Азия и Африка сегодня, №7 – 2009
НУЖЕН ЛИ ИНТЕРНЕТ ЧЁРНОМУ КОНТИНЕНТУ?
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ АФРИКАНСКОГО ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА
К.А. Панцерев
Кандидат филологических наук (Санкт-Петербург)
На сегодняшний день становление информационно-коммуникационного пространства в Африке находится лишь на ранней стадии своего формирования, и государства континента ждут поддержки мировых лидеров информационно-коммуникационного производства. Но нельзя не задаться вопросом: каким в итоге должно стать африканское информационно-коммуникационное пространство, какие показатели будут свидетельствовать о том, что оно полностью сформировано и готово к интеграции в общемировое глобальное информационное пространство?
На наш взгляд, ответ на этот вопрос лежит в двух плоскостях – количественной и качественной. К первой можно отнести такие характеристики, как общее число персональных компьютеров, телефонных линий, интернет-провайдеров, предоставляющих информационно-телекоммуникационные услуги, а также общую численность грамотного населения. Чтобы более наглядно проиллюстрировать те условия, в которых развиваются современные информационные технологии в Африке, представляется необходимым остановиться на количественных показателях более подробно.
Из всех средств массовой коммуникации в Тропической Африке действительно массовым, т.е. доступным практически каждому жителю той или иной конкретной африканской страны, в конце прошлого века продолжало оставаться радиовещание. Телевидение же было доступно в крупных городах. Примечательно соотношение телезрителей и радиослушателей в таких странах, как Гана (115 и 680 тыс.), Нигерия (68 и 224 тыс.), Сенегал (41 и 141 тыс.), Камерун (34 и 163 тыс.), Бенин (11 и 110 тыс.), ДРК (2 и 375 тыс.), Чад (1 и 242 тыс.).
Крайне низким был уровень телефонизации. Лидерами в этой области к концу XX в. были Сейшельские острова, Маврикий и ЮАР, в которых на 1000 человек приходилось 100 и более телефонных линий (176, 132 и 100 соответственно). Что же касается сравнительно недавно появившейся в Африке мобильной связи, то к 2000 г. в ЮАР 120 человек из 1000 имели мобильные телефоны. Для сравнения: в Кот-д’Ивуаре или пользовались всего 18 человек из 1000, в Габоне – 7, в Гане – 4, в ЦАР – 1, в Чаде – 0.
Очевидно, что крайняя неразвитость телекоммуникационного сектора создавала препятствия для распространения на Африканском континенте информационных технологий.
ИНТЕРНЕТ – ДАЛЕКО НЕ ДЛЯ ВСЕХ
К 2000 г. в Африке южнее Сахары (без учёта ЮАР) доступ к Интернету имели только 538 тыс. человек. Лидером по числу интернет-пользователей были Нигерия (100 тыс. чел.), Кения (35 тыс.), Камерун (20 тыс.), Кот-д’Ивуар (20 тыс.); в Чаде, ЦАР, ДРК, РК, Экваториальной Гвинее – едва 1 тыс. человек.
Общее число интернет-пользователей в Тропической Африке, учитывая рост численности населения, и в последние годы продолжает оставаться ничтожно малым. Что могут проиллюстрировать данные, приведенные в таблице.
За период 2000-2007 гг. африканские государства добились определённых успехов в развитии информационных технологий. Так, число интернет-пользователей увеличилось с 2,35 млн до 23,9 млн человек, т.е. более чем в 10 раз. Так же, как и в процентном соотношении – с 0,3% до 3,2% - к общей численности населения стран Тропической Африки. Однако, даже учитывая все эти определённые положительные сдвиги, на Африку – один из самых густонаселённых регионов Земли – приходится всего 2,5% от общемирового числа интернет-пользователей. Следовательно, этот континент продолжает оставаться на периферии мировых информационно-коммуникационных процессов.
Развитым странам потребовалось около 30 лет, чтобы Интернет превратился из закрытого ресурса министерства обороны США в глобальное средство массовой коммуникации и межкультурного общения. В Африке Интернет появился только на рубеже 80-х – 90-х гг. В этой связи, сопоставляя 30-летнюю историю развитого мира и только начинающийся процесс внедрения технологий в Африке, приходится говорить об успехах лишь отдельно взятых стран, но не континента в целом.
Достаточно большое распространение Интернет получил в таких наиболее развитых африканских странах, как ЮАР и некоторых государствах Северной и Тропической Африки. Однако Интернет в Африке продолжает оставаться предметом роскоши. В подавляющем большинстве государств региона менее 10 человек из 100 имеют доступ к современным информационным технологиям, а более 10 человек – лишь в четырёх – ЮАР, Зимбабве, Маврикий и Сейшельские острова. На этих островах располагаются курорты, и распространённость интернет-технологий здесь представляется закономерной.
На наш взгляд, любопытно, что среди африканских стран, лидирующих по числу интернет-пользователей на душу населения, не последние позиции занимает Зимбабве – государство, переживающее тяжёлый и затяжной политический кризис. Однако в процентном соотношении к численности населения общее число интернет-пользователей, по данным Международного телекоммуникационного союза, в этой стране незначительно. Связь с Интернетом из-за инфраструктурных проблем вне центральных областей практически невозможна, а стоимость работы в сети очень высока.
К числу наиболее преуспевающих в информационном отношении африканских государств можно было бы отнести Нигерию, в которой около 10 млн человек имеют доступ к сети Интернет. Однако при населении около 150 млн человек число интернет-пользователей в Нигерии всё же невелико.
АФРИКА ДОГОНИТ ОСТАЛЬНОЙ МИР ЕЩЁ НЕ СКОРО…
Таким образом, исходя из вышеизложенного, представляется преждевременным говорить о возможной скорой интеграции африканских государств глобальное информационно-коммуникационное пространство. Мировое сообщество по-прежнему отводит и, по всей видимости, в обозримом будущем будет продолжать отводить им роль информационной периферии.
Государства Тропической Африки вряд ли смогут в среднесрочной перспективе догнать развитые страны по уровню развития информационных технологий. Объясняется это, на наш взгляд, тем обстоятельством, что у африканских стран слишком много насущных проблем, которые необходимо решать в обозримом будущем. Это и недостаток питьевой воды, и проблемы в области здравоохранения, в частности борьбы со СПИДом, и многочисленные вооружённые конфликты. В сложившихся условиях развитие телекоммуникаций не является приоритетной задачей.
К сказанному следует добавить, с одной стороны, относительную дороговизну компьютерной техники (средняя стоимость компьютеров колеблется в пределах 1000 долл.). А с другой – низкий уровень жизни большей части африканского населения (по данным Африканского банка развития (АфБР), средняя ежемесячная зарплата едва превышает 100 долл.) и высокий уровень безработицы, который в странах южнее Сахары составляет 8,5%. Отметим, что это усреднённый показатель. Например, в Камеруне уровень безработицы среди городского населения составляет 12,5%, в Гвинее – 16,2%, Гане – 36,7%. К тому же, в экономике большинства африканских стран продолжает определяющие позиции занимать аграрный сектор, тогда как в условиях формирующегося информационного общества «…в производственных силах и производственных отношениях на первый план выходят знание и информация».
Очевидно, что в Африке подобная переориентация производства в обозримом будущем представляется вряд ли возможной. Зона интернет-покрытия в Африке охватывает только крупные города и промышленные территории. По данным Международного телекоммуникационного союза, в 2008 г. только 0,38% из общего числа африканских деревень южнее Сахары имели интернет-доступ.
В сложившихся условиях создать в Африке информационную инфраструктуру, которая в той или иной степени соответствовала бы общепринятым мировым стандартам, возможно только в случае привлечения в эту сферу обширного потока инвестиций, привлечения частного и государственного иностранного капитала, а также средств АфБР, созданного ещё в 1963 г. Впрочем, последний оставался чисто африканской организацией только до начала 1980-х гг., когда в связи с необходимостью значительного расширения операций банка его руководство разрешило США, Японии и странам Западной Европы приобрести часть акций АфБР.
Участие европейского капитала в АфБР, увы, подтверждает неспособность африканских государств самостоятельно финансировать, в том числе инициируемые этим банком. В Африке на сегодняшний день крайне мало государств, за исключением ЮАР, Нигерии и некоторых других, которые располагают средствами и кадрами, необходимыми для реализации, в частности проектов создания информационной инфраструктуры и продвижения интернет-технологий в глубь регионов.
Между тем, в соответствии с провозглашённым в конституциях большинства африканских стран правом человека на информацию, государство обязано предоставлять любому гражданину техническую возможность доступа к глобальным информационным ресурсам. Которые, наряду с природными, следует рассматривать как ресурсы социально-экономического развития.
В целом, оценивая общий уровень развития информационных технологий на континенте, можно сделать вывод о том, что интернетизация в Африке на сегодняшний день, как уже отмечалось выше, затрагивает только крупные города и развитые в промышленном отношении области, в которых и размещается большая часть интернет-провайдеров. Что же касается жителей густонаселённых сельских районов, то они, если у них и возникает потребность «выхода» во всемирную сеть, вынуждены связываться со своими провайдерами по телефонным линиям, а значит, им ещё приходится оплачивать и услуги междугородней связи. Таким образом, отсутствие местных интернет-провайдеров – это ещё одно препятствие проникновению технологий в глубь континента и построению в регионе информационного общества.
Помочь решению указанных выше проблем призвано создание и развитие в странах Африки информационного законодательства, основное содержание которого должно сводиться к созданию эффективной системы обеспечения конституционных прав граждан и социальных институтов на свободное получение и использование информации. Нормы информационного права должны, на наш взгляд, регулировать следующие ключевые правоотношения, возникающие в информационной сфере.
Во-первых, правовому регулированию подлежат общие вопросы информатизации и распространения информации в государстве с использованием новейших информационных технологий. Во-вторых, непременно должна быть регламентирована деятельность Интернет-провайдеров. В-третьих, обязательному правовому регулированию подлежит сеть Интернета. В-четвёртых, в национальном законодательстве должны присутствовать нормы, регламентирующие информационный обмен на территории данного государства. Наконец, в-пятых, государству необходимо укреплять средства борьбы с правонарушениями в информационной сфере.
Сегодня в более или менее продвинутых государствах Тропической Африки идёт процесс формирования национальных концепций государственной информационной политики. В большинстве же стран региона лишь предпринимаются попытки внедрения в африканскую культуру и образ жизни современных информационных систем. Значительную роль в решении этой задачи играют западные державы, уже добившиеся построения на своей территории информационно-коммуникационного пространства и информационного общества. Теперь они стремятся к продвижению западной модели построения такого общества в развивающиеся государства. И это представляет определённую опасность для африканских стран, которым при помощи новейших технологий наверняка будут навязываться западная модель и западная системы духовных ценностей. Противостоять этому призвана продуманная государственная информационная политика, а также надёжная нормативно-правовая база. Только так можно приостановить информационную экспансию стран западной цивилизации на африканский континент.
Сегодня большинство африканских государств ещё не готово к открытому противостоянию этой экспансии. Практически нигде не создаются нормативно-правовые акты, которые регулировали бы информационные правоотношения на территориях африканских стран.
Перед государствами Тропической Африки стоит ряд трудноразрешимых задач, которые в своей совокупности препятствуют построению на континенте информационно-коммуникационного пространства и такого общества, в котором знание и информация становятся не только товаром, прибыльным бизнесом, но ещё и важным культурным и духовным феноменом, главным генератором социального прогресса. Африканское общество, пока ещё в основном аграрное, просто не готово к этому.
***
Положение в информационной сфере в Тропической Африке – это лишь частный случай более общей проблемы. Суть её в том, что вся та помощь, которую бывшие метрополии оказывали освободившимся странам за всю их постколониальную историю, так и не привела к качественному улучшению уровня жизни в африканских государствах. А образовавшийся ещё в начале 1960-х гг. разрыв между развитыми ведущими мировыми державами и странами Африки практически во всех сферах, в том числе и в информационной, продолжает и, по всей видимости, будет продолжать увеличиваться.
Азия и Африка сегодня, №7 – 2009.