Работа с мультимедиа в конвергентной редакции

В данном параграфе мы говорим о конвергенции как новом способе подачи информации. По мнению В. Пуля, во многих редакциях российских СМИ всё ещё живет миф: «пока работает то, что работало раньше, можно

не волноваться». В таком случае все редакционные процессы идут по инерции. Вяло протекает и творческий процесс.

Медиаэксперт Василий Гатов, достаточно скептически относящийся к медиаконвергенции, уверен, что журналист должен четко осознавать связь профессии с возможностями новых технологий. «На уровень базового профессионального рефлекса должно быть помещено понимание, что любую новую технологию следует рассматривать с точки зрения -- «Что это дает мне как журналисту, чтобы лучше выполнять свои общественные обязанности? <…> Дает ли новый сервис возможности для того, чтобы информация становилась доступнее?». За горой новых технологий не следует забывать, зачем вообще мы выделяем профессию журналиста из общего числа грамотных людей», — пишет Гатов.

Андрей Мирошниченко говорит об естественной инфляции контента в связи с изобилием информации. Автор считает, что эксклюзивность и оперативность контента уже не важна, т. к. в новой медиасреде эксклюзивность существует 5 секунд, затем информацию растиражируют другие СМИ. Теперь конкуренция переместилась из сферы качества текста в сферу подачи и донесения. Статья теперь проект. Важно, сделан ли он интересно и как показан публике.

Говоря о планировании в конвергентной редакции, Наталья Лосева различает три цикла новостей: новость одного часа, новость одного дня, новость одной недели. Нерационально тратить силы и время на сложный формат для упаковки новости, которая потеряет своего читателя через пару часов. Новость одного часа достаточно дополнить фото или видео из открытых источников. Для новости одного дня можно запланировать видео, слайд-шоу со звуком, простую графику (например, карту). Важно распознать «долгоиграющую» новость, новость одной недели (информационный тренд). В этом случае использовать затратные с точки зрения времени мультимедийные жанры вполне рентабельно.

В конвергентной редакции особенно важно интенсивное планирование. Производство мультимедийных жанров требует координации между подразделениями и сотрудниками. Лосева различает два цикла планирования: долгосрочное (от недели до года), суточное. Долгосрочное планирование опирается на календарь и базы анонсов. Оно позволяет заранее разглядеть «долгоиграющие» темы и темы, которые могут вызвать особый интерес аудитории.

При долгосрочном планировании конвергентная редакция способна выдать богатый и эксклюзивный материал, уменьшить себестоимость дорогостоящих мультимедийных жанров за счет их несрочной подготовки, а также произвести материал, который может быть использован многократно в повторяющихся сюжетах. Для функционирования конвергентной редакции необходимо суточное планирование: утреннее и вечернее. На планерке определяются основные темы дня, разрабатываются потенциальные сценарии развития темы, определяются мультимедийные элементы, определяются источники мультимедийных элементов, определяются участники процессов и распределяются роли, назначается продюсер или координатор каждой из историй, определяются дедлайны для каждого из элементов и для мультимедийной статьи в целом. Планирование также включает формирование рабочих групп, в которых прорабатывается и описывается замысел сюжета: композиция, план готовности, план публикации, план развития.

Мультимедийная статья — вершина деятельности конвергентной редакции. Она начинается с замысла, но уже с первых шагов авторы должны представлять ее идею и примерный итог, творческий результат. У мультимедийной статьи всегда имеется стержень — тот сюжет, вокруг которого собирается вся история. Она должна гармонично сочетать элементы, не перегружая лишней информацией.

Признаков того, что история может быть подана в жанре мультимедийной статьи, несколько: событие (сюжет) развивается во времени; событие (сюжет) включает наглядные эпизоды, которые можно описать эпитетом «самый»; в сюжете есть детали, которые проще изобразить графически, чем описывать словами внешний вид и цвет; много фактуры для видео; много бэкграундовой и справочной информации; потенциально сюжет может развиваться с помощью пользовательского контента.

Таким образом, конвергентная редакция — это актуальная модель журналистского коллектива. Она позволяет готовить более яркие, полноценные материалы, сочетающие в себе интерактивные и мультимедийные элементы. Для функционирования таких редакций необходимо тщательное планирование, подготовка журналистов, а также введение новой должности — мультимедийного продюсера.


Наши рекомендации