Поиск электронных библиографических карточек
Вторая часть Интернет-обзора связана с поиском библиографических карточек на книги в электронных каталогах библиотек. В настоящее время практически все библиотеки создают электронные каталоги, причем в не-которых библиотеках каталоги текущих поступлений (примерно с 2003–2004 гг.) имеются исключительно в электронной форме. В ряде западных библиотек уже весь каталог переведен в электронный вид, и вместо обычного бумажного каталога в каталожном зале стоят компьютеры, обеспечивающие доступ к каталожной базе данных; эта же база данных доступна и через Интернет. Насколько скоро такой порядок может стать распространенным в отечественных библиотеках, прогнозировать трудно, но очевидно, что уже сейчас квалифицированному специалисту невозможно обойтись без умения находить нужную литературу через электронный каталог.
Грамотно сделанный электронный каталог, несомненно, предоставляет значительно более широкие возможности поиска литературы по сравнению с обычным каталогом. Основное достоинство электронного каталога – возможность поиска литературы по ключевым словам. Ключевые слова могут находиться в названии книги, а могут быть записаны и в специальном дополнительном поле. Таким образом, если пользователь знает название или автора книги, то он так же легко может найти книгу, как и при пользовании алфавитным каталогом, зато существенно расширяются возможности работы с систематическим каталогом. Обыкновенный систематический каталог, естественно, содержит лишь весьма ограниченное число рубрик, которые могут и не соответствовать потребностям конкретного исследования. Кроме того, практика показывает, что наполнение систематического каталога соответствующими карточками обычно далеко от идеала, и зачастую в систематическом каталоге не удается найти многих карточек, которые в алфавитном каталоге есть и притом определенно соответствуют выбранному разделу систематического каталога. Электронный каталог снимает обе проблемы. Задавая ключевые слова для поиска книг в базе данных, пользователь таким образом сам задает раздел систематического каталога, и таких разделов фактически получается столько же, сколько всего ключевых слов. Кроме того, поскольку никто специально не размещает каталожные карточки по разделам электронного каталога, не происходит и соответствующих ошибок.
Однако хороший электронный каталог должен отвечать некоторым критериям. Во-первых, это полнота каталога. Если каталог охватывает лишь 1% всей литературы, то ценность его сильно падает. Указанная проблема, к сожалению, пока характерна для российских библиотек – их электронные каталоги редко включают издания, вышедшие до середины 1990-х гг., и хотя работа по переводу всего каталога в электронный вид ведется, она далека от завершения. В ряде зарубежных библиотек эта работа закончена. Так, в Интернете размещен полный электронный каталог библиотеки Конгресса США, который содержит примерно 14 миллионов записей.
Полнота хорошего каталога заключается еще и в том, чтобы не только книги, но и статьи из разных сборников описывались отдельными карточками, и это делается достаточно часто.
Во-вторых, электронный каталог тем лучше, чем больше ключевых слов указывается для каждой карточки. В наиболее разработанных каталогах имеются еще и дополнительные поля для того, чтобы обеспечить выход на другие карточки со сходной тематикой. Так, имя автора в каталожной карточке может сопровождаться гиперссылкой, указывающей на другие карточки, где тот же человек является автором. В электронном каталоге ИНИОН дополнительно предлагается еще возможность «эвристического поиска». Идея заключается в том, что пользователь, получив результаты своего запроса, отбирает интересные для себя карточки; из ключевых слов, относящихся к выбранным карточкам, автоматически формируется некоторое понятийное поле интересных для пользователя ключевых слов, по которым и проводится дальнейший поиск.
Полный электронный каталог огромной библиотеки (такой, как библиотека Конгресса США) может служить удобным средством для составления собственной библиографии по изучаемой теме, потому что фактически его можно расценивать как большую базу данных, в которой есть почти все книги и статьи, вышедшие по всем темам. Для библиотеки Конгресса США это совершенно справедливо применительно к англоязычной литературе, но в значительной степени справедливо и для литературы на других языках, в том числе и русском языке, потому что таких книг там тоже очень много. Еще лучше, когда можно проводить поиск по объединенным базам данных крупнейших библиотек. Из проектов, реализующих решение этой задачи, в Рунете в открытом режиме доступен проект "Сигла" (http://www.sigla.ru), в рамках которого можно ввести запрос и получить библиографические карточки сразу множества библиотек, в том числе и зарубежных. Правда, объединения ресурсов при этом не производится, и не выдается развернутое библиографическое описание найденных материалов.
Для того, чтобы включить в реферат полезные библиографические карточки, их нужно скопировать из браузера через буфер обмена непосредственно в файл реферата. Как правило, библиографические карточки представлены в электронных каталогах в виде таблиц, так что и в реферате должны появиться карточки-таблицы.
В нескольких библиотеках, наряду с созданием электронного каталога текущих поступлений, был использован другой метод оцифровки каталога: все карточки были отсканированы, и полученные рисунки были размещены в Интернете (или расположены в базе данных) в том порядке, как они лежат в ящиках алфавитного или предметного каталога. Хотя эта работа тоже была довольно дорогостоящей, она не требовала такой квалификации, как создание полноценной базы данных, поэтому таким образом удалось быстро перевести полные каталоги в электронный вид и сделать их доступными через Интернет. В этом и заключается положительная сторона этой работы. В частности, в таком виде сейчас существует полный алфавитный каталог книг на русском языке из собрания Российской национальной библиотеки, и поскольку эта библиотека обладает самым полным собранием дореволюционных отечественных изданий, такой каталог можно эффективно использовать при подборе библиографии по множеству тем. Однако при таком способе составления теряется основное, для чего вообще создаются электронные каталоги, – возможность поиска, потому что автоматический поиск по картинкам невозможен. Поэтому такой электронный каталог нужно воспринимать лишь как паллиатив, имеющий смысл только в условиях нехватки квалифицированных специалистов, которые могли бы перевести в электронный вид полный каталог библиотечных собраний.
Отчетностью для студента при работе с такими электронными каталогами библиотек являются изображения каталожных карточек, вставленные в реферат. Вставить изображение с сайта в свой текст проще всего посредством копирования через буфер обмена – если щелкнуть правой клавишей мыши на рисунке, то появится контекстное меню, в котором можно выбрать пункт «Копировать» (см. рис. 5.15), после чего легко вставить фрагмент из буфера обмена в текст реферата. Другой вариант – сначала сохранить изображение карточки на своем компьютере (см. пункт «Сохранить рисунок как» на рис. 5.15), а затем вставить этот рисунок в текст уже из хранящегося на компьютере файла («Вставка» | «Рисунок» | «Из файла»).
Для выполнения отчетной работы студентам исторического факультета рекомендуются электронные каталоги следующих библиотек:
• Российская государственная библиотека (http://www.rsl.ru);
• Российская национальная библиотека (http://www.nlr.ru);
• Государственная публичная историческая библиотека (http://www.shpl.ru);
• Библиотека ИНИОН РАН (http://www.inion.ru, раздел «Продукты и ус-луги»);
• Фундаментальная научная библиотека МГУ (http://nbmgu.ru);
• Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы (http://www.libfl.ru);
• Библиотека Конгресса США (http://www.loc.gov);
Ограничиваться этим списком не обязательно; напротив, если студенту удастся разобраться с электронным каталогом любой другой библиотеки и найти в нем полезную литературу, то это будет лишь дополнительным достоинством работы. Особенно приветствуется самостоятельная работа с достаточно большими электронными каталогами крупных европейских или американских библиотек.
Как и при поиске веб-страниц, студенты должны в этом разделе показать, как именно проводился поиск, какие были заданы вопросы и т.д. Формальный количественный критерий предполагает, что должны быть найдены не менее 10 каталожных карточек из трех, по крайней мере, библиотек.