Интернет как технологическое средство
INTERNET – это метосеть (совокупность взаимосвязанных сетей) со стандартизированным единым протоколом внутриcистемного и межсистемного обмена.
Формально, интернет – это техническая среда: совокупность линий связи и коммутаторов, соединяемых так называемым Интернет-протоколом
На сегодняшний день Internet является технологически наиболее совершенным каналом доступа к информации, наиболее доступной информационно-поисковой системой.
Развитие Интернета привело к появлению концепции Глобальной информационной инфраструктуры –ГИИ (Gil- Global Information Infrastructure).
Глобальная информационная инфраструктура представляет собой систему технических средств работы с информацией (компьютеры и каналы связи, работающие по общим стандартам, т. е. собственно сеть) и информационные ресурсы, доступные в этой сети. Глобальная информационная инфраструктура в перспективе должна обеспечить каждого жителя Земли возможностью доступа к мировым информационным ресурсам в любом месте, в любое время и за приемлемую плату.
4. Информационные ресурсы сети Интернет. Классификация
Классификация источников (информационных ресурсов) информации в Интернете может проводиться по разным основаниям (критериям).
Первы критерий.
По способам представления информациимогут быть выделены следующие виды информационных ресурсов:
♦ web-страницы – наиболее распространенный и используемый из информационных ресурсов.
♦ файловые серверы ;
♦ телеконференции;
♦ базы данных (они могут быть доступны через сеть Интернет. В них часто содержатся, кроме текстовой, также и другие виды информации).
Второй критерий.
По языковому признаку. В сети представлены практически все основные языки, однако главным языком является – английский (в силу исторически сложившихся традиций).
Третий критерий.
По территориальному признаку. Так, ряд сайтов предоставляет свою информацию для потребителей определенного региона, хотя доступ к сайту возможен и из любой точки сети.
Четвертый критерий.
Содержание информации – это наиболее важный аспект классификации информационных ресурсов сети Интернет.
Деловая информация, необходимая в предпринимательской деятельности, по этому критерию может быть разделена на следующие группы:
1. Сведения о фирмах, организациях. Объём и наполнение такого рода сведений напрямую зависит от степени освоения организацией возможностей Интернета по продвижению продукции или услуг.
Различают три типа серверов данной группы (категории):
• 1-ый тип:
серверы присутствия в Интернете.
Эти серверы могут быть разделены на рекламные и информирующие серверы.
Рекламный сервер обычно содержит одну или несколько страниц [рекламного характера].
Информирующий сервер содержит более подробную информацию о фирме и производимой ею продукции или оказываемых услугах;
• 2-ой тип:
информационные серверы. Серверы данной группы ведут информационно-аналитические агентства и другие структуры, чья деятельность связана с предоставлением различного рода информации потребителям;
• 3-ий тип:
интерактивные магазины. Серверы этой группы обеспечивают продажи товаров посредством Интернета. При этом могут быть реализованы в электронном виде следующие функции:
— предоставление клиенту необходимой информации о товаре или услуге;
— оформление заказа;
— оплата заказа (при использовании онлайновых платежных систем);
— отправка полученного товара, если товаром является информация.
2. Сведения о состоянии мировой экономики и экономики отдельных стран. Данная информация представляется, как правило, в профессиональных базах крупнейших информационно-аналитических агентств мира.
Серверы этих агентств входят в состав информационных ресурсов сети Интернет.
Информация, как правило, платная.
3. Сведения о состоянии отраслевых рынков. Анализ отраслевых рынков осуществляют специализированные маркетинговые и консалтинговые агентства, а также маркетинговые службы фирм или организаций. Результаты этих исследований, используя Интернет, можно получить:
• из профессиональных баз крупнейших мировых информационных агентств, найдя сведения о технологиях доступа к этим базам на сайтах Интернета;
• в консалтинговых или маркетинговых агентствах, чьи сайты представлены в Интернете;
• в многопрофильных и отраслевых журналах, публикующих обзоры рынков [в электронном виде].
Одни издания, например многопрофильный журнал «Эксперт», представляют на сайтах оглавления номеров журналов.
Другие, как, например, журнал «Профиль», размещают в открытом доступе публикуемые материалы.
4. Деловые новости. Подавляющее большинство мировых информационных агентств предоставляют потребителям доступ к профессиональным базам, содержащим деловые новости. Из зарубежных агентств крупнейшими поставщиками деловых новостей являются LEXIS-NEXIS, Dialog, Reuters. Среди российских агентств следует выделить:
• РИА «Новости» — государственное информационно-аналитическое агентство РФ;
• «ИТАР-ТАСС» — государственное информационное телеграфное агентство РФ;
• агентство «Интерфакс», входящее в состав международной информационной группы Interfax Information Services.
5. Справочная информация. Это и списки web-сайтов компаний, отобранных по определенному принципу, и телефонно-адресный справочник «Желтые страницы» с возможностью поиска информации поназванию фирмы и виду деятельности, и телефонные справочники городов, например, стран СНГ и Балтии.
Также в Интернете имеется информация о расписании движения поездов, авиарейсов, о погоде и многое другое.
Кроме того, информационные ресурсы Интернета делятся на «видимую» и «невидимую»части сайтов.
«Видимая» часть сайтов — это та часть, которая обрабатывается поисковыми системами и индексируется.
«Невидимая» — часть сайтов, которая не предназначена для обработки поисковыми системами.
Число документов «невидимой» части превышает более чем в 500 раз число документов, относящихся к «видимой» части.
Что касается, объема русскоязычного Интернета, то он составляет около одного процента от мирового.
Примерная разбивка русскоязычных ресурсов по категориям, выглядит следующим образом[1]:
– Коммерция (представительства компаний, каталоги товаров, недвижимость, туризм, ремонт, реклама, консалтинг, индивидуальная трудовая деятельность и т. д.) 44,0%
– Самовыражение (персональные сайты, коллекции ссылок) 12,5%
– Интернет-жизнь (чаты, он-лайн конференции, сетевые игры) 11,8%
– Общественные и неформальные организации (государственные органы, конфессии, секты, партии, клубы по интересам и фан-клубы) 10,3%
– Наука, учебные заведения, медицина 8,2%
– Культура (литература, история, музыка, кино, музеи, театры) 7,5%
– СМИ (печатные, электронные, радио, телевидение) 3,7%
Основные группы пользователей Интернета –
· студенты вузов и учащиеся школ (34,7%),
· научные работники (10,0%),
· предприниматели (8,9%).
Другие социальные группы, в том числе весьма многочисленные, представлены довольно слабо. Например, доля рабочих — 5,1%, пенсионеров — 0,2% , политических деятелей — 0,5% . Почти половина пользователей Интернета (42,1%) обращается к электронным библиотекам, еще четверть (24,8%) собирается в ближайшем будущем прибегнуть к их услугам[2].