Техника отрисовки ресниц и бровей
День 1
1. Основы композиции портрета
· Классический свет для портрета: выше глаз модели, идеальным считается угол 45° выше уровня глаз. Если не перемещается свет, перемещаем голову.
· Откуда светит основное освещение – очень важно для композиции. Слева – направленность на внутренний мир, в прошлое и воспоминания. Справа – позитив, устремленность в будущее.
· Направленность взгляда. Вправо – позитив, действия, движение. Влево – воспоминания, направленность на внутренний мир.
· Свет справа, взгляд влево = отрешенность. Свет слева, взгляд вправо = пугающее будущее, напряженность, неизвестность. Проще, когда направленность взгляда и света совпадают.
· Свет, находящийся ниже уровня глаз модели воспринимается сложнее и выявляет недостатки.
2. Объем лица
· В лице условно можно выделить 3 тональности – тени, средние тона и блики. Углубление теней не дает ощущения объема. Ощущение объема создают блики. Блики – это точка белого на лице. Если бликов нет, их можно проявить: если необходимо, выделить кожу лица, перейти в цветовое пространство LAB, вызвать кривую (ctrl+M) и в кривой канала Lightness подтянуть пустое пространство в светах, по средним тонам кривую вернуть на место.
· Чем глубже тени, тем лучше должен быть светотеневой рисунок. С плохим светотеневым рисунком тени нужно максимально убирать.
· Тени можно убирать при помощи метода отделения светов и теней. В инструменте Select – Color Range выбираем светлую точку на лице, параметр Fuzziness должен стоять примерно на максимальном значении, нажимаем OK. Выделенную область переносим на новый слой Ctrl+J. Возвращаемся на исходный слой, повторяем операцию, только вместо светлого участка выбираем темный участок на лице. Выносим на новый слой. Теперь можно высветлить тени при помощи кривых, а так же назначить им контраст и насыщенность, можно даже исправить их цвет.
3. Подготовка к ретуши
· Отталкиваться нужно от технически наиболее правильных снимков: без завалов в светах и тенях, с правильной цветовой температурой.
· В снимке нужно наметить, какие недостатки нуждаются в устранении. Это можно сделать при помощи метода выявления недостатков: в палитре Layers внизу находим значок Create new fill or adjustment layer и находим там Channel Mixer. В появившемся окне ставим галочку Monochrome. Уменьшаем значение Red и увеличиваем значение Blue, пока не проявятся все недостатки. В последующей работе можно этот слой оставить и периодически включать.
День 2
Ретушь с частотным разложением.
Частотное разложение фотографии это способ отделить фактуру от светотеневого рисунка. Для него используются два фильтра High Pass (выделяет границы контрастных пикселей) и Gaussian Blur (размывает границы контрастных пикселей). Эти фильтры являются антиподами друг друга.
Потрет может быть разложен на любое количество составляющих. Чаще всего, для большинства портретов, подходит разбивка на 3 составляющие.
Чтобы разложить изображение:
1. Дублируем слой 3 раза Ctrl+J (количество зависит от числа составляющих при разбивке)
2. Низкие частоты. К нижнему из продублированных слоев применяем Gaussian Blur (GB) со значением, при котором либо не будет недостатков вообще, либо останутся недостатки светотеневого рисунка.
3. Высокие частоты. К верхнему из продублированных слоев применяем High Pass (HP) со значением, при котором еще не будет видно нежелательных недостатков фактуры и пятен. В кривых опускаем контраст до значений 192 по светам и 64 по теням (ровно на один квадрат вниз и вверх).
4. Средние частоты. К среднему слою применяем HP со значением GB из шага 2 и GB со значением HP из шага 3. Уменьшаем контраст, как и в шаге 3.
5. Высоким и средним частотам нужно назначить режим наложения Linear light. Это делается на палитре слоев.
6. Проверьте себя – три слоя вместе не должны визуально отличаться от оригинала.
7. Для шагов 1-5 можно применить макрос, он сделает все сам, вы только выберете значения.
Внимание! Порядок шагов 2, 3 и 4 может быть таким, какой вам покажется наиболее удобным, главное сохранять структуру слоев: нижние частоты внизу, высокие вверху.
Внимание! Значение GB в низких частотах не должно превышать HP в высоких более, чем в 4 раза. Обычно все получается хорошо при такой формуле ВЧ = X, НЧ = 3X
Работа с разложенным изображением:
Инструменты:
В низких частотах: Кисть, Stamp tool
В высоких частотах: Patch tool, Healing brush
В средних частотах: Маска слоя
Так как большинство дефектов кожи, пятен и неровностей при правильном разложении окажется на слое со средними частотами, для коррекции недостатков, которые на нем оказались, достаточно его просто стереть. Для этого создадим маску слоя белого цвета, и мягкой кистью с 30% прозрачностью будем рисовать по маске черным цветом. Там, где недостаток выражен сильно, проводим несколько раз. Не задеваем ключевых областей: нос, глаза и т.д.
Поправляем светотеневой рисунок на слое с низкими частотами. Удобно это сделать штампом (удобнее всего). Можно кистью. Если есть проблема с рисованием этими инструментами, можно применить такой прием: дублируем слой с низкими частотами, еще раз применяем GB с очень высоким значением и создаем для него маску слоя, но она должна быть черной. На сей раз белой кистью, мягкой и прозрачной, рисуем по маске в тех местах, где это необходимо.
Если есть недостатки в высоких частотах, их легко исправить заплаткой или лечащей кистью.
Методика усиления фактуры кожи
Применяется обычно для мужского портрета.
· Фактура вместе со всем недостатками кожи находится в синем канале. Перейдем в синий канал, нажмем Ctrl+A, это выделит все поле, Ctrl+C скопируем и перейдем на палитру слоев. Создадим новый слой и нажмем Ctrl+V.
· Мы создали слой, состоящий из синего канала, выглядит он как ЧБ изображение. Высветлим этот слой таким образом, чтобы на лице появилась точка белого.
· Применим прием HIRALOAM: зайдем в меню Filter-Sharpen-Unsharp Mask, для наглядности выставим сначала Amount на 500, выберем значение Radius, при котором проявится вся текстура кожи и значение Amount опустим до такого, при котором эффект будет выражен в нужной степени.
· Нажимаем ок и накладываем слой со всем манипуляциями на исходный в режиме наложения Multiply.
· Выбираем уровень прозрачности и склеиваем слои.
· Так как фото стало темнее, можно высветлить его с помощью кривых, если этого просит душа. Готово!
День 3
Техники работы с глазами.
· Выделим глаза при помощи любого инструмента выделения, но только радужную оболочку без белков. Вынесем на отдельный слой для удобства.
· Увеличим локальный контраст на глазах при помощи приема HIRALOAM: зайдем в меню Filter-Sharpen-Unsharp Mask, для наглядности выставим сначала Amount на 500, выберем значение Radius, при котором проявится «глубина взгляда» т.е. затемнится ободок радужной оболочки и высветлится серединка, значение Amount опустим до такого, при котором эффект будет выражен в нужной степени.
· Поработаем инструментами Dodge и Burn. Они находятся на палитре с основными инструментами Tools. Вверху у обоих инструментов есть настройки Highlights, Midtones, Shadows. Для Dodge нужно выставить Highlights, а для Burn – Shadows. Осветляем Dodge блик на глазу и что необходимо, затемняем Burn ободок или что необходимо.
· Можно изменить цвет глаз при помощи Кисти в режиме наложения Color.
Техника отрисовки ресниц и бровей
· Если у вас нет планшета, волоски рисуются с помощью инструмента Brush (кисть).
· Перейдите в палитру Brush (Window – Brush), выберете закладку Shape Dynamics. В самом верху есть настройка Size Jitter. Из выпадающего меню выберете Fade, справа выставьте значение, которое будет подходить для вашего случая.
· Создайте пустой слой и выберете цвет будущих ресниц (лучше не черный а такой, который уже есть на ресницах)
· Сделайте маленький диаметр кисти и начинайте рисовать ресницы. Верхние длиннее, нижние короче, брови еще короче. Старайтесь менять диаметр кисти, цвет и значение Fade даже для одного типа волосков, в природе волоски отличаются по длине и толщине.
Отбеливание кожи
· Самая белая кожа находится в красном канале. Перейдем в красный канал, нажмем Ctrl+A, это выделит все поле, Ctrl+C скопируем и перейдем на палитру слоев. Создадим новый слой и нажмем Ctrl+V.
· Дублируем слой с красным каналом.
· Один из продублированных слоев накладываем на исходное изображение в режиме наложения Soft Light. Второй в Screen. На оба слоя создаем черные маски слоя.
· Начинаем со слоя с Soft Light. Белой кистью 40% прозрачности водим по коже. В этом слое не очень важна аккуратность, но будут оставаться тени.
· По маске слоя со Screen водим так же белой кистью, но уже 10% и очень аккуратно. Водим там, где мешают тени или хочется еще светлее.