PR – связи с общественностью
ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ВОПРОСОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
ПО ЖУРНАЛИСТИКЕ
- Свобода журналистики как базовая основа функционирования средств массовой информации.
- Принципы разделения мнений и новостей в американской прессе.
- Цели и задачи редактирования. Редакторский анализ: виды правки, редактирование логики и композиции текста.
- Проблема популяризации специализированных знаний средствами массовой информации в современных условиях.
- Функции журналистики.
- Место рекламы и PR в различных коммуникационных системах.
- Регулятивная функция Закона «О средствах массовой информации».
- Современное осмысление теории жанров.
- Журналистика как массово-информационная деятельность, структура массово-информационной деятельности.
- Специфика работы службы PR со СМИ.
11. Современные информационные теории и журналистика.
12. Жанры журналистской деятельности в Европе середины XIX века.
13. Проблемы становления и развития Западноевропейской журналистики.
14. Основные проблемы Западноевропейской журналистики ХVIII –ХIХ вв
15. Основные проблемы развития Западноевропейской журналистики ХХ века.
16. Развитие Западноевропейской журналистики в современных условиях.
17. Ценность новостей: понятие и характеристики.
18. Понятие функционального стиля. Вопрос о правомерности выделения художественного стиля.
19. Характеристика массовых информационных потоков. Механизмы их формирования.
20. Специфика американской журналистики в первой половине XX века.
21. Виды текстов по способу изложения, особенности их редактирования. Редактирование фактического материала.
22. Публицистический стиль, его функция и стилевые черты. Приемы речевой выразительности в СМИ (на 5-6 примерах).
23. Журналистское произведение как особый информационный продукт. Этапы его создания.
24. Возникновение массовой периодической печати в конце XIX – начале XX вв.
25. Стресс и психологическая защита журналиста.
26. Композиция выступления и функционально-смысловые типы речи. Риторические приемы, их использование в журналистской практике (3-4 примера).
27. Документы, регламентирующие нормы профессиональной этики российских журналистов.
28. Сравнительный анализ функционирования русской журналистики в дооктябрьский период XX века и в советский период.
29. Дискутивно-полемическая речь как разновидность публицистики и ораторства. Уловки в споре, их оценка и использование в работе журналиста (на 3-4 примерах).
30. Базовые профессионально-этические принципы журналистики.
31. Цензура в России и ее влияние на процесс развития журналистики в XVIII-XX веках.
32. Финансовые аспекты функционирования средств массовой информации.
33. Особенности функционирования информационного рынка.
34. Зарождение и развитие профессиональной морали журналистского сообщества. Состояние профессиональной этики в настоящий момент.
35. Социология журналистики и потребности практики средств массовой информации.
36. Система журналистских жанров как составная часть типологии журналистского творчества. Понятие жанра. Категории жанра.
37. Два этапа развития русской журналистики в XVIII веке.
38. Организация предпринимательской деятельности в информационной сфере.
39. Редакционные социологические исследования. Оперативные опросы: репрезентативность.
40. Особенности постсоветской российской журналистики.
41. Сравнительный анализ процессов возникновения и функционирования журналистики на Западе и в России. Исторические особенности русской журналистики.
42. Глобализация и антиглобализм как актуальные проблемы современности. Тенденции оценки данных явлений.
43. Личность журналиста (социально-демографический портрет, значимость и престиж профессии, морально-этические нормы и профессиональная культура).
44. Жанрово-стилистические особенности информационных (оперативно-новостных и оперативно-исследовательских) жанров.
45. Природа сатирической образности.
46. Правовое обеспечение свободы СМИ. Сферы ограничения свободы информации.
47. Социальные кампании в рекламе и PR. Спонсоринг и фанд-рейзинг.
48. Функции аналитической (исследовательско-новостной и исследовательской) журналистики. Предмет и метод аналитического отображения действительности. Проблемность в аналитической журналистике.
49. Современные ресурсы художественной публицистики. Способы создания документального образа.
50. Правовой статус редакции, главного редактора, журналиста.
51. Проблемы формирования единого информационного пространства в России.
52. Роль и место факта в исследовательских жанрах. Специфика жанров, не имеющих языковых жанрообразующих признаков.
53. Аспекты убеждающего воздействия в профессии журналиста.
54. Сегментация рынка российских периодических изданий. Позиционирование издания: информационная ниша, ее значение, виды.
55. Финансовая база периодического издания: состав, источники средств.
56. Коммерческая деятельность редакции как источник ее доходов
57. Промоушн издания: основные этапы, проблемы.
58. Информационный рынок Новгородской области.
Вопросы по дисциплинам специализации
PR – связи с общественностью
1. Связи с общественностью в системе маркетинговых коммуникаций. Черты сходства и различия ПР и рекламы.
2. Принципы антикризисного управления информационными потоками в ПР.
3. Основные методы и формы взаимодействия ПР - объекта со СМИ.
4. Основные сферы ПР-деятельности. Специфика ПР в политике, экономике, социальной сфере и в органах государственной власти и управления.
5. Тенденции развития рынка связей с общественностью в России.
6. Правовые основы деятельности ПР - специалиста.
7. Методы конструирования имиджа политика с последующим тиражированием в СМИ.
8. Оценка эффективности ПР – деятельности.
9. Этические нормы в паблик рилейшнз
10. Основные институты паблик рилейшнз
Телерадиожурналистика
1. Телевидение и радиовещание в системе средств массовой информации.
2. Информационная политика и информационная практика сегодняшнего телевещания.
3. Место, роль и значение телевидения в системе СМИ. Специфика телевидения.
4. Место, роль и значение радиовещания в системе СМИ. Специфика радиовещания.
5. Профессиональная этика как важнейшее условие осуществления культуроформирующей функции телевидения.
6. Система электронных средств массовой информации в период перестройки (1985-1990 гг.).
7. Слагаемые экранной образности: изображение, слово и звук. Их соотношение.
8. Жанровые проблемы радиожурналистики.
9. Жанровые проблемы современного телевидения.
Периодическая печать
1. Типология печатных СМИ.
2. Организационные принципы редакции печатного издания. Система планирования.
3. Маркетинг в печатных СМИ. Целевая аудитория. Тематика.
4. Заголовок и лид. Их функции и виды.
5. Дизайн газетной полосы, принципы дизайна. Фотография как составляющее номера.
6. Макет и модель издания. Назначение, состав и основные принципы верстки.
7. Особенности жанров современной печати.
8. Электронная версия периодического издания. Проблемы поддержания и перспективы развития.
Интернет-журналистика
1. Конвергенция и интернет-СМИ. Особенности онлайн-журналистики.
2. Онлайн-СМИ: виды, особенности, перспективы развития.
3. Блогосфера и интернет-журналистика: специфика взаимодействия.
4. Жанры интернет-СМИ.
5. Язык интернет-СМИ. Язык разметки гипертекстовых документов (HTML).
6. Источники интернет-журналиста. Поиск в Сети.
7. Авторское право в интернете.
8. Цензура в интернете. Государственное регулирование интернета.
9. Реклама в интернете и «продвижение» веб-сайта. Основные способы
«раскрутки» информационного сайта (онлайн-СМИ).