Как избежать обвинения в плагиате
Плагиат —литературное воровство, заключающееся в опубликовании под своим именем чужого произведения или его части.
Чтобы не быть уличенным в плагиате, следует помнить, что все формы использования чужого текста должны обязательно сопровождаться сносками. Кроме прямого цитирования (наиболее простой и очевидной формы воспроизведения чужих мыслей) существует по крайней мере еще два способа отсылок к первоисточникам.
Виды смысловых ссылок
6.1. Краткая передача смысла фрагмента работы или целой статьи. Использование краткой передачи смысла позволяет сократить объем чужого текста более чем в два раза. Обычно чем длиннее фрагмент, на который идет ссылка, тем более лаконичную форму ему можно придать в собственном изложении.
Пример. "Люди, мало чуткие к искусству, думают часто, что художественное произведение составляет одно целое, потому что в нем действуют одни и те же лица, потому что все построено на одной завязке или описывается жизнь одного человека. Это несправедливо. Это только так кажется поверхностному наблюдателю: цемент, который связывает всякое художественное произведение в одно целое и оттого производит иллюзию отражения жизни, есть не единство лиц и положений, а единство самобытного нравственного отношения автора к предмету" (Толстой Л. Н. Предисловие к сочинениям Гюи де Мопассана (1893-1894).
Смысл этого высказывания можно передать следующим образом: Как отмечал еще Л. Н. Толстой, художественная целостность произведения создается не единством действующих лиц или сюжета, но единством авторской позиции по отношению к изображаемому.
При краткой, передаче смысла кавычки не используются!
6.2. Перефразирование оригинального текста — когда содержание его передается примерно таким же количеством слов, но сам подбор этих слов принадлежит студенту.
Пример. "Стороннее свидетельство автора, выходящее за пределы произведения, может иметь только наводящее значение и для своего признания требует проверки теоретическими средствами имманентного анализа" (Скафтымов A. П К вопросу о соотношении теоретического и исторического рассмотрения в истории литературы).
Это можно перефразировать следующим образом: А. П. Скафтымов указывает, что комментарий автора, внешний по отношению к произведению, не всегда может быть принят на веру и обязательно нуждается в подтверждении конкретным анализом художественного текста.
При перефразировании кавычки тоже не ставятся!
Прямое цитирование.
Им нельзя злоупотреблять, ибо это не только создает впечатление монотонности, но и сокращает возможности для шлифовки грамотного, индивидуального стиля студента.
Используйте цитаты только, если
а) другими словами выразить мысль невозможно;
б) точные формулировки автора позволят избежать неправильного понимания;
в) контраст двух противоположных по смыслу тезисов требует дословного воспроизведения мысли автора.
(об оформлении цитат см. выше).
6.4. Сочетание краткой передачи смысла (или перефразирования) с дословным цитированием(встречается чаще всего).
ПОМНИТЕ ! Во всех четырех случаях необходимо сделать сноски на первоисточник!
При составлении методических рекомендаций использована следующая литература:
1. Сорокин Н.А. Дипломные работы в педагогических вузах. М.: Просвещение, 1966.
2. Федотов В.В. Техника и организация умственного труда. Минск, 1983.
3. Turabiаn K.L. Student's Guide for Writing College Papers. Chicago, 1976.
4. Интернет в профессиональной деятельности. Науч.-метод. сб./ Под ред. Д. Т. Рудаковой. М., 2003.
5. Материал сайта http://www.ivanovo.ac.ru/cyberpar
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. | Структура и особенности специализации по зарубежной литературе…………………………………………………………. | |
2. | Место курсовой работы на 2 курсе среди других учебных дисциплин………………………………………………………. | |
3. | Планирование курсовой работы, ее объем и структура……... | |
4. | Поиск информации. Сбор библиографии…………………….. | |
4.1. Библиотеки…………………………………………….…… | ||
4.2. Каталоги……………………………………………………. | ||
4.3. Работа с книгой……………………………………………. | ||
5. | Работа с Интернет-ресурсами…………………………………. | |
5.1. Критерии оценки сайта……………………………………. | ||
5.2. Особенности чтения информации, размещенной в интернете…………………………………………………………... | ||
6. | Написание реферата……………………………………………. | |
Литературоведческие клише………………………………….. | ||
7. | Анализ художественного произведения: основная часть курсового сочинения……………………………………………….. | |
8. | Заключение к курсовой работе………………………………... | |
9. | Сроки выполнения курсовой работы и ее оценка……………. | |
10. | Литературное оформление курсового исследования………… | |
11. | Процедура защиты курсовой работы…………………………. | |
Приложение. Образцы оформления курсовой работы | ||
Титульный лист………………………………………………… | ||
План курсового сочинения…………………………………….. | ||
Оформление библиографических карточек…………………... | ||
Оформление сносок (ссылок)…………………………………. | ||
Список использованной литературы………………………….. | ||
Как избежать обвинения в плагиате…………………………... | ||
Источники………………………………………………………. | ||
Оглавление………………………………………………….…... |
[1] Очень важно обращать внимание на дату написания работы. Это нужно, во-первых, для того, чтобы расположить в реферате работы в хронологическом порядке, во-вторых, чтобы правильно скорректировать оценки критиков, писавших в годы увлечения вульгарным социологизмом, в годы господства коммунистической идеологии и т.п.
1 Бахтин М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике// Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.,1975. С.241.
2 Там же. С. 240.
3 Там же. С. 241.
[2] Дата в скобках означает время вашего последнего захода на сайт.
[4] Цит по: Михайлов А.В. Эстетические идеи немецкого романтизма// Эстетика немецких романтиков. М., 1987. С. 16. (Hegel G. W. P. Werke. Bd. 17. Berlin. 1835. S. 249).