Описание процессов сбора и хранения, обработки и передачи информации.
Информационный процесс – это совокупность действий, проводимых над информацией, представленной в определённой форме, с целью достижения определённого результата.
Сбор информации. Предполагает получение максимально выверенной исходной информации и является одним из самых ответственных этапов в работе с информацией, поскольку от цели сбора и методов последующей обработки полностью зависит конечный результат работы всей информационной системы. Технология сбора подразумевает использование определённых методов сбора информации и технических средств, которые выбираются в зависимости от вида информации и этих методов. На заключительном этапе сбора, когда информация преобразуется в данные, т. е. в информацию, представленную в формализованном виде, пригодном для компьютерной обработки, осуществляется её ввод в систему.
Хранение информации. Для ввода в ЭВМ информация об условиях задачи и методе её решения должна быть перенесена на специальный носитель, с которого она воспринимается ЭВМ. Ранее использовались бумажные карты (перфокарты) или ленты (перфоленты), на которые буквы, цифры, другие символы наносились с помощью специальной системы знаков, например, совокупности пробитых и непробитых позиций.
Также применялись магнитная лента, гибкие диски (дискеты). В настоящее время применяются жёсткие диски, компакт-диски, DVD, флеш-карты и др.
Процесс передачи. Информация передаётся в форме сообщений от некоторого источника информации к её приёмнику посредством канала связи между ними. Источник посылает передаваемое сообщение, которое кодируется в передаваемый сигнал. Этот сигнал посылается по каналу связи. В результате в приёмнике появляется принимаемый сигнал, который декодируется и становится принимаемым сообщением. Источник информации – это тот элемент окружающего мира (объект, процесс, явление, событие), сведения о котором являются объектом преобразования. Потребителем (приёмником) информации является элемент окружающего мира, который использует информацию (для выработки поведения, для принятия решения, для управления или для обучения). Сообщение от источника к приёмнику передаётся в материально-энергетической форме (электрический, световой, звуковой сигнал и т. д.) по каналу информации. Человек воспринимает сообщение посредством органов чувств.
Обработка информации. Информацию можно: создавать; передавать; воспринимать; использовать; запоминать; принимать; копировать; формализовать; распространять; преобразовывать; комбинировать; обрабатывать; делить на части; упрощать; собирать; хранить; искать; измерять; разрушать и др.
Обработка информации – получение одних информационных объектов из других информационных объектов путём выполнения некоторых алгоритмов (в настоящее время – при помощи компьютеров).
Этапы разработки ИС.
Предварительный этап.На данном этапе необходимо осознать основные цели и задачи будущего проекта. Для этого ключевые представители Заказчика и Исполнителя организуют встречи, на которых обсуждают концепцию информационной системы, ключевые технические моменты, сроки и объемы выполняемых работ, а также стоимость и источники финансирования. Итогом предварительного этапа, помимо согласованных условий будущего договора, должен стать первый и самый фундаментальный проектный документ – устав проекта (это именно устав, который разрабатывается руководителем проекта совместно с основными участниками проектной группы, утверждается руководством Исполнителя и Заказчика и не должен корректироваться в течение всего времени создания информационной системы). Завершением предварительного этапа можно считать момент, когда подписан договор на услуги по разработке и внедрению информационной системы и утвержден устав проекта.
Сбор требований.Представители исполнителя общаются с будущими пользователями и администраторами системы, а также с их руководством. В ходе обследования систематизируются требования и пожелания к внедряемому решению, анализируется документация, которая должна стать источником исходных данных системы, или формирование которой должно быть в результате автоматизировано. Результатом данного этапа должно стать появление технического задания на разработку и внедрение информационной системы.
Проектирование. На этом этапе усилиями Исполнителя детально проектируются все сценарии, связанные с разработкой и внедрением информационной системы на территории Заказчика. Делается это в соответствии с условиями информационной среды Заказчика и требованиями к интеграции создаваемой системы с уже имеющимися и эксплуатируемыми Заказчиком прочими программными продуктами. Результатом этапа проектирования должно стать оформление следующих разделов технического (концептуального) проекта: Архитектура ИС. Описание структур базы данных. Проектные решения, представленные детальным описанием сценариев автоматизации всех, затрагиваемых внедрением системы бизнес процессов. Сценарии внедрения разрабатываемой ИС с внешними программными продуктами. Источники исходных данных и варианты первоначального информационного наполнения системы. Концепция разграничения прав доступа к данным на основе ролей пользователей. Концепция обучения пользователей информационной системы.
Реализация.Этап реализации всех требований к информационной системе, изложенных в Техническом задании и Техническом проекте. В этот период Исполнитель разрабатывает все необходимые программные компоненты, создает структуры базы данных, производит установку, настройку и тестирование всех компонентов информационной системы на своей территории, имитирует сценарии интеграции и т.д. и т.п. Завершение этапа реализации подтверждается появлением таких проектных документов, как руководство по установке и настройке системы, программа и методика испытаний системы, а также шаблон базы данных и реестр всех выполненных программных разработок.
Подготовка информационной системы к эксплуатации. Все работы данного этапа уже проводятся на территории Заказчика и включают в себя установку и настройку всех компонентов системы в информационной среде Заказчика, проведение предварительного тестирования, разработку пользовательской документации, обучение пользователей, загрузку исходных данных, проведение испытаний системы в соответствии с программой и методикой испытаний и прочие подготовительные работы. К моменту окончания всех подготовительных работ должен быть разработан и утвержден регламент эксплуатации системы. Регламент, в частности, должен определять пользователей и их роли в системе, в соответствии с их должностными обязанностями.
Опытно-промышленная эксплуатация. В этот период пользователи начинают эксплуатировать систему в соответствии с разработанным на предыдущем этапе регламентом. В ходе опытно-промышленной эксплуатации фиксируются ошибки и согласовываются необходимые доработки. Исполнитель устраняет ошибки, выполняет доработки и при условии, что система начинает функционировать в соответствии со всеми, предъявленными к ней ранее требованиями, в конце установленного периода получает протокол об успешном завершении опытно-промышленной эксплуатации.
С завершением опытно-промышленной эксплуатации, как правило, завершается действие договора на создание информационной системы. Сама система переходит в режим промышленной эксплуатации, а Исполнитель, если в этом заинтересован Заказчик, заключает отдельный договор на ее сопровождение, на период установленного условиями договора срока.
Сопровождение и развитие системы.Пользователи информационной системы начинают общаться с представителями службы поддержки Заказчика, которые принимают от них заявки на доработку функционала и устранение дефектов, передают заявки в работу и периодически оповещают пользователей о статусе их запроса. Перечень возможных доработок и регламент обработки заявок определяется условиями договора. Если появляется потребность в работах, которые не укладываются в суть договора на сопровождение, то Заказчик и Исполнитель составляют отдельный договор на данный вид работ, который уже можно отнести к работам по модернизации и развитию эксплуатируемой информационной системы.