Классификационные требования к туристским водным маршрутам.
2.1 Классификационные требования к водным маршрутам указаны в Таблице 1.
Таблица 1.
Классификационные параметры маршрута | Категория сложности маршрута | ||||||
Нормативная (минимальная) протяженность активной части маршрута (км) | |||||||
Нормативная (минимальная) продолжительность активной части маршрута (дней) | |||||||
Категория трудности и минимальное количество ОП | 1 категория трудности | ||||||
2 категория трудности | |||||||
3 категория трудности | |||||||
4 категория трудности | |||||||
5 категория трудности. | |||||||
6 категория трудности |
2.2 Параметры классифицированных и эталонных туристских спортивных маршрутов (далее – КМ), приведенных в Перечне, могут не совпадать с данными Таблицы 1, так как при их классифицировании могли быть учтены ОФ, которые не приводятся в Таблице 1. При полном прохождении КМ за нормативную продолжительность, приведенную в Таблице 1 для данной категории, или большее количество дней, но без снижения напряженности характерной для данной категории, маршрут имеет категорию сложности, указанную в Перечне. При частичном прохождении КМ (сокращенная протяженность, уменьшенное количество ОП), а также при прохождения КМ за время меньше нормативного, маршрут должен оцениваться на основании Таблицы 1.
2.3 Протяженность активной части маршрута для школ туристской подготовки может быть сокращена по решению МКК, при условии выделения в программе школы нескольких дней на проведение занятий стационарно на отдельных препятствиях, но не более, чем на 25 километров.
2.4 В активную часть водного маршрута не может быть засчитано более 25 километров, пройденных не на средствах сплава.
2.5 При категорировании маршрута, не совпадающего с КМ, требование к его протяженности может быть снижено за счет большего, чем указано в Таблице 1, количества ОП для маршрута соответствующей категории сложности. Каждое пройденное, сверх указанного в Таблице 1, ОП снижает минимально допустимую протяженность маршрута на 5 километров. Снижение протяженности при категорировании туристского водного маршрута допускается не более чем на 25 километров.
2.6 При протяженности маршрута ниже нормативной, приведенной в Таблице 1 для данной категории, категория сложности маршрута должна быть снижена до того предела, когда, с учетом п. 2.5 (увеличение количества ОП в счет снижения протяженности), маршрут попадет в одну из низших категорий. В этом случае маршрут засчитывается как маршрут этой (низшей) категории сложности с элементами трудности реально пройденных препятствий. При протяженности маршрута, не позволяющей зачесть его первой категорией сложности, маршрут засчитывается как некатегорийный с элементами категории трудности реально пройденных препятствий. Некатегорийным считается маршрут, не содержащий категорированных технических препятствий, либо имеющий протяженность менее маршрута 1 категории сложности, либо пройденный за время меньшее, чем определено для маршрута 1 категории сложности.
2.7 Требование минимальной продолжительности к маршрутам 4, 5 и 6 категории сложности может быть снижено, но не более чем на 3 дня, если все участники туристской группы имеют опыт прохождения и руководитель опыт руководства прохождением маршрута данной или более высокой категории сложности. Опыт прохождения (руководства) маршрута более низкой категории сложности, но содержащий препятствия равной или более высокой категории трудности, не учитывается.
2.8 Если продолжительность маршрута меньше, чем определено для данной категории сложности в Таблице 1, то он переходит в более низкую категорию, в соответствии с Таблицей 1 (вплоть до некатегорийного) с элементами трудности реально пройденных препятствий.
2.9 Категория трудности водного препятствия определяется тем, какой уровень квалификации и технического мастерства требуется для его безопасного прохождения, а также тем уровнем опасности для здоровья и риска для жизни, которым подвергается член экипажа, попавший в воду или находящийся не в штатном положении на средстве сплава.
2.10 Категория трудности водных препятствий может меняться в зависимости от уровня воды. При определении категории трудности пройденных водных препятствий, в том числе пройденных впервые, используется Таблица 2.
2.11 Для более детальной оценки технической сложности и опасности препятствий используется разделение препятствий 4, 5 и 6 категории трудности на три подкатегории А, В, С.
Подкатегория с индексом “А” означает, что препятствие относится к указанной категории трудности, но технически проще и безопаснее, чем эталонное препятствие этого класса трудности. Индекс “B” означает эталонное значение трудности препятствия для данной категории трудности. Индекс “C” означает повышенную сложность и опасность данного препятствия по сравнению с эталонным препятствием той же категории трудности.
2.12 Препятствия большой протяженности (многоступенчатые) могут засчитываться как несколько препятствий в том случае, если это определено в Перечне. Такое решение может быть принято полномочной Маршрутно-квалификационной комиссией в случае отличия характеристик и ОФ маршрута, включенного в Перечень, изменения уровня воды, изменения самого протяженного препятствия, появление нового препятствия на участке КМ. Обоснованием принятия такого решения может служить так же логика просмотра препятствия, стратегия его прохождения и организации страховки. В любом случае участки быстротоков (плесов) между ступенями протяженного препятствия должны позволять осуществлять просмотр, прохождение и страховку отдельных ступеней. При этом категория трудности ступеней может быть ниже, чем совокупная категория трудности многоступенчатого препятствия.
2.13.Если маршрут не совпадает с КМ и содержит меньше ОП, чем указано в Таблице 1, то он оценивается более низкой категорией сложности, для которой количество пройденных ОП является достаточным, с элементами трудности реально пройденных препятствий. Аналогично засчитываются и КМ, в которых были пройдены не все препятствия.
2.14 При зачете маршрута в маршрутных документах и справках о зачете прохождения маршрута, делается запись о реально пройденных препятствиях каждым участником.
2.15 Зачетная оценка категории сложности пройденного водного маршрута каждым участником и руководителем осуществляется по фактическому прохождению (полноте прохождения ОП, протяженности, продолжительности маршрута и др.) с учетом наличия реальных факторов маршрута (уровня воды в реке, усложнения препятствий и др.) на основе отчета и фото/видео материалов.
В результате рассмотрения МКК отчетных материалов о прохождении маршрута зачетная категория сложности пройденного маршрута может быть снижена по отношению к заявленной.
2.16 Повышение категории сложности маршрута по сравнению с заявленной недопустимо.
2.17 К руководителю, капитанам судов и другим участникам группы при выпуске на маршрут могут быть предъявлены дополнительные требования: наличие опыта сплава на конкретных судах, опыта прохождения технических препятствий при наличии различных факторов (автономности, сплава при большой воде, горной подготовки и др.), которые могут встречаться на маршруте.
2.18. Перечень классифицированных и эталонных туристских спортивных маршрутов и препятствий подлежит регулярному пересмотру в связи с климатическими изменениями, изменениями структуры и количества препятствий на реках (сели, обвалы, землетрясения, наводнения, проведение мелиоративных, строительных и других работ и т.п.), а также с изменением средств сплава и роста мастерства спортсменов.
Таблица 2. Оценка трудности водных препятствий.
Категория трудности принятая ранее | Категория трудности уточненная | Характеристика препятствия |
Доступно для прохождения туристам, не имеющим туристского опыта. Перекат, быстрина, невысокие валы, в которых не требуется выбора линии движения и разведки. Определяющее препятствие маршрутов 1 к.с. | ||
Валы, несложная шивера, порог, прижим, скорость воды и уклон невелики. Линия движения видна с воды. Определяющее препятствие маршрутов 2 к.с. | ||
Локальный порог со спокойным участком на выходе, шивера, отдельные камни в русле, завалы. Линия движения видна с воды. Определяющее препятствие маршрутов 3 к.с. | ||
4A | .Протяженная шивера или порог с большим количеством камней, бочками и стоячими валами. Ущелье, «щеки» с прижимами, отдельными камнями и сливами. В конце препятствий имеются достаточно протяженные относительно спокойные участки реки. Желательна разведка, элементы страховки, так как линия движения неявно выражена. Определяющее препятствие маршрута 4 к.с. | |
4B | То же, что и предыдущее, но валы косые или пульсирующие. Валы на реке с большим расходом, не позволяющие страховать судно спасконцом. Линия движения неоднозначна, требуется разведка, которая производится без особых затруднений. Ключевые места страхуются. Определяющее препятствие маршрута 4 к.с. | |
4С | Протяженный или многоступенчатый порог или шивера. Обилие камней, за которыми пенные ямы или высокие валы на реках с большим расходом. Линия движения определяется после предварительной разведки. Требуется организация страховки. Определяющее препятствие маршрута 4 к.с. | |
5А | Технически трудный протяженный порог или шивера на участках с большим уклоном и расходом воды, крупные бочки и валы, сложная линия движения. В конце препятствия короткий участок быстротока, где возможна швартовка. Каньон с препятствиями 4 к.т. Сильный прижим. Обязательная разведка и страховка, так как возможна аварийная ситуация. Просмотр и страховка не затруднены. Определяющее препятствие маршрутов 5 к.с. | |
5B | То же, что и предыдущее, но бочки и пенные ямы способны держать, как оторвавшегося гребца, так и все судно. Препятствие может включать в себя водопадный слив. Возможен продолжительный просмотр для выбора мест страховки и линии движения. Уход с оптимальной линии движения грозит поломкой судна. Определяющее препятствие маршрутов 5 к.с. | |
5С | То же, что и предыдущее, но большой протяженности. Препятствие многоступенчатое, или по большой воде несколько препятствий слились в одно. Ключевых мест несколько. Требуется просмотр и организация нескольких точек страховки. Определяющее препятствие маршрутов 5 к.с. | |
6A | Сложный каскад препятствий или каньон с набором наиболее трудных препятствий. Отдельные препятствия переходят из одного в другое, швартовка и страховка затруднены или невозможны. Опасное локальное препятствие на участках с высоким уклоном и расходом воды. Водопады и сифоны. Мощные прижимы с подсосами. Валы, сравнимые с длиной судна или более длины судна. Проходятся после тщательной разведки и со страховкой, там, где она возможна. Объективно опасное препятствие для гребца, оторвавшегося от судна. При отступлении от оптимальной линии движения возможна авария с последующей поломкой или утратой судна. Определяющее препятствие маршрутов 6 к.с. | |
6B | То же, что и предыдущее, но большой протяженности. Каньонные участки с невозможностью страховки и невозможностью просмотреть препятствие полностью. Как правило, водопадные сливы и мощные “бочки” в препятствии. Линия движения сложна и проходит через несколько ключевых мест. Препятствие представляет реальную угрозу для жизни экипажа при несоблюдении линии движения. Разведка и страховка обязательны, если это возможно. Определяющее препятствие маршрутов 6 к.с. | |
6C | Препятствие либо не проходилось, либо было ранее пройдено малым числом экипажей. Проходится на пределе возможностей судна и экипажа, как правило, при оптимальном уровне воды в реке. Препятствие крайне опасное для жизни членов экипажей (водопады, водосбросы, сифоны, каньоны и т.п.). Определяющее препятствие маршрутов 6 к.с. |
Приложение 1.
Примеры расчета категории сложности маршрута, отличного от КМ.
Пример 1.
Группа прошла маршрут протяженностью 78 километров за 11 дней, при этом пройдено 3 препятствия 6 к.т., 3 препятствия 5 к.т. и 8 препятствий 4 к.т.
Если этот маршрут проходило отделение школы высшей туристской подготовки, где в расписании занятий было указано стационарные занятия на отдельных препятствиях, то на основании пункта 2.3 маршрут должен быть зачтен 6 категорией сложности.
В противном случае зачет осуществляется на основании таблицы 1 и пункта 2.5. Для снижения километража на 25 километров требуется прохождение минимум 5 дополнительных ОП. То есть в данном случае маршрут должен быть зачтен 4 категорией сложности с элементами 6 категории сложности.
Пример 2.
Тот же маршрут, но пройденный за 5 дней. На основании таблицы 1 такой маршрут должен быть зачтен 2 категорией сложности с элементами 6 категории сложности.
Пример 3.
Маршрут, предлагаемый для коммерческого сплава по Чуе ниже Мажойского каскада с обвозом центральной части реки, рассчитанный на 2 - 3 дня. На основании таблицы 1 маршрут должен быть зачтен как некатегорийный с элементами 5 категории сложности.
Пример 4.
Два повторных прохождения Мажойского каскада Чуи за субботу и воскресенье. Маршрут должен быть зачтен, как некатегорийный с элементами 6 категории сложности.
Пример 5.
Группа проходит маршрут по рекам Северного Кавказа. Продолжительности активной части маршрута 7 дней, протяженность - 110 километров. Группой пройдено 5 препятствий 4 категории трудности. Если все участники группы уже имели опыт прохождения маршрута 3 категории сложности и руководитель имел опыт руководства маршрутом 4 категории сложности, то на основании пункта 2.7 маршрут должен быть зачтен 4 категорией сложности. В противном случае маршрут должен быть зачтен 3 категорий сложности с элементами 4 категории сложности.