without It | ||
Text 13. Canned Food | ||
Text 14. The Beatles | ||
Text 15. Rock’n’Roll & Beatlemania | ||
Keys | ||
Literature |
Предисловие
Настоящее учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений неязыковых специальностей на этапе общебакалаврской подготовки и является логическим продолжением пособия «Английский для бакалавров, часть I, 2001г.».
Цель пособия – подвести студентов к самостоятельному чтению и пониманию оригинальной научно-технической литературы на английском языке, подготовить обучаемых к участию в элементарном диалоге, научить студентов монологическому высказыванию в форме сообщения, резюме, краткого доклада.
Предлагаемое пособие содержит 5 уроков-разделов (units 1-5), каждый из которых имеет следующую структуру:
· краткий грамматический справочник, снабженный таблицами, памятками, инструкциями, примечаниями и др.;
· тренировочные лексико-грамматические упражнения;
· текстовой материал и упражнения, направленные на развитие умений и навыков работы с иноязычным текстом;
· дидактический материал для развития умений и навыков говорения;
· материал, способствующий релаксации и стимулированию интереса к изучаемому предмету.
При отборе грамматического материала в основу положены данные лингвостатистических исследований и опыт преподавания, что позволило выявить структуры, наиболее типичные для стиля английской научной прозы, вызывающие затруднения у студентов. Прежде чем приступить к работе с текстом, студентам предоставляется возможность самостоятельно познакомиться с тем или иным грамматическим явлением, изучить его и закрепить формируемые навыки в серии упражнений.
Научно-популярные и общетехнические тексты пособия носят познавательный характер и могут легко подвергаться активизации. При отборе текстового материала основными критериями служили информативная ценность и социо-культурная направленность текстов, их доступность для понимания и соответствие интересам студентов. Большинство текстов взято из оригинальной английской и американской литературы. В отдельных случаях тексты подвергались небольшим сокращениям. Авторы пытались сохранить орфографию оригинала.
Тексты каждого раздела тематически связаны и направлены на овладение навыками разных видов чтения: изучающего, ознакомительного, поискового, просмотрового.
Текст А может рассматриваться в качестве базового и снабжен наибольшим количеством заданий, поскольку в нем сконцентрирован основной материал.
Главная задача работы с текстами B, C, D – развитие навыков «беглого» чтения, достижение понимания основной информации, содержащейся в тексте.
Прилагаемый к текстам вокабуляр, сопровождаемый переводом, целесообразно также использовать для расширения потенциального словаря обучаемых.
Разработанная к текстам серия упражнений обеспечивает многократную повторяемость лексики, необходимую для овладения активным и пассивным словарем.
Предтекстовые упражнения направлены на узнавание и правильную интерпретацию интернациональных слов, на овладение словообразовательными элементами, на формирование навыков пользования словарем. Предтекстовые упражнения также имеют целью снять лексико-грамматические трудности.
Послетекстовые упражнения, в силу своей коммуникативной направленности, помогают осуществлять контроль понимания прочитанного и подготавливают студентов к воспроизведению содержания текста в форме сообщения, резюме и др.
Раздел «Conversation» предусматривает задания для развития умений монологической и диалогической речи. В заданиях, направленных на развитие монологической речи, определена тема сообщения и предусмотрен перечень вопросов, помогающих студенту определить смысловое содержание высказывания и одновременно использовать их в качестве языковой опоры.
Материал для диалогической речи представлен образцами диалогов и разнообразными заданиями, из которых завершающим является задание на самостоятельное построение диалога.
Раздел «Just for Fun» предполагается использовать не только для реализации и стимулирования интереса, но и для дополнительной практики с целью совершенствования знаний английского языка.
Материал раздела «Texts for Supplementary Reading» рекомендуется для самостоятельной аудиторной работы со словарем, а также может быть предложен в качестве материала для внеаудиторного чтения.
Данное учебное пособие рассчитано на 130 – 150 часов аудиторной и самостоятельной работы.
За преподавателем остается право свободного оперирования материалом, включенным в пособие, творческого подхода при организации учебного процесса с учетом условий и контингента студентов.
Авторы
UNIT 1
Grammar: 1. Verbals. The Participle 2. Participle Constructions Texts: A. The Birth of Electrical Engineering B. Electronics in the Industrial Age C. The Information Age Conversation: Town |
Грамматический материал
VERBALS. THE PARTICIPLE
НЕЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ГЛАГОЛА. ПРИЧАСТИЕ
К неличным формам глагола в английском языке относятся причастия (Participle I, Participle II), герундий (The Gerund), инфинитив (The Infinitive). Неличные формы глагола имеют следующие особенности:
1. Совмещают в себе признаки двух частей речи:
причастие – прилагательного и глагола;
герундий – существительного и глагола;
инфинитив – глагола и существительного.
2. Выражают действие без указания лица, числа, времени и наклонения, поэтому в предложении не могут быть сказуемым, а лишь значимой частью сказуемого.
3. Имеют формы залога (Active, Passive) и относительного времени (Indefinite, Continuous, Perfect, Perfect Continuous).
Простые (неперфектные) формы выражают действия, одновременные или будущие по отношению к глаголу-сказуемому.
Перфектные формы выражают действия, предшествующие действию, выраженному глаголом-сказуемым.
4. Могут иметь после себя прямое дополнение и определяться наречием.
5. Могут выступать в предложении в различных функциях: подлежащего, части сказуемого, дополнения, определения и обстоятельства.
6. Могут употребляться в сочетании с зависимыми словами, образуя обороты.
The Participle. Причастие
Причастие – неличная форма глагола, в которой сочетаются признаки прилагательного или наречия с признаками глагола. Различают два вида причастий: Participle I (the Present Participle) и Participle II (the Past Participle). Participles I и II, как и прилагательное, обозначают признак предмета. В отличие от прилагательного, признак, обозначаемый причастием, указывает на действие или состояние предмета (a revolving part – вращающаяся деталь; the invented engine – изобретённый двигатель), а не на его качество (a big part – крупная деталь).
Формы причастий
Participle I | Participle II | ||
Active Voice | Passive Voice | asked written | |
Indefinite | asking writing | being asked being written | |
Perfect | having asked having written | having been asked having been written |
Participle I выражает действие, являющееся
· признаком предмета:
people entering the room | люди, входящие в комнату |
· сопутствующим действием:
entering the room, he said… | входя в комнату, он сказал … |
Participle II переходных глаголов выражает состояние или качество предмета, явившееся результатом воздействия на предмет извне:
a broken window | разбитое окно |
a frightened woman | напуганная женщина |
Participle II переходных глаголов всегда имеет пассивное значение:
written | написанный |
stolen | украденный |
Обратите внимание! 1. Participle II имеет только одну форму, которая является третьей основной формой глагола. 2. Participle II непереходных глаголов самостоятельно не употребляется, а служит для образования глагольных форм группы Perfect: He has come. She has been working since morning. |