Особенности чтения информации
РАЗМЕЩЕННОЙ В ИНТЕРНЕТЕ
Владение навыками чтенияочень важны для пользователя интернетом. Навыки чтения различны у разных людей. Они определяются уровнем образования человека, особенностями его памяти. Читать быстро еще не означает читать эффективно, поскольку важен не только объем прочитанного, но и степень понимания и запоминания прочитанной информации.
Процесс чтения складывается из двух основных этапов:
1. Зрительное восприятия текста.На этом этапе очень многое зависит от компановки и дизайна текста. Экономия времени достигается за счет использования специальных приемов, облегчающих движение глаз, фиксирующих взгляд на важном участке. Обычно поле зрения у человека составляет 1,5—2 слова (10—15 букв) за одну фиксацию.
2. Осмысление, интерпретация прочитанного.На этом этапе происходит понимание смысла отдельных слов, предложений, всего текста.
Выделяют следующие способы чтения:
· Углубленное
Обращается внимание на детали текста, производится их анализ и оценка. Это лучший способ чтения учебников, текстов по сложной тематике и т.п.. Текст не просто читается, а анализируется с учетом имеющегося опыта, накопленных читающим знаний. Вопрос, затронутый в тексте, рассматривается критически, творчески и т.д.
· Ознакомительное
Общее знакомство с содержанием текста, выявление основной идеи и проблем, обозначенных в нем.
· Чтение-просмотр
Используется для предварительного знакомства с книгой. Читается оглавление, предисловие, заключение и любые важные места на выбор.
· Сканирование
Быстрый просмотр печатного текста с целью поиска конкретной информации - фамилии, слова, факта.
· Быстрое чтение
Требует специальной тренировки (увеличение оперативного поля зрения, выборочное чтение). Основывается на определенных правилах и по глубине понимания и запоминания не уступает углубленному чтению.
При работе с текстовыми материалами в Интернет чаще всего используетсяознакомительное чтение и сканирование. Для углубленного чтения текстов, размещенных на сайтах Интернет, их рекомендуется предварительно выгрузить из Сети на компьютер пользователя.
Помните, однако, что бумажные книги и журналы, изданные авторитетными изданиями, всегда предпочтительнее, чем сетевые источники.
НАПИСАНИЕ РЕФЕРАТА
Собственным мыслям, самостоятельному анализу исследователя в любой научной работе (будь то курсовое или дипломное сочинение, кандидатская или докторская диссертация) должна предшествовать глава, посвященная истории исследуемого вопроса и его современному состоянию. Эту главу обычно называют "Обзор литературы" или "Состояние исследуемого вопроса". В структуре курсового сочинения функции подобной главы исполняет реферат — первая часть курсового сочинения.
Реферат — это обзор литературы по исследуемой проблеме. Его можно озаглавить так: "Творчество Вашингтона Ирвинга в восприятии отечественной и зарубежной критики", "Отечественная и зарубежная критика о сказках Оскара Уайльда" и т.п.
В реферате не нужно увлекаться биографией писателя, подробным обзором его творчества. Весь материал должен быть максимально сориентирован на тему исследования. Начать реферат стоит с нескольких вступительных фраз о писателе, которому вы посвящаете свою работу, о его месте в культурном пространстве, о масштабе этой фигуры, о жанровом составе его творчества.
Обзор критической литературы по теме исследования можно начать со следующих фраз:
· "Первыми критическими откликами на творчество такого-то писателя в нашей стране были ... "
· "Критическое освоение творчества ... в нашей стране началось с работ ..."
· "История знакомства отечественного литературоведения с творчеством ... началось со статьи ... "
· "Среди тех, кто в числе первых упоминает о творчестве ... в России, следует назвать ... "
· " В русском литературоведении интерес к ... возник сравнительно давно. Рецензии начали появляться с ... года" и т.п.
При систематизации собранного материала в реферате лучше сочетать два принципа — хронологический и проблемный. Реферат не должен сводиться к добросовестному хронологическому перечислению работ, написанных по теме. Он должен содержать поаспектный критический анализ всего, что связано с исследуемой проблемой. В процессе этого анализа должно быть уяснено,
1) по каким этапам шли исследования,
1) как происходило критическое освоение творческого наследия писателя,
2) как менялись подходы к его творчеству,
3) в чем причина того, что в процессе предыдущих исследований не были решены те или иные вопросы и т.д.
При работе над рефератом можно рекомендовать графический способ: на большом листе бумаги по горизонтальной оси откладываются все аспекты, по которым критики анализировали творчество писателя, по вертикальной — временные периоды.
Возможные аспекты литературоведческих исследований, их проблематика может включать:
1) историю создания,
2) восприятие произведения современниками (рецепцию творчества),
3) жанровую природу,
4) композицию,
5) систему образов,
6) конфликт,
7) повествовательную манеру,
8) соотношение традиции и новаторства и т.п.
Данные, характеризующие исследование каждого из аспектов, попадают в таблице в определенную клетку, выстраиваясь в строгой логической последовательности. После того, как таблица заполнена, становится ясной картина всех изменений, тенденций развития, взаимосвязей и взаимозависимостей, характеризующих рассматриваемую проблему.
В своем обзоре критических исследований вы можете пользоваться следующими литературоведческими клише:
· "Проблема жанра занимает таких исследователей, как ..."
· "Критик Н. делает попытку поставить книгу ... в широкий литературный контекст"
· "Наиболее продуктивной для дальнейшего исследования композиции произведения является точка зрения критика Н."
· "Критик Н. связывает творчество писателя А. с романтической традицией"
· "Анализируя образы главных героев, критик Н. старается проследить социальные, нравственные и психологические мотивы их поступков"
· "Несомненную удачу исследователя Н. можно видеть в ... "
· "Ученый размышляет о позиции автора в произведении..."
· "При том, что мысли ученого Н. представляются очень интересными и ценными для осмысления книги ..., нужно отметить их неразвернутость: автор по большей части только ставит проблему, не доказывая ее анализом художественного материала"
· "Ученый приходит к выводу, с которым трудно согласиться"
· "Этот пробел восполняет работа критика К."
· "Критика 1920-х годов чаще подходила к творчеству Н. с более широких и объективных позиций, стремясь выделить общечеловеческие стороны его художественного мира"
· "Наиболее интересными работами общего характера следует считать.."
· "Определенный вклад в изучение этой проблемы внесли..."
· "В этом отношении интересен труд академика Н. ..."
· "Существует и иная концепция, изложенная в монографии..."
· "Кроме упомянутых работ критиков Н. и М., следует назвать труды ученых А.,Б.,В., также сыгравших важную роль в изучении..."
· "Прямо противоположной точки зрения на роман придерживается исследователь Н"
· "Для исследователя Н. характерен более глубокий и всесторонний подход к проблеме..."
· "Одним из первых специальных исследований проблемы стала монография ... "
· "Ученый прослеживает эволюцию тем, сюжетов, образов ..."
· "На роли пейзажа ... сосредоточил свое внимание ученый ..."
· "Многое для постижения творчества ... дает монография ..."
· "Автор статьи ... определяет идейно-тематическое своеобразие ранней прозы писателя Н."
· "Работа носит реферативный характер".
· "Несмотря на спорность общей концепции, книга представляет известную ценность благодаря собранному в ней библиографическому материалу".
· "В основном, исследования творчества писателя Н. носят обзорный характер".
· "Произведение "...." никогда еще не становилось предметом специального исследования"
· "Можно говорить об известной разноголосице критиков..."
· "Бросается в глаза противоречивость (неоднозначность) критических оценок"
· "Суждения критиков относительно ... отличается удивительным единодушием"
· "Это стало предметом жестокой полемики критиков"
· "Для критики характерна оценочные крайности, скрадывающие сложность творческого облика писателя".
Для того, чтобы подчеркнуть направление вашей мысли в реферате и сделать более наглядной его логическую структуру, вам следует использовать различные вводные фразы:
во-первых
во-вторых
в-третьих
кроме того
наконец
затем
вновь
далее
более того,
вместе с тем
в добавление к вышесказанному
в уточнение к вышесказанному
также
в то же время
соответственно
подобным образом
следовательно
в сходной манере
отсюда следует
таким образом
между тем
тем не менее
однако
с другой стороны
в целом
подводя итоги
в заключение
итак
поэтому
Однако не следует злоупотреблять вводными фразами и начинать с них каждое предложение.
Проведенный в реферате обзор литературы логично завершить выводом о степени изученности проблемы, вынесенной в тему вашей курсовой работы. В заключительной части реферата необходимо дать обоснование темы вашего сочинения. Для этого нужно показать, что тема актуальна, т.е. соответствует задачам развития теории литературы. Нужно подчеркнуть и новизну темы сочинения. В тех случаях, когда речь идет о повторных исследованиях, в качестве обоснования избранной темы приводятся соображения, касающиеся предыдущих работ и их результатов с указанием преимуществ нового подхода, избранного вами. Должны быть четко сформулированы цель и задачи исследования.
7. АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ: