Интернет как технологическое средство

INTERNET – это метосеть (совокупность взаимосвязанных сетей) со стандартизированным единым протоколом внутриcистемного и межсистемного обмена.

Формально, интернет – это техниче­ская среда: совокупность линий связи и коммута­торов, соединяемых так называемым Интернет-протоколом

На сегодняшний день Internet является технологически наиболее совершенным каналом доступа к информации, наиболее доступной информационно-поисковой системой.

Развитие Интернета привело к появлению концеп­ции Глобальной ин­формационной инфраструктуры –ГИИ (Gil- Global Information Infrastructure).

Глобальная инфор­мационная инфраструктура представляет собой систему тех­нических средств работы с информацией (компьютеры и каналы связи, работающие по общим стандартам, т. е. собственно сеть) и информационные ресурсы, доступные в этой сети. Глобальная информационная инфраструктура в перспективе должна обеспечить каждого жителя Земли возможностью доступа к мировым информационным ресурсам в любом месте, в лю­бое время и за приемлемую плату.

4. Информационные ресурсы сети Интернет. Классификация

Классификация источников (информационных ресурсов) информации в Интернете может про­водиться по разным основаниям (критериям).

Первы критерий.

По способам представления инфор­мациимогут быть выделены следующие виды информационных ресурсов:

web-страницы – наиболее распространенный и используемый из информационных ресурсов.

файловые серверы ;

телеконференции;

базы данных (они могут быть доступны через сеть Интернет. В них часто содержатся, кроме текстовой, также и другие виды инфор­мации).

Второй критерий.

По языко­вому признаку. В сети представлены практически все ос­новные языки, однако главным языком является – английский (в силу исторически сложи­вшихся традиций).

Третий критерий.

По территориальному при­знаку. Так, ряд сайтов предоставляет свою информацию для потребите­лей определенного региона, хотя доступ к сайту возможен и из лю­бой точки сети.

Четвертый критерий.

Содержание информации – это наиболее важный аспект классификации информационных ре­сурсов сети Интернет.

Деловая информация, необходимая в предпринимательской деятельности, по этому критерию может быть разделена на следующие группы:

1. Сведения о фирмах, организациях. Объём и наполнение такого рода сведений напрямую зависит от степени освоения организацией возможностей Интернета по продвижению продукции или услуг.

Различают три типа серверов данной группы (категории):

• 1-ый тип:

серверы присутствия в Интернете.

Эти серверы могут быть разделены на рекламные и информирующие серверы.

Рекламный сервер обычно содержит одну или несколько стра­ниц [рекламного характера].

Информирующий сервер содержит более подробную ин­формацию о фирме и производимой ею продукции или оказы­ваемых услугах;

• 2-ой тип:

информационные серверы. Серверы данной группы ведут информационно-аналитиче­ские агентства и другие структуры, чья деятельность связана с предоставлением различного рода информации потребителям;

• 3-ий тип:

интерактивные магазины. Серверы этой группы обеспечивают продажи товаров посредством Интернета. При этом могут быть реализованы в электронном виде следующие функции:

— предоставление клиенту необходимой информации о това­ре или услуге;

— оформление заказа;

— оплата заказа (при использовании онлайновых платежных систем);

— отправка полученного товара, если товаром является ин­формация.

2. Сведения о состоянии мировой экономики и экономики отдельных стран. Данная информация представляется, как правило, в профессиональных базах крупнейших информационно-анали­тических агентств мира.

Серверы этих агентств входят в состав информационных ресурсов сети Интернет.

Инфор­мация, как правило, платная.

3. Сведения о состоянии отраслевых рынков. Анализ отраслевых рын­ков осуществляют специализированные маркетинговые и консал­тинговые агентства, а также маркетинговые службы фирм или организаций. Результаты этих исследований, используя Интер­нет, можно получить:

• из профессиональных баз крупнейших мировых информаци­онных агентств, найдя сведения о технологиях доступа к этим базам на сайтах Интернета;

• в консалтинговых или маркетинговых агентствах, чьи сайты представлены в Интернете;

• в многопрофильных и отраслевых журналах, пуб­ликующих обзоры рынков [в электронном виде].

Одни издания, например мно­гопрофильный журнал «Эксперт», представляют на сайтах оглавления номеров журналов.

Другие, как, например, журнал «Профиль», размещают в открытом доступе публикуемые ма­териалы.

4. Деловые новости. Подавляющее большинство мировых инфор­мационных агентств предоставляют потребителям доступ к про­фессиональным базам, содержащим деловые новости. Из зару­бежных агентств крупнейшими поставщиками деловых новостей являются LEXIS-NEXIS, Dialog, Reuters. Среди российских агентств следует выделить:

• РИА «Новости» — государственное информационно-аналити­ческое агентство РФ;

• «ИТАР-ТАСС» — государственное информационное теле­графное агентство РФ;

• агентство «Интерфакс», входящее в состав международной информационной группы Interfax Information Services.

5. Справочная информация. Это и списки web-сайтов компаний, отобранных по определенному принципу, и телефонно-адресный справочник «Желтые страницы» с возможностью поиска информации поназванию фирмы и виду деятельности, и телефонные справочни­ки городов, например, стран СНГ и Балтии.

Также в Интернете имеется информация о расписании движения поез­дов, авиарейсов, о погоде и многое другое.

Кроме того, информационные ресурсы Интернета делятся на «видимую» и «не­видимую»части сайтов.

«Видимая» часть сайтов — это та часть, которая обрабатывается по­исковыми системами и индексируется.

«Невидимая» — часть сайтов, которая не предназначена для обработки поисковыми системами.

Число документов «невидимой» части превышает бо­лее чем в 500 раз число документов, относящихся к «видимой» части.

Что касается, объема русскоязычного Интернета, то он составляет около одного процента от мирового.

При­мерная разбивка русскоязычных ресурсов по категориям, выглядит следую­щим образом[1]:

– Коммерция (представительства компаний, каталоги товаров, недвижимость, туризм, ремонт, реклама, консалтинг, индивидуальная трудовая деятельность и т. д.) 44,0%

– Самовыражение (персональные сайты, коллекции ссылок) 12,5%

– Интернет-жизнь (чаты, он-лайн конференции, сетевые игры) 11,8%

– Общественные и неформальные организации (государственные органы, конфессии, секты, партии, клубы по интересам и фан-клубы) 10,3%

– Наука, учебные заведения, медицина 8,2%

– Культура (литература, история, музыка, кино, музеи, театры) 7,5%

– СМИ (печатные, электронные, радио, телевидение) 3,7%

Основные группы пользователей Интерне­та –

· студенты вузов и учащиеся школ (34,7%),

· научные работники (10,0%),

· предприниматели (8,9%).

Другие социальные группы, в том числе весьма многочисленные, представлены довольно слабо. Например, доля рабочих — 5,1%, пенсионеров — 0,2% , политических деятелей — 0,5% . Почти половина пользователей Интернета (42,1%) об­ращается к электронным библиотекам, еще чет­верть (24,8%) собирается в ближайшем будущем прибегнуть к их услугам[2].

Наши рекомендации