Специфические свойства интернет-СМИ
Исследователи М. М. Лукина и И. Д. Фомичева, говоря о специфике сетевых СМИ, отмечают, что при их рассмотрении необходимо выделить дополнительные типоформирующие факторы, которые характеризовали бы особенность нового вида СМИ. К ним авторы относят интерактивность, гипертекстовость, мультимедийность. Благодаря этим уникальным свойствам, которые предоставляют технологии Интернета, журналисты могут:
1) Расширить не только объемы информации, но и ее содержание,
2) Выразить смысл послания с помощью разных кодов общения,
3) Использовать для «работы» с аудиторией разнообразные формы общения, предоставить ей более полные возможности для реагирования и участия в информационном обмене.
Гипертекст — текст, состоящий из потенциально бесконечного множества текстов, объединенных системой встроенных гиперссылок, что позволяет читать его не только горизонтально, как на бумаге, но и с помощью внутренних и внешних ссылок просматривать «вглубь». Рассматривая гипертекстовые ссылки с точки зрения веб-дизайнерских решений, можно выделить два основных подхода: ссылки размещаются в «теле» текста (при этом они, как правило, выделяются с помощью графических элементов — например, другого цвета) или они выносятся в боковое меню, расположенное за пределами и, как правило, сбоку от основного материала. Гиперссылки могут быть контекстуального (расширение контекста) и тематического характера (расширение тематики). Тексты, соединенные с помощью гипертекстовых ссылок, могут соединяться либо с другими частями того же сайта (внутренние связи), либо с другими сайтами, находящимися где-то в Интернете (внешние связи). Мария Лукина отмечает, что российские информационные ресурсы предпочитают чаще использовать внутренние ссылки, чем внешние, тем самым не позволяя пользователям «уйти» с сайта.
Слово «мультимедиа» возникло в 90-е годы прошлого века как материальная реализация идеи слияния всех каналов передачи информации в одно целое. Мультимедийность стала постоянной характеристикой медийных интернет-продуктов. Однако истинный мультимедийный контент должен отличаться отчетливо выраженными чертами: модульностью, интерактивностью, гипертекстовостью, неиерархичностью, комбинацией целого ряда знаковых систем для комплексного воздействия на пользователя.
Свойство коммуникативной интерактивности считается третьей приметой интернет-СМИ, их органичным, специфическим свойством. В печатных СМИ существуют такие формы интерактива как письма и пресс-анкеты. На радио и телевидении популярны звонки в эфир, опросы. Однако в массовом масштабе потребитель продукта традиционных СМИ является пассивным участником коммуникационного процесса, который по своей природе является односторонним. Интернет, напротив, уникален как канал для налаживания связей со своими конечными пользователями. Он предоставляя возможность для быстрого реагирования не только отдельным лицам, но и достаточно большим массам людей. Принципиальное отличие интерактивности в интернет-СМИ от интерактивности в традиционных СМИ состоит в том, что здесь двухстороннее общение разворачивается в одной и той же физической среде, т.е. не «газета» – «почта», или «радио» – «телефон», а «Интернет» – «Интернет». Интерактивное общение может протекать в чатах, форумах, социальных сетях, электронной переписке.
Сегодня интерактивность — это не только форма коммуникации со СМИ, но и особый способ взаимодействия пользователя с контентом: опросы, голосования, комментарии, оценки, викторины, тесты, «социальные кнопки», возможность кастомизировать публикацию и каким-то образом взаимодействовать с ней (покрутить, покликать, выбрать, ввести текст, поделиться и т. д.). Помимо интерактивности, мультимедийности и гипертекстуальности интернет-СМИ, которые выделяют М. В. Лукина и И. Д. Фомичева, А. А. Калмыков и Л. А. Коханова отмечают инфоцентричность (возможность глубокой иерархичности информации), персональный подход, мгновенность, измеримость, гибкость, экономичность.