Что представляют собой современные банковские системы
Возможности нападения на информационные системы банка из Интернета и некоторые способы отражения этих атак
От обеспечения безопасности информационной вычислительной системы (ИВС) банка сегодня во многом зависит бесперебойное, устойчивое и надежное функционирование бизнес-процессов в банке в целом; в частности репутация финансового учреждения, доля на рынке, снижение издержек. Системы защиты предназначены для обеспечения безопасности информации, обрабатываемой в ИВС. Ко всем данным, с которыми работает информационная банковская система, в обязательном порядке предъявляется требование сохранности, аутентичности и целостности. Обеспечение этих требований является первостепенным в задачах обеспечения информационной безопасности. При современной острой конкурентной борьбе многие финансовые данные должны быть доступными только определенному кругу уполномоченных лиц. С другой стороны, банковская система должна оставаться прозрачной для государственных надзорных и налоговых органов. Проблему информационной безопасности необходимо решать комплексно.
Что представляют собой современные банковские системы
К нынешним автоматизированным банковским системам (АБС) предъявляются очень строгие требования как со стороны банков-пользователей, так и со стороны государственных и контролирующих органов. Производители АБС должны динамически подтягивать свою продукцию под изменяющиеся нормативным условиям. Растет число банков использующих Интернет и удаленный доступ к своим системам.
Только комплексная информационная банковская система, интегрирующая различные сферы деятельности банка, способна полностью автоматизировать и объединить в единое целое бизнес-процессы финансового учреждения. Работа с клиентами, начисление процентов, предоставление всевозможных банковских услуг должны быть увязаны с внутрихозяйственной деятельностью банка, с бухгалтерией. Комплексная система, поддерживающая централизованную обработку, мультивалютность и автоматизацию основных финансовых операций, позволяет эффективно проводить управление, контроль, получение отчетов о текущей деятельности всех филиалов банка.
Прежде всего АБС является инструментом управления бизнесом. Среди функций, присущих современным комплексным АБС, можно выделить следующие:
• операционный день;
• операции на фондовом рынке, работа банка с ценными бумагами;
• внутрихозяйственная деятельность;
• розничные банковские услуги;
• дистанционное банковское обслуживание;
• электронные банковские услуги;
• расчетный центр и платежная система (карточные продукты);
• интеграция бэк-офиса банка с его внешними операциями;
• управление деятельностью банка, реализация бизнес-логики, контроль, учет, в том числе налоговый, и отчетность;
• управление рисками и стратегическое планирование;
• программы лояльности клиентов, маркетинговая, рекламная и PR-службы.
Приведенные основные функции АБС реализуются по средствам следующих технологий:
Системы управления БД
Распределительная вычислительная система, организация коллективной работы пользователей, создание реального информационного пространства банка, включая филиалы, клиентов и партнеров;
• безопасное подключение информационной системы банка к внешним вычислительным сетям (Интернет);
• организация безопасной, достоверной передачи данных по общедоступным каналам связи (криптография: шифрование и электронная цифровая подпись (ЭЦП), организационные меры), электронный документооборот;
• техническое, программное, математическое и другое обеспечение;
• информационная аналитика и системы поддержки принятия решений (decision support systems, DSS);
• защита хранимой и обрабатываемой информации, всей АБС в целом;
• системы удаленной работы с фондовыми рынками и программы предсказания поведения курсов;
• CRM-системы управления отношениями с клиентами;
• программы реализации фронт-офиса взаимодействия с клиентами;
• системы поддержки внутренней организации, менеджмента и исполнительной деятельности персонала;
• разграничение доступа к информации разного уровня секретности;
• антивирусная защита;
• интернет-магазины и Интернет-карточки;
• центры обработки вызовов (call-центры) и IP-телефония;
• поддержка различных каналов доступа: Интернет, телефон, мобильная сеть, SMS, WAP и др.;
• поддержка множественных стандартов учета, включая управленческий учет;
• поддержка и исследования в области планомерного информационного развития АБС.
Среди первоочередных эксплутационных требований, предъявляемых АБС, в первую очередь хотелось бы выделить надежность и безопасность. Сбой программного обеспечения (ПО) или злоумышленное вторжение в территориально-распределенную банковскую информационную систему могут иметь очень печальные последствия, характеризуемые количественно (величиной ущерба) или качественно (падением имиджа, срывом переговоров и т. п.).
Многочисленные попытки взломов и успешные нападения на банковские вычислительные структуры и порталы остро ставят проблему обеспечения информационной безопасности.
Среди компонентов, образующих АБС, выделим следующие, реализуемые путем использования общедоступных сетей:
• банк — клиент;
• Интернет — клиент;
• офис — удаленный менеджер;
• головной офис — региональные офисы/отделения;
• интернет-трейдинг.
Доступ к сервисом, которые предоставляет данное программное обеспечение, осуществляется через открытые сети, использование которых таит в себе многочисленные информационные угрозы.
Наиболее распространенные из них:
• несанкционированный доступ к ресурсам и данным системы: подбор пароля, взлом систем защиты и администрирования, маскарад (действия от чужого имени);
• перехват и подмена графика (подделка платежных поручений, атака типа «человек посередине»);
IP-спуфинг (подмена сетевых адресов);
отказ в обслуживании;
атака на уровне приложений;
сканирование сетей или сетевая разведка;
использование отношений доверия в сети. Причины, приводящие к появлению подобных уяз-вимостей:
• отсутствие гарантии конфиденциальности и целостности передаваемых данных;
• недостаточный уровень проверки участников соединения;
• недостаточная реализация или некорректная разработка политики безопасности;
• отсутствие или недостаточный уровень защиты от несанкционированного доступа (антивирусы, контроль доступа, системы обнаружения атак);
• существующие уязвимости используемых операционных систем (ОС), ПО, СУБД, веб-систем и сетевых протоколов;
• непрофессиональное и слабое администрирование систем;
• проблемы при построении межсетевых фильтров;
• сбои в работе компонентов системы или их низкая производительность;
• уязвимости при управлении ключами.
Наиболее часто информационное пространство банковской системы используется для передачи сообщений, связанных с движением финансов.
Основные виды атак на финансовые сообщения и финансовые транзакции:
• раскрытие содержимого;
• представление документа от имени другого участника;
• несанкционированная модификация;
• повтор переданной информации.
Для предотвращения этих злоупотреблений используются следующие средства защиты:
шифрование содержимого документа;
контроль авторства документа;
контроль целостности документа;
нумерация документов;
ведение сессий на уровне защиты информации.
Хакер может выступать в роли внешнего источника угрозы так и внутреннего