Определение понятия социальная сеть
Социальная сеть (от англ. social networking service) - интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети, предназначенный для общения пользователей, объединенных общим интересом.
Исходя из определения, становится ясно, что:
- социальная сеть приспособлена для большой группы людей;
- пользователи могут сами заполнять ее различным содержимым;
- главной задачей социальной сети является создание условий для общения пользователей;
Историческая справка о социальных сетях
С развитием технологий Web 2.0 социальные сети обрели осязаемую основу в виде порталов и веб-сервисов. Так, найдя на одном из таких сайтов совершенно незнакомого для себя человека, можно увидеть цепочку промежуточных знакомств, через которую вы с ним связаны.
Победное шествие по Интернету социальные сети начали в 1995 году с американского портала Classmates.com («Одноклассники» являются его русским аналогом). Проект оказался весьма успешным, что в следующие несколько лет спровоцировало появление не одного десятка аналогичных сервисов. Но официальным началом бума социальных сетей принято считать 2003—2004 годы, когда были запущены LinkedIn, MySpace и Facebook.
Первоначально свободное общение не было главной целью таких систем. Разработчики добивались налаженной системы информирования, рабочих коммуникаций. Однако дешевизна, простота и увеличивающаяся доступность привели к взрыву популярности.
И если LinkedIn создавалась с целью установления/поддержания деловых контактов, то владельцы MySpace и Facebook сделали ставку в первую очередь на удовлетворение человеческой потребности в самовыражении. Ведь, в соответствии с пирамидой Маслоу, именно самовыражение является высшей потребностью человека, опережая даже признание и общение. В социальных сетях каждый может создать свое собственное виртуальное «Я». При этом каждый пользователь получил возможность не просто общаться и творить, но и делиться плодами своего творчества с многомиллионной аудиторией той или иной социальной сети.
Наиболее популярные социальные сети
Среди огромного количества различных социальных сетей (см. Приложение II) по данным социологического опроса среди учащихся Лицея ИГУ (см. Приложение I) лидируют такие как:
· ВКонтакте
Рассмотрим каждую из них отдельно:
Создатель: Марк Цукерберг
Начало работы: 4 февраля 2004 года
Facebook крупнейшая социальная сеть в мире, основанная в 2004 году Марком Цукербергом и его соседями по комнате Эдуардо Саверином, Дастином Московицем и Крисом Хьюзом во время обучения в Гарвардском университете.
Первоначально веб-сайт был назван TheFacebook и доступен только для студентов Гарвардского университета. Начиная с сентября 2006 года сайт доступен для всех пользователей Интернета в возрасте от 13 лет, имеющих адрес электронной почты. В настоящий момент аудитория Facebook составляет 850 миллионов пользователей, многие из которых заходят на сайт с помощью мобильных устройств. При этом количество уникальных посетителей сайта в октябре 2011 года составило 750 млн, а количество просмотров страниц — 1 триллион.
Число пользователей ресурса в России постоянно растёт. Поэтому 20 июня 2008 года социальная сеть Facebook объявила о запуске русскоязычной версии сайта, благодаря которой пользователи могут самостоятельно поменять язык интерфейса в своем профиле.
Стартовая страница Facebook’а на русском языке сразу же предлагает нам зарегистрироваться, все очень просто и понятно. Но дальше начинаются небольшие проблемы. Глаза разбегаются от наличия различной рекламы и кнопок. Но, думаю, это дело привычки. В отличие от «ВКонтакте» на так называемую ленту новостей не нужно переходить по ссылке, она отображается сразу на домашней странице. Это экономит ваш трафик, и вы всегда в центре событий. К сожалению, отсутствует специальная возможность изменить фон своей страницы.
Создатель: Джек Дорси
Начало работы: 15 июля 2006 года
История Twitter началась в марте 2006 года как научно-исследовательский проект компании Odeo, первоначально созданного для внутреннего использования. Джек Дорси ввел понятие индивидуального пользования SMS-сервиса для общения с небольшой группой. Первоначально проект задумывался, как возможность ответить на единственный вопрос: «Что ты сейчас делаешь?». Дорси хотел создать некую платформу, которая позволила бы ему постоянно обмениваться с друзьями короткими сообщениями.
Сообщения в Twitter’е сразу отображаются на странице пользователя и мгновенно могут быть доставлены другим пользователям, которые подписаны на их получение.
14 сентября 2010 года Twitter начал переработку сайта, включая обновлённый логотип.
24 сентября 2010 года была запущена новая версия сайта, которая позволила пользователям смотреть видео и фотографии прямо на сайте и в целом обогатила взаимодействие пользователя с Twitter’ом, сделав его быстрее, проще, функциональнее.
По данным администрации сервиса на сентябрь 2011 г., число зарегистрированных пользователей «Twitter» превысило 200 миллионов человек. При этом в январе ежемесячно посещали около 250 миллионов человек, а в сентябре — уже 400 миллионов, при этом около 100 млн. зарегистрированных пользователей заходят на сервис хотя бы раз в месяц
26 апреля 2011 года интерфейс Twitter’а стал поддерживать русский язык.
Стартовая страница Twitter’а постоянно меняется и привлекает своей яркостью и лаконичностью. Проблем с регистрацией не возникает. Довольно простой дизайн, который вы сами можете изменить по своему вкусу. Отсутствие рекламы. Все это очень располагает к использованию. Сам сайт является одной большой новостной лентой. Но каждый ваш новый «твит» (сообщение) должен быть не более 140 знаков. С одной стороны это научит вас кратко излагать свои мысли, но с другой стороны вы не сможете рассказать что-либо подробно всей общественности. Для этого существует личная почта, в которой количество знаков неограниченно.
ВКонтакте
Создатель: Павел Дуров
Начало работы: 10 октября 2006 года
Ресурс изначально позиционировал себя в качестве социальной сети студентов и выпускников российских вузов, позднее стал называть себя «современным, быстрым и эстетичным способом общения в сети». Изначально проект был закрытым. Но в конце ноября 2006 года была открыта свободная регистрация. Одновременно с этим была запущена рекламная кампания по привлечению новых пользователей. В 2007 году «В Контакте» стремительно набирал популярность. Сообщалось, что с конца февраля по середину ноября число пользователей увеличилось со 100 тыс. до 3 млн. Возможность закачивать на сайт собственные записи и использовать файлы, загруженные другими пользователями, делает «ВКонтакте» одним из крупнейших медиа-архивов Рунета.
26 января сайт окончательно «переехал» на домен vk.com. Все ссылки на страницы vkontakte.ru будут автоматически перенаправляться на сайт vk.com. Интерфейс «ВКонтакте» доступен более чем на 50 языках. Создатели сайта планируют выходить на международную арену.
По данным на январь 2012 года ежедневная аудитория социальной сети превышает 29 миллионов человек.
Как человек, давно зарегистрированный на этом сайте, не могу объективно судить о нем. Сайт очень похож на Facebook, так как большинство его нововведений бралось именно оттуда. Одинаковые функции, расположение кнопок и даже цветовая гамма. Но в отличие от Facebook’а, который направлен на создание новых знакомств, ВКонтакте является скорее платформой для общения с уже знакомыми людьми. Важной отличительной особенностью является обязательная привязка аккаунта к телефону. Т.е. при потере своего пароля или взломе страницы, пароль будет отправлен на указанный вами номер.
Для более точного и объективного сравнения этих трех популярных социальных сетей данные сведены в таблицу.
Сравнительная таблица социальных сетей
Таблица 1. Facebook, Twitter, ВКонтакте
ВКонтакте | |||
Основная аудитория | От 19 до 32 лет | От 20 до 30 лет | От 15 до 27 лет |
Русскоязычные пользователи | ~6, 2 млн. | ~800 тыс. | ~29 млн. |
Тип | Англоязычная | Англоязычная | Русскоязычная |
Цветовая гамма | Бело-синяя | Настраиваемая | Бело-синяя |
Реклама | Активная, в большом количестве | Нет | Есть, но не привлекает внимания |
Мобильная версия | Есть | Есть | Есть |
Загрузка музыки | При наличии авторских прав | Нет | Есть |
Возможность удалить аккаунт | Есть | Есть | Есть |
Привязка к телефону | Нет | Нет | Есть |
Платные услуги | Есть | Нет | Есть |