Шесть этапов создания мема
Надеюсь, вы уже осознали степень важности успешного мема для вашей компании. Думаю, что к тому моменту, как вы перевернете последнюю страницу этой книги, вы уже будете счастливым обладателем собственного эффективного мема. Возможно, у вас уже есть на примете удачная идея, из которой выйдет неплохой мем для вашей компании. Так или иначе, я предлагаю вам описание шестиэтапного процесса создания эффективного мема:
1. Проведите исследования.
Напишите список преимуществ своей компании и ее предложений.
3. Определите, чем продвигаемый вами продукт выгодно отличается от предложений
конкурентов.
4. Подумайте, какие инструменты маркетинга
вы будете использовать для продвижения
своего продукта.
5. Напишите свой план маркетинга. И наконец...
6. ...создайте свой мем.
Мем — это тот инструмент маркетинга, который понадобится вам в самом начале пути к успеху. Не стоит откладывать его создание и надеяться на то, что обзаведетесь мемом где-то в середине пути. Если вы путешествуете налегке, без мема, вероятнее всего, вы пошли неверным путем.
Мем в арсенале маркетинга подобен атомной бомбе в военном арсенале. Держу пари, стоит вам только выпустить эту маркетинговую бомбу, как все ваши конкуренты оцепенеют от неожиданности, обезоруженные и поверженные, так как очень немногие маркетологи обладают столь мощным орудием XXI века. Настоящая книга — ваша путеводная нить к успеху в бизнесе. Она даст вам то, что нужно для эффективного маркетинга. И это не просто теория — это ключ, способный открыть для вас тайну человеческого поведения. Это законы успешного маркетинга, следуя которым вы непременно покорите бизнес-олимп.
Маркетинг в действии
Партизанский маркетинг — это не сухая теория. Действие — вот его основная цель. А мем — основной импульс этого действия. Вот почему мем должен стать неотъемлемым атрибутом всех ваших маркетинговых коммуникаций — начиная с кредитных карточек и канцелярских принадлежностей и заканчивая онлайновым и офлай-новым маркетингом. Умные люди понимают, что у каждого надежного сооружения должен быть прочный костяк. Мем — надежный костяк вашего маркетинга.
Мем делает все сложное простым. Он устраняет неясность и разъясняет двусмысленность. Он открывает истину. Дайте жизнь своему мему, и он в свою очередь вдохнет жизнь в ваш маркетинг. Мем будет управлять эмоциями ваших целевых покупателей. Известный рекламист Билл Бернбах утверждает, что именно эмоции, а не рациональные причины, влияют на решение о покупке. Одни только факты не помогут завоевать клиентов. Подумайте сами: вечно занятые покупатели могут уделить вам всего несколько секунд внимания. За это время вам никак не удастся донести до них даже самые обоснованные рациональные аргументы. Но даже двух секунд будет достаточно для того, чтобы мем успел разбудить их эмоции. Создав успешный мем, вы в один момент сможете описать миллионам покупателей все преимущества своей компании.
Мем может быть разноцветным и ярким, как сверкающий баннер на веб-сайте, или маленьким и черно-белым, как объявление в «Желтых страницах». Что бы там ни говорили, размер не имеет
значения.
Что имеет значение?
Идеи. Ясность. Желание помочь другим. Сочувствие — вот что на самом деле имеет значение. А всякую мишуру и свистопляски приберегите лучше для новогодних праздников.
Сегодня из уст бизнесменов очень часто можно услышать нелестные отзывы о рекламе и маркетинге. Они просто осыпают рекламу разного рода обвинениями — до тех пор пока сами не столкнутся с необходимостью продвижения своего продукта на рынок. Тогда ситуация в корне меняется. Они осознают, насколько сложно и важно создать эффективный маркетинг. И тогда эти дельцы ищут прибежища в старых и испытанных маркетинговых уловках, большинство из которых безнадежно устарело и утратило свою эффективность. Те маркетинговые инструменты, которые еще вчера приносили бизнесменам неплохие доходы, сегодня совершенно утратили свою силу — в эпоху информационной блокады и безжалостной конкуренции.
Вот почему отправной точкой вашего пути к успеху должен стать такой инструмент маркетинга,
который способен 24 часа в сутки семь дней в неделю приносить высокую прибыль в условиях перенасыщенного рынка. Этот инструмент не снискал славы в XX веке и не был признан даже теми, кто им успешно пользовался. Но их можно понять — этот эффективнейший инструмент маркетинга еще не был обязательным условием успеха: тогда еще не существовало рекламной блокады, да и жизнь была проще во всех отношениях.
Но с тех пор мир претерпел грандиозные изменения. Сегодняшняя информационная эпоха требует от игроков применения различных тактик и разнообразных инструментов. Мем —• это и есть тактика, которая определяет разницу менаду безубыточной фирмой и высокодоходной компанией.
Истинные конкуренты
Никогда не забывайте о том, кто ваши истинные конкуренты — а это все те компании, которые продвигают на рынок свой продукт. Успешный мем поможет вам дифференцироваться не только среди прямых соперников, но и среди всех участников рынка.
Использовать мем нужно не только на стадии привлечения покупателей, но и в послепродажный период отношений с клиентами. Так вы сможете не только последовательно выполнить данное клиентам обещание всегда и везде заботиться
о них и удовлетворять их нужды, но и получите возможность еще раз напомнить покупателям, почему они остановили свой выбор именно на продуктах вашей компании. Послепродажные отношения с клиентами — очень значимый компонент маркетинга. А мем — очень важный компонент послепродажных отношений.
Маркетинговая креативность — это умение эффективно использовать свой мем и мыслить долгосрочно, как бегун на длинные дистанции. К сожалению, очень многие маркетологи поступают как раз наоборот: они недооценивают силу мема и мыслят краткосрочно, как спринтеры. Краткосрочное маркетинговое мышление приносит награды и премии за лучшую рекламу. А долгосрочное — успех в бизнесе.
За последние сто лет маркетинг очень изменился. А вот человеческое поведение осталось практически неизменным. Люди все еще идут на поводу своих эмоций, потребностей и желаний.
Ограничения во времени
У современных людей очень мало времени, и потому они не желают тратить драгоценные минуты на изучение вашего маркетинга. Сегодняшние покупатели хотят, чтобы вы сразу же перешли к сути -=- какую конкретно выгоду несет им ваше предложение? Справиться со столь жесткими ограничениями способен лишь мем.
В старые добрые времена, когда зарождался маркетинг, очевидным был факт, что любой бизнес нуждается в имени, символе, способе передачи информации покупателям. Чуть позже пришло понимание того, что весьма неплохо иметь свой логотип, слоган, брошюру. Со временем дельцы осознали, что для успеха им нужна реклама в средствах массовой информации. Сегодня все бизнесмены строят онлайновый маркетинг, так как понимают, что именно в сети можно настигнуть своих покупателей.
И совсем недавно мы, наконец, узнали, что такое мем. Мы поняли, как он рождается и как работает. И теперь для любой компании, обладающей здравым смыслом и объективным восприятием рыночных реалий, использование мема стало стандартной рабочей процедурой. К счастью для вас, на первых порах использовать мемы будут только истинные партизаны маркетинга — компании с быстрой реакцией, стремящиеся сократить свои инвестиции в маркетинг и при этом получить максимально возможную прибыль. Вот почему вы можете сделать отличный рывок на старте и обогнать большинство конкурентов, застрявших в темных переулках маркетинга XX века. Я просто содрогаюсь от ужаса, когда думаю о том, скольким компаниям не было суждено перейти тысячелетний рубеж. Они навсегда исчезли с карты бизнеса по многим причинам. Но возглавляет этот список неэффективное руководство,
а за ним следует неэффективный маркетинг. Нельзя обвинять руководителей почивших компаний в том, что они не использовали мемы — возможно, они просто не знали о них. Но вы же знаете, а потому непременно станете винить себя, если не сможете воспользоваться всеми преимуществами этой новой маркетинговой концепции, открытой генетиком.
Гибкость мема
Итак, вы создали свой мем. Не думайте, однако, что отлили его из бронзы на веки вечные: хороший мем — это сама гибкость. Стоит лишь мельком взглянуть на мем, и он заново рождается с газетной страницы или коротенького телевизионного ролика. Он быстро и ловко оплетает своей паутиной идей каждого, кто заглянет на веб-сайт или включит радио. Со временем мем меняется, неизменной остается лишь его суть — идея. Тетя Джемайма, к примеру, сменила головной убор, но при этом осталась верна своей индивидуальности. Бетти Крокер обновила свой гардероб, но это никак не сказалось на ее кулинарном мастерстве.
Мем — это живой организм. И если вы хотите, чтобы он долгое время исполнял роль первой скрипки в оркестре вашего маркетинга, мем должен функционировать как живое существо. Создавая свой мем, вы закладываете семя, затем заботитесь о нем, постоянно удобряя почву
и ограждая от опасности. Не ждите быстрых всходов — мем растет долго, но при этом его мощная корневая система глубоко проникает в разум покупателей. Окутав свой мем заботой и вниманием, убедив его в своей преданности на долгие годы, вы непременно получите богатый урожай. Ваш мем расцветет и заживет своей самостоятельной зрелой жизнью.
Естественно, и после этого вы не прекратите ухаживать за своим творением, однако ваши труды уже будут вознаграждены щедрыми плодами. Урожай клиентов будет богатым и бесконечным. В отличие от фермеров, возделывающих сельскохозяйственные культуры, вам не придется каждый год вновь засевать свое поле. Всего одного удачного посева будет достаточно для маркетингового изобилия. Таким образом вы сэкономите много сил, которые наверняка пригодятся вам для сбора богатых урожаев.
Какими бы коммуникационными каналами и маркетинговыми инструментами вы ни пользовались, всегда делайте основной акцент на свой мем, и тогда вы обязательно повысите прибыль на инвестированный в маркетинг капитал. И это не просто слова — это утверждение основано на пяти веских доводах.
Пять причин, по которым
мем поможет повысить
прибыль на инвестированный
в маркетинг капитал
1. Каждое ваше послание будет однозначно
и мгновенно понято покупателями.
2. Ваш маркетинг будет немногословным и целостным.
3. Основные преимущества ваших предложений прочно укрепятся в сознании и бессознательном покупателей.
4. Ваш маркетинг будет более эффективен
и потому потребует меньших инвестиций.
5. Маркетинговый бюджет сократится, так как
отныне значительно меньше средств будет
тратиться впустую.
Объедините идею создания мема с идеей маркетинга с разрешения, затем разбавьте эту смесь крепкими послепродажными отношениями с клиентами, старой как мир концепцией личного маркетинга и получите супер эффективную формулу успеха. А начать разработку нового маркетинга следует с создания маркетингового плана. Причем удачный маркетинговый план следует подкрепить твердой уверенностью в том, что вы будете неотступно ему следовать. — и вас ждет грандиозный маркетинговый успех.
Сколько стоит мем?
Вы полагаете, что мем очень дорого стоит? Расскажу вам об одном успешном меме, используемом специалистом в сфере создания эффективных мемов Робертом Миддлтоном из компании Action Plan Marketing {[email protected]). Это всего восемь незамысловатых слов, разбросанных по всей сети Интернет: «Я помогаю компаниям сферы обслуживания привлекать больше клиентов». Все четко и ясно. Мем мгновенно передает суть предложения. Он не несет ничего лишнего, только суть. Он обещает клиентам истинное конкурентное преимущество и открывает дверь к выгодным сделкам. Подумайте только: всего восемь слов в Сети стали основой успешного бизнеса. И вы все еще думаете, что маркетинг — это непременно дорого?
Представьте себе, что вы пришли на семинар. Выступающий скучно и монотонно произносит свою речь, состоящую из никому не нужных и неинтересных слов, бесконечных предложений и громких заявлений. Зал просто до краев заполнен этим бессмысленным гулом заунывного голоса оратора. Что вы в таком случае делаете? Вы отключаете свое внимание. Так вот, современный маркетинг заражен монотонностью, он наполняет мир вокруг нас невообразимым гулом ничего не значащих слов. И что же делают покупатели? Они отключают свое внимание.
Люди уделяют внимание лишь тому, что они понимают. Используя в своем маркетинге мем, вы даете покупателям возможность быстро понять суть вашего предложения. А это значит, что вы привлекаете больше внимания потенциальных клиентов и завоевываете их интерес, который порождает ответную реакцию в виде покупки. Увидев эффективный мем, покупатели включают все свое внимание, потому что знают, что это про них и для них. Забудьте все мифы о маркетинге. Стремитесь к ясности, простоте, лаконичности и эффективности — к тому, что можно выразить всего парой слов или небольшой картинкой (или тем и другим сразу).
О важности связей
Мем поможет вам установить связь с покупателями — ведь именно этим и должен заниматься маркетинг. В большинстве случаев маркетинг прошлых лет не справлялся с этой прямой обязанностью. ТЪорческий процесс шел полным ходом, да только в неверном направлении. Идеи попадали в самое яблочко, да только мишень устанавливалась не там-
Наладить связь с потенциальными клиентами — вот первостепенная задача маркетинга. Это первый шаг на пути к развитию длительных отношений. А мем — верный способ быстро установить такую связь, с места в карьер.
Если покупатель, услышав или увидев ваше предложение, вынужден хоть на мгновение задуматься о том, что же вы имели в виду, можете не ждать ответной реакции — столь важная связь установлена не будет.
Мем, как удачная шутка, «доходит» мгновенно. Но это вовсе не значит, что ваш мем должен иметь юмористический характер — напротив, избегайте юмора в маркетинге. Вы ведь знаете, что шутка стреляет всего раз, а мем вам придется повторять вновь и вновь. Пусть ваш мем будет своеобразным, а не смешным; понятным, а не вычурным; актуальным во все времена, а не модным; очевидным, а не загадочным. Даже если всего один человек из десяти подумает: «И что же они этим хотели сказать?», это означает, что сто тысяч покупателей из миллионной целевой аудитории так и не узнают, что вы им предлагаете.
Сразу к сути
Вы сами-то знаете, в чем суть предложения, которое собираетесь сделать покупателям? Вы знаете, на чем основан ваш мем? Учтите; никаких фокусов и мошенничества! Прямо сейчас, не откладывая в сторону книгу, ответьте на один простой вопрос: как создать успешный мем для моего бизнеса?
А чтобы на него ответить, нужно сперва поискать ответ на другой вопрос: что получат клиенты
в результате покупки нашего товара или услуги? Двумя-тремя простыми предложениями опишите основные преимущества вашего продукта. Теперь сократите эти предложения до самой сути и попробуйте представить себе человека, который получает выгоду от вашего предложения. Дайте волю своему воображению, но не позволяйте ему взлететь до заоблачных высот, недоступных покупателям.
Плод партизанской креативности — это мем, который командует парадом всего маркетинга компании. И не позволяйте никаким барьерам стать на пути вашего торжественного марша. Зная о самых распространенных ошибках маркетологов, вы сможете легко их избежать. Итак, маркетологи слишком часто:
О всецело полагаются на статистику;
а без оглядки следуют общепринятым правилам;
а слепо наследуют лидера;
Q приземленно мыслят;
а чересчур строго судят самих себя;
а попадают под тотальную власть исследований;
Q боятся неудачи;
а очень торопятся, боясь аварийных ситуаций.
Итак, хорошенько запомните все эти преграды успешному маркетингу. А затем переступите через них, будто их никогда и не существовало. Это ваши злейшие враги, которые не только вредят вашему творчеству, но и саботируют получение прибыли, Мемы — вот ваша прибыль. Возможно, вы сможете получать прибыль и без них, но в этом случае вам придется приложить гораздо больше усилий. Для того чтобы узнать время, не обязательно носить на руке часы. Но согласитесь, без них ориентироваться во времени значительно сложнее. Так зачем же сознательно отказываться от благ цивилизации, если использовать их так просто и дешево?
Так что же такоемаркетинг?
Запомните раз и навсегда: маркетинг сегодня —это уже не цена и качество продукта, и даже не обслуживание. Маркетинг — это не репутация компании и не ее месторасположение. Современный маркетинг — это идеи, а самый простой способ их выражения — мем.
Как пишет Сет 1Ъдин в своей книге «Распространяя идею-вирус*, мы живем в мире, где покупатели активно сопротивляются всяческому маркетингу. Вот почему сегодня так важно наконец прекратить втягивать в него людей. Мем — вот что поможет устранить сопротивление покупателей. Мем —
это новая разновидность маркетинга. По сути, современный маркетинг — это и есть мем. «А разве мем — это не форма маркетинга?' — удивитесь вы. Вы вряд ли кардинально измените свои показатели прибыли за счет производства, транспортировки или управления кредиторской задолженностью, но непременно заработаете солидную прибыль за счет более эффективного маркетинга. Потому что маркетинг — это идеи. А современный бизнес — это конкуренция идей.
Будущее принадлежит бизнесменам, которые умеют дать волю своим мемам и направить их на покупателей. И это отличная новость для тех, кто вынужден мириться с информационной блокадой и задыхаться в рекламном смоге, создавать никем не замеченные интернет-баннеры для тех, у кого нет денег на проведение широкомасштабных рекламных кампаний.
Вопреки расхожему мнению, деньги решают далеко не все. Во всяком случае в деле распространения мемов деньги — далеко не решающий фактор. Воображение — вот что для этого нужно. Партизаны маркетинга знают, что не стоит зацикливаться на уровнях продаж и трафике, скорости реакции покупателей и потребительских потоках. Партизаны играют лишь в те игры, победители которых получают наибольшую прибыль. Прибыль — вот основная цель маркетинговых партизан. А вы полагаете, что погоня за
прибылью — это прерогатива владельца компании? Вы заблуждаетесь.
Согласно исследованиям, проведенным компанией Arrester Research, в 2000 году эксперты прочили прибыльность только 20% из 50 лидирующих интернет-компаний. В 2001 году прибыльными обещали стать всего на 18% больше участников электронного бизнеса. Совершенно очевиден тот факт, что большинство этих сайтов никогда не принесут прибыли своим владельцам, в лучшем случае они просуществуют достаточно долго, чтобы спасти свои компании или выгодно продать их акции. Увы, даже успешного мема недостаточно, чтобы вытянуть из трясины компании, которые в ней безнадежно увязли из-за неправильно выбранного курса. А курс у компании может быть только один — прибыль. И неудача ждет каждого, кто вздумает оспаривать этот факт. Одно дело — надеяться на получение прибыли на третий год деятельности. И совсем другое — вовсе не думать о ней. Очень многие интернет-компании можно обвинить в неправильном курсе.
Исследование компании McKinsey показало, что подавляющее большинство электронных компаний не только не получают прибыль, но и терпят убытки на каждой продаже. Мне не нужно даже подсчитывать расходы на рекламу этих компаний, чтобы заявить об их убыточности — многие сайты предлагают настолько низкие цены, что разница между себестоимостью и продажной
ценой товара всегда отрицательна. К примеру, среднестатистическая интернет-аптека теряет 16,42 доллара на каждой продаже, не говоря уже о расходах на трафик. Может ли спасти эти ком* пании успешный мем? При всей моей уверенности в силе ыемов я очень сомневаюсь в атом.
Что же не так?
Причина, по которой многие интернет-компании оказались втиснуты в столь жесткие рамки конъюнктуры, состоит вот в чем: некоторые бизнесмены полагают, что постоянный уровень вес-прецедентно низких цен — самый эффективный способ завоевать клиентов. На самом же деле не существует более неэффективной, дорогостоящей и безумной стратегии бизнеса, чем снижение цен до того уровня, при котором компания начинает терпеть убытки от каждой продажи. Мемы не в силах спасти компанию от бездумного ценообразования. Прибавьте к этому неприлично высокую стоимость завоевания клиентов в сети Интернет, и вы поймете всю абсурдность такой стратегии (по подсчетам компании Boston Consulting Group, она составляет больше 80 долларов на одного посетителя сайта — но ведь посетитель еще не значит покупатель)}. Теперь вы понимаете, какие барьеры нужно преодолеть таким интернет-компаниям, чтобы добиться прибыли? Мемы способны устранить некоторые из них, но далеко не все.