B (Тл) — индукция в зазоре
L (м) — длина проводника звуковой катушки.
Bl (м/Н) — коэффициент магнитной индукции.
Pa — акустическая мощность.
Pe — электрическая мощность.
c=342 м/с — скорость звука в воздухе в нормальных условиях.
p=1.18 кГ/м^3 — плотность воздуха в нормальных условиях.
Le — индуктивность катушки.
BL – значение плотности магнитного потока, умноженный на длину
Катушке.
Spl – уровень звукового давления в дБ.
Часть 2)
А теперь давайте подробно разберемся .
Сабвуферы — единственное звено автомобильной акустики, где без расчета
Спроектировать сабвуфер просто немыслимо. В качестве же исходных
данных для этого расчета выступают параметры динамика. Какие? Да уж
не те, которыми вас гипнотизируют в магазине, будьте уверены! Для
Расчета, даже самого приблизительного, характеристик низкочастотного
Громкоговорителя требуется знать его электромеханические параметры,
Которых — тьма. Это и резонансная частота, и масса подвижной
Системы, и индукция в зазоре магнитной системы и еще, по меньшей мере
два десятка показателей, понятных и не очень. Расстроены? Так же
Расстроены оказались лет около двадцати назад два австралийца — Ричард
Смолл и Невил Тиль.
Они предложили вместо гор цифири использовать универсальный и
Довольно компактный набор характеристик, увековечивший, вполне
Заслуженно, их имена. Теперь, когда вы увидите в описании динамика
таблицу, озаглавленную Thiel/Small parameters
( или просто T/S) — вы знаете, о чем речь. А если такой таблицы вы не
найдете — переходите к следующему варианту — этот — безнадежен.
Минимальный набор характеристик, которые вам понадобится выяснить —
это:
Собственная резонансная частота динамика Fs
Полная добротность Qts
Эквивалентный объем Vas.
В принципе, есть и другие характеристики, которые полезно было бы знать,
Но этого, в общем-то, хватит. (сюда не включен диаметр динамика,
Поскольку его и так видно, без документации.) Ну а теперь — что все это
Означает.
Собственная частота — это частота резонанса динамика без какого-либо
Акустического оформления. Она так и измеряется — динамик подвешивают
В воздухе на возможно большем расстоянии от окружающих предметов,
Так что теперь его резонанс будет зависеть только от его собственных
Характеристик — массы подвижной системы и жесткости подвески.
Бытует мнение, что чем ниже резонансная частота, тем лучше выйдет
Сабвуфер. Это верно только отчасти, для некоторых конструкций излишне
низкая частота резонанса — помеха. Для ориентира: низкая — это 20 — 25
Гц. Ниже 20 Гц — редкость. Выше 40 Гц — считается высокой, для
Сабвуфера.
Полная добротность. Добротность в данном случае - не качество изделия, а
Соотношение упругих и вязких сил, существующих в подвижной системе
Динамика вблизи частоты резонанса. Подвижная система динамика во
Много сродни подвеске автомобиля, где есть пружина и амортизатор.
Пружина создает упругие силы, то есть накапливает и отдает энергию в
Процессе колебаний, а амортизатор — источник вязкого сопротивления, он
Ничего не накапливает, а поглощает и рассеивает в виде тепла. То же самое
Происходит при колебаниях диффузора и всего, что к нему прикреплено.
Высокое значение добротности означает, что преобладают упругие силы.
Это — как автомобиль без амортизаторов. Достаточно наехать на
Камешек и колесо начнет прыгать, ничем не сдерживаемое. Прыгать на той
Самой резонансной частоте, которая присуща этой колебательной системе.
Применительно к громкоговорителю это означает выброс частотной
Характеристики на частоте резонанса, тем больший, чем выше полная
Добротность системы.
Кстати самая высокая добротность, измеряемая тысячами — у колокола,
Который в результате ни на какой частоте, кроме резонансной звучать не
Желает, благо еще, что этого от него никто и не требует.
Популярный метод диагностики подвески машины покачиванием — не что