Характеристика особенностей развития индийских СМИ

Введение.

Средства массовой информации – важная часть современной культуры Индии. Они развиваются параллельно с развитием этой страны во всех других областях жизни и международного сотрудничества. СМИ этой страны во многом зависят от той позиции, которую занимает Индия в международных отношениях, и этим объясняется неоднозначность и противоречивость их развития.

Характерной особенностью развития масс-медиа всех стран юго-восточной и юго-западной Азии является их ориентация на сохранение многовековых традиций древней цивилизации. При этом СМИ этих стран (в частности, Индии) сегодня входят в новую фазу своего развития – в фазу активной интеграции в мировые процессы глобализации, интенсивного сотрудничества с Европой и США.

Журналистика стран Востока, так же как и политика, экономика, социальное устройство этих стран, принципиально отличается от моделей, существующих в Европе и США. У восточных стран всегда свой самобытный путь развития. Анализу особенностей развития журналистики Индии, её попыток интеграции в мировую культуру при сохранении собственной индивидуальности, проявляющихся в тесной связи с национальных традиций и новаторства, посвящена эта работа.

Характеристика особенностей развития индийских СМИ.

Первой индийской газетой была газета «Bengal Gazette» («Бенгал Газетт»), которая начала печататься в 1780 году на английском языке. Но история национальной индийской печати берёт начало в 1818 году. В этом году вышел первый номер «Samaсhar Durpan» («Самачар Дурпан», или «Новости»), которая печаталась на одном из индийских языков – бенгали. Газету «Samaсhar Durpan» издавали англичане У. Корей и Дж. Кларк. Она имела религиозную направленность и существовала на деньги миссионеров.

Долгое время издание газет в Индии оставалось привилегией британцев – колонизаторов страны. Местное население получило право выпускать газеты только в первой четверти XIX века. К началу XX века в индийской периодической печати образовались два лагеря: лагерь колониальной прессы, издававшейся англичанами и поддерживавшей колониальное правительство, и лагерь националистической прессы, издателями которой были индийцы.

Ключевую роль в развитии индийской печати сыграл Мохандас Карамчанд (Махатма) Ганди, отец национального освободительного движения. Он издавал несколько газет, которые поддерживали и популяризировали основные идеи борьбы за независимость Индии. Появление по-настоящему свободной независимой журналистики связано с обретением Индией независимости в 1947. Премьер-министр Джавахарлал Неру был сторонником свободы печати и защитником прав журналистов. «Чёрные дни» новой индийской журналистики связаны с именем Индиры Ганди. В 1975 году она была вынуждена прибегнуть к жёстким ограничениям свободы печатных СМИ и закрытию некоторых оппозиционных газет в связи с введением в Индии чрезвычайного положения. Ситуация изменилась в 1977 году, когда партия Индиры Ганди проиграла на парламентских выборах и пост премьер-министра занял Морарджи Десаи.

Решающим фактором, определившим особенности медиаландшафта в стране и способствовавшим росту газетных тиражей в период с 1990 по 2010 год, стал рост уровня грамотности населения. Он сопровождался возрастающей политической осведомленностью населения, которая сформировала потребность в информации, касающейся экономической и политической жизни страны.Другой немаловажный фактор – рост доходов сельского населения, которое составляет бОльшую часть жителей страны.

Стоит заметить, что рынок печатной прессы Индии долгое время был ориентирован на представителей так называемой интеллигенции. Но вышеперечисленные факторы способствовали пересмотру концепции печатных СМИ, сделав прессу более доступной для широкой аудитории читателей. Необходимость учитывать информационные потребности нового круга читателей заставила многие издания пересмотреть содержание, способы подачи материала, изменить дизайн и верстку. Преимущественную роль относительно контента печатных изданий играет вёрстка. Она рассматривается как средство навигации, которое способствует более лёгкому восприятию информации читателем. Информация же, подаваемая читателю, носит, прежде всего, «частный характер», связанный с массовой культурой. Затрагиваются темы образа жизни, развлечений, досуга – всё, что может привлечь малообразованного читателя. Кроме того, используется большое количество графиков и фотографий, которые являются элементами теории «эффективной навигации», о которой было сказано выше. Это также позволяет сделать прессу более интересной для читателя со сравнительно низким уровнем образования.

Наконец, росту тиражей способствовует развитие коммуникаций и использование технологических инноваций, во многом определивших процесс локализации газет. Переход на офсетную печать, появление в сельской местности факса и Интернета с модемным подключением позволили ускорить доставку газет читателям в сельской местности.

Одной из главных особенностей системы печатных СМИ Индии является многообразие печатных изданий выходящих на национальных языках. На языке хинди, по данным за 2010 год, выходят 23 169 изданий, общий разовый тираж которых составляет 43% тиража всей индийской прессы. Значительные тиражи имеют газеты и журналы на языках малая-бенгали, урду, маратхи, телугу, гуджерати, пенджаби, тамильском. Количество изданий на английском языке сокращается ежегодно. В наше время в Индии выходит около 60 000 ежедневных и еженедельных газет, из которых только 300 относительно крупных газет печатается на английском языке. В основном это общенациональные издания. А на местных языках выходят региональные газеты.

Активными участниками медийной глобализации стали информационные агентства. Первое по своей значимости агентство было образовано ещё при власти британцев в 1949 г. Это «Пресс траст оф Индиа» ( Press Trust of India (PTI).

История радиовещания в Индии началась на сто лет позже истории печатных СМИ - в 1927 году. Первоначально радиовещание осуществлялось с помощью двух частных телебашен в Бомбее (Мумбаи) и в Калькутте. Всеиндийское радио, которое действует с 1936 г. под контролем министерства информации и радиовещания, имело к началу XXI в. 184 радиостанции, работающие на 38 языках, его передачи принимаются на всей территории страны.

Особенную позицию в системе индийских СМИ имеет телевидение. Оно было создано в 1976 году. На сегодняшний день его сеть состоит из 153 телевизионных центров, а также спутников телесвязи, Интернет-порталов, кабельной связи. Телевещание охватывает уже более 90% населения. При этом телевидение играет нетрадиционную роль в жизни населения страны.

Появившееся в стране в начале 1990-х годов коммерческое телевидение первоначально составило серьезную конкуренцию общенациональным и региональным газетам. В отличие от газет, телевидение оказалось не только более оперативным, но и более универсальным источником информации, доступным даже неграмотным жителям страны. Формирование повестки дня перестало быть исключительной прерогативой печатных изданий. Но усиление роли телевидения не только не стало препятствием для развития печатных СМИ, но, напротив, подстегнуло это развитие. Телевидение создало спрос на новости, став, по мнению многих исследователей рынка, «средством, возбуждающим аппетит» аудитории к новостям. В результате растущего спроса на новостную информацию и обострения конкуренции на национальном медиарынке газеты начали активную борьбу за внимание читателей и рекламодателей.

Телевидение Индии в количественном отношении тяготеет к развлекательной массовой культуре. База современного телевещания Индии - теледрамы, музыкальные программы и познавательно-обучающие передачи. Популярные развлекательные передачи известны и в России, особенно - туристические программы. Тем не менее, нельзя не признать наличие качественной журналистики. Важной темой многих каналов остаются межрелигиозные конфликты, религиозно-этнические разногласия, политические убийства.

В 1996 году появились первые веб-сайты индийского сегмента Интернета. Самые крупные из них – rediff.com и indiatimes.com – предлагают пользователям одинаковый набор сервисов, которые включают поиск информации в сети, создание электронного почтового ящика, ведение собственного блога, поиск и прослушивание музыки, совершение покупок через Интернет, знакомиться с последними новостями. Такая универсальность обусловила популярность этих ресурсов среди Интернет-пользователей.

БОльшая часть веб-сайтов в индийском сегменте интернета - англоязычная. Ресурсы на языке хинди занимают второе место по количеству пользователей. Успешно развиваются и веб-сайты на других национальных языках Индии, среди которых тамильский, телугу, бенгальский, гуджарати и каннада. Но они не так успешны, как англоязычные сайты.

В свою очередь, крупные англоязычные Интернет-ресурсы постепенно расширяют количество используемых языков, добавляя контент на национальных языках, что делает такие сайты более универсальными и позволяет привлекать новых пользователей. Так, первыми веб-сайтами, контент которых стал доступен на индийских национальных языках, стали поисковые машины Yahoo! и Google.

Но пока слабое развитие онлайнового контента на национальных языках является серьезным недостатком индийского сегмента Интернета, сдерживающим его рост. Среди других проблем - низкий уровень проникновения Интернет-доступа в сельской местности, недоступность дорогостоящей компьютерной техники для многих жителей страны, низкий уровень компьютерной грамотности и низкая осведомленность части населения о возможностях Интернета. В связи с этим, рост числа Интернет-пользователей происходит преимущественно за счёт городского населения.

В то же время росту количества Интернет-пользователей способствует развитие мобильного Интернета, так как он способен охватить более широкую аудиторию, чем широкополосное подключение. Кроме того, в настоящее время в Индии активно развиваются технологии беспроводного доступа в Интернет, которые должны способствовать максимально широкому покрытию территории страны Интернет-связью.

Процесс конвергенции индийских СМИ в процесс глобализации противоречив. Это связано с особенностями национальной идентичности индийцев. В частности, с приверженностью индийцев традициям, с корпоративностью общественной жизни. В индийской культуре приоритетом является власть вековых традиций. Спецификой медийной глобализации СМИ Индии является противоречивый диалог элитарной и массовой культур, включающий как сотрудничество, так и яростное противостояние. Диалог с Западом (главным образом, с США и Великобританией) складывается в рамках антитезы «сотрудничество – противостояние».

Заключение.

Таким образом, рассмотрев особенности развития всех видов СМИ Индии в период c конца XX века до начала XXI века, мы можем сделать следующие выводы:

1) Печатная пресса Индии демонстрирует способность успешно адаптироваться к требованиям современного цифрового общества, используя возможности новых технологий. Использование новых технологий редакциями газет позволило изданиям принципиально увеличить оперативность доставки информации читательской аудитории. Таким образом, развитие новых цифровых технологий в Индии не привело к упадку прессы, а, напротив, послужило стимулом для её развития и качественного преобразования.

2) Интернет в Индии до сих пор остаётся городским явлением, несмотря на то, что сельские жители составляют бОльшую часть населения Индии. Проникновение Интернета в сельскую местность в масштабах страны пока невелико, соответствующая инфраструктура находится на стадии развития. В силу отсутствия доступа в Интернет и нередко телевидения, газета остаётся для сельских жителей единственным источником информации.

3) Уровень грамотности населения Индии достаточно низкий. Однако стремление населения к получению образования растёт. Современные индийские средства массовой информации стараются ориентироваться на малограмотного потребителя (в прошлом целевой аудиторией СМИ являлась интеллигенция). Отсюда преобладание массовой культуры. Преимущество развлекательных программ на телевидении и радио и материалов из круга «частной сферой» в прессе.

4) В Индии затраты на распространение газет очень низкие. Они несоизмеримы с затратами на организацию широкополосного доступа в сеть Интернет. Даже в крупных городах (таких, так Мумбаи и Дели), остаётся традиция доставки газет на велосипедах к порогу подписчиков. Низкие затраты на распространение газет в совокупности с растущими темпами проникновения доступа в Интернет дают основания полагать, что пресса и Интернет в Индии смогут успешно сосуществовать.

5) Индийская пресса в силу своей популярности среди населения страны, которую не могут понизить ни телевидение, ни Интернет, скорее всего, на протяжении долгого времени будет оставаться привлекательной площадкой для рекламодателей.

 

Список используемой литературы:

1. Круглов Е.В. СМИ Индии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. – 2003. - №5.

2. Филатова И.М. Газетный рынок Индии и вызовы века новых технологий: выживет ли газета в эпоху Интернета? // Материалы докладов ХVIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов – 2011». Секция «Журналистика». М., 2011.

3. Филатова И.М. Трансформация газетного рынка Индии в 1990-2010 гг. // Медиаскоп. − 2011. − № 2.

4. СК. Мохаимен. СМИ Индии и Бангладеш в условиях современных глобализационных процессов / Мохаимен СК. // Вестн. Воронежск. гос. ун-та. Сер.: Филология и журналистика. – 2012. – № 1.

Наши рекомендации