Исполнитель и руководители ВКР.
Этот блок выравнивается в команде «Абзац» в позиции «Отступ» на 8,5 см. Надписи: Выполнил, Научный руководитель и Методический руководительвыполняются полужирным шрифтом 14 размера, с прописной буквы. Указываются данные об исполнителе: ФИО студента, номер группы и о руководителях: ФИО, должность, место работы.
Учебный год.
Набирается в самом низу страницы, по центру, размер шрифта – 14.
Образец титульного листа
ИВАНОВСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Дипломная работа
Тема дипломной работы
Специальность:Название специальности
Выполнил
Фамилия И.О., студент гр. ………...
Научный руководитель
Фамилия И. О., ……………………….
…………………………..…………..…
(указать должность, место работы)
Подпись________________________
Методический руководитель
Фамилия И.О., преподаватель Ивановского фармацевтического колледжа
Подпись_______________________
2014-2015 уч. год
Оглавление
Оглавление – это путеводитель по работе, включающий в себя перечень частей работы, начиная с введения и заканчивая приложениями, с указанием страниц их расположения (см. образец). По правилам оформления оглавление располагают на второй странице работы, после титульного листа.
Оглавление рекомендуется оформлять в виде таблицы с невидимыми границами. В первом столбце названия и номера структурных частей выравниваются по левому краю, во втором столбце номера страниц выравниваются по правому краю.
Главное требование к оглавлению дипломной работы – чтобы нумерация страниц совпадала с расположением заголовков в тексте. Для этого важно не забыть пронумеровать страницы. Желательно, чтобы оглавление помещалось на одной странице.
Оглавление должно включать в себя все структурные части работы. Такие структурные части, как список сокращений, введение, заключение, список используемых источников, приложения не имеют перед собой порядкового номера, то есть нельзя писать: 1. Введение.
Главы работы должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами, после которых ставится точка и далее с прописной буквы указывается название главы, например: Глава 1. Теоретические основы … . Глава 2. Анализ … .
Главы делятся на подразделы, которые должны иметь нумерацию в пределах каждой главы и названия. При нумерации первая цифра означает номер главы, вторая – номер подраздела. Знак § в оглавлении не используется. Например: 1.2. – это второй подраздел первой главы; 2.3. – третий подраздел второй главы.
Подразделы, могут также состоять из нескольких пунктов. Например: 1.2.1. – первый пункт второго подраздела первой главы; 2.3.2. – второй пункт третьего подраздела второй главы.
Названия глав и подразделов должны представлять собой законченную мысль, отражающую рассмотренные в данной части работы аспекты. Названия отдельных подразделов не должны совпадать с темой дипломной работы и с названиями глав. К формулировке заголовков глав и подразделов дипломной работы выдвигаются такие основные требования:
- сжатость, четкость и синтаксическое разнообразие в построении предложений с преобладанием простых предложений;
- последовательное и точное отображение внутренней логики содержания работы.
Текст дипломной работы должен соответствовать оглавлению, как по содержанию, так и по форме. Необходимо следить, чтобы названия глав и подразделов в тексте соответствовали аналогичным названиям в оглавлении.
Образец оглавления
ОГЛАВЛЕНИЕ
Список сокращений………………………………………………................... | |
Введение………………………………….…………………………................ | |
Глава 1. Название…………………………………………………………....... | |
1.1. Название…………………………………………………………….…..... | |
1.1.1. Название................................................................................................... | |
1.1.2. Название.................................................................................................... | |
1.2. Название………………………………………………………………...... | |
1.2.1. Название.................................................................................................... | |
1.2.2. Название.................................................................................................... | |
1.2.3. Название.................................................................................................... | |
Глава 2. Название……………………………………………………………... | |
2.1. Название…………………………………………………………………... | |
2.2. Название…………………………………………………………………... | |
Заключение………………………………………………………..................... | |
Список литературы……………………………………………….................... | |
Приложение 1. Название................................................................................... | |
Приложение 2. Название................................................................................... |
Список сокращений
Список сокращений не является обязательным элементом в структуре дипломной работы. Но если в работе принята специфическая терминология, а также употребляются мало распространенные сокращения, новые символы, обозначения и т.п., то они должны быть представлены в работе в виде отдельного списка общепринятых сокращений.
Если в работе специальные термины, сокращения, символы, обозначения и т.п. повторяются не более трех раз, список не составляют, а их расшифровку приводят в тексте при первом упоминании, например: лекарственные средства (далее – ЛС).
Список сокращений должен располагаться в алфавитном порядке столбцом, в котором слева приводят сокращения, справа – его детальную расшифровку. Например:
ИПН – ингибиторы протонного насоса
ЖКТ – желудочно-кишечный тракт
ЛС – лекарственное средство
Введение
Введение – одна из самых значимых частей диплома. Именно по ней у аттестационной комиссии во многом формируется представление о работе в целом. Общий объем введения составляет 2-3 страницы. Во введении:
- дается характеристика современного состояния вопроса по выбранной теме работы, краткое обоснование обращения к выбранной теме;
- тезисно обозначается актуальность работы;
- выделяется объект и предмет исследования;
- формулируются цель и задачи дипломной работы;
-выдвигается гипотеза (теоретическое предположение, которое предстоит проверить практически);
- делается обзор использованной литературы и информационных источников;
- дается краткое описание методов исследования;
- отмечается теоретическая и/или практическая значимость и научная новизна работы;
- раскрывается структура дипломной работы.
Актуальность темы дипломной работы обосновывается, с одной стороны, анализом сложившейся ситуации, с другой – отсутствием необходимой научной информации или приемов и методов воздействия с целью разрешения сложившейся ситуации. Актуальность темы – это та причина, по которой именно сейчас, в настоящее время, возникла потребность исследовать ее, это ее злободневность. Обычно это общее резюме по вопросу. Например:
Проблема ... является на сегодняшний день одной из самых актуальных, учитывая то, что ...
Эта проблематика сегодня актуальна, поскольку ...
Указанные проблемы, являющиеся важными для ... , обусловили актуальность темы данной работы.
Актуальность данной темы бесспорна, поскольку…
Гипотеза исследования – предположение, допущение, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверным знанием, т.е. это наш предполагаемый ответ на поставленный вопрос (проблему). Гипотеза является неотъемлемой частью дипломной работы. Без гипотезы нет и не может быть никакого исследования. Она разрабатывается только при четком представлении о предмете и объекте исследования. Гипотеза определяет направление теоретического и практического исследования.
Различают 2 основных вида гипотез: описательные и объяснительные.
Описательные гипотезы направлены на изучение структуры исследуемого объекта (предположение о характере связей в нём, о типичном наборе факторов) и его функций (предположение о тесноте связей). Описательная гипотеза строится на предположении: если, то.
Объяснительные гипотезы представляют собой предположение о причинно-следственных связях в изучаемом объекте, характеризуют условия, при которых реализуются следствия, вытекающие из определённых причин. Объяснительная гипотеза строится на предположении: так как, то.
При формулировке гипотезы можно использовать следующие слова и обороты:
Предполагается, что если …, то…
Мы предположили, что … будет эффективно при наличии (при условии)…
Выдвигается гипотеза, предполагающая, что … зависит от…
Гипотеза исследования состоит в предположении о …
Гипотеза исследования: следует ожидать, что … связано с …
В основу исследования положена следующая гипотеза: создание … позволит обеспечить …, возможно повысить качество… за счет …
В начале исследования не всегда получается определить точную формулировку гипотезы. В этом случае лишь в процессе исследования удастся придать ей окончательное содержание.
Объект и предмет исследования являются обязательными элементами введения. При определении объекта и предмета исследования необходимо учитывать, что объект дает ответ на вопрос "что рассматривается?" Предмет дает ответ на вопрос "как рассматривается объект, в каких отношениях, связях, аспектах, функциях?" Объект исследования – это сфера деятельности, данная исследователю до начала его работы, т.е. задается вопрос: что именно в этом мире мы исследуем? Объект исследования – это то явление, процесс, факт, сфера действительности и т.п., которое обусловило возникновение проблемной ситуации и избрано для изучения.
Предмет исследования – это отдельные стороны, свойства, характеристики объекта; та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, т.е. это что именно в объекте исследования мы изучаем, какую сторону объекта. Предмет выступает по отношению к объекту более узким понятием и является результатом исследовательского творчества студента. Как правило, предмет в большой степени совпадает с темой исследования. Предметом исследования служит конкретная проблема в теме дипломной работы, которая находится в границах объекта исследования. Вот почему предмет исследования очень часто формулируется почти идентично с целью. Так, если цель «проанализировать потребительский спрос на лекарственные препараты, применяемые для…», то предметом становятся именно «потребительский спрос на лекарственные препараты данной группы».
Примеры определения объекта и предмета исследования.
Пример 1
Объектом исследования послужила деятельность интернет-аптеки в сфере продажи лекарственных средств.
Предмет исследования: востребованность интернет-аптек у пользователей.
Пример 2
Объект исследования: реализация лекарственных препаратов и лекарственных средств растительного происхождения, применяемых для лечения …
Предмет исследования: особенности реализации лекарственных препаратов … на примере аптеки …
Пример 3
Объект исследования: изготовление бюгельных зубных протезов.
Предмет исследования: факторы, влияющие на качество бюгельных протезов
Пример 4
Объект исследования: изготовление бюгельных зубных протезов.
Предмет исследования: зависимость состояния слизистой оболочки полости рта от материалов, используемых для изготовления бюгельных процессов.
Цель дипломной работы – это конечный практический результат работы, который показывает, чего хочет достичь студент своей исследовательской деятельностью. Между формулировкой цели и темой работы должна прослеживаться логическая связь. Цель дипломного исследования состоит в рассмотрении наиболее важных дискуссионных вопросов конкретной отрасли научного знания либо наименее изученных проблем, имеющих высокую практическую значимость, в том числе на региональном уровне либо в профессиональной деятельности автора. Цель должна быть одна, иметь конкретную формулировку и вытекать из поставленной научной проблемы либо темы работы. Правильная формулировка цели во многом закладывает основу для написания заключения. Примеры формулировки цели могут быть следующими:
- исследовать влияние чего-либо на объект исследования;
- дать характеристику изменений какого-либо процесса в определенных условиях;
- установить зависимость какого-либо явления от определенных факторов;
- исследовать особенности какого-либо процесса, явления, состояния;
- определить тенденции развития структуры, объекта;
- сделать анализ особенностей ….;
- обосновать роль каких-либо факторов в чем-то;
- показать значение каких-либо условий для получения планируемых результатов.
Задачи дипломной работы – это промежуточные этапы, необходимые для реализации поставленной цели. Если цель – это наиболее точное отражение содержания дипломной работы, то задачи дипломной работы тесно с ней связаны, поскольку с их помощью цель раскрывается и конкретизируется. Решение соответствующих задач при выполнении дипломной работы ведет к достижению поставленной научной цели. Конкретные задачи формулируются в виде перечня исследовательских действий: рассмотреть понятие …, изучить, установить, исследовать, систематизировать, обобщить, проанализировать, дать классификацию, определить, установить, показать, выяснить, сформулировать практические рекомендации и т. п.
Задачи дипломной работы тесно связаны с содержанием глав и подразделов и формулируются с опорой на их названия в оглавлении дипломной работы. Таким образом, задачи исследования являются направлениями ВКР.
Теоретическая часть работы основана на исследованиях.
Обзор литературы и информационных источников. В обзоре автор дипломной работы выполняет описание тех источников, на основании которых была написана теоретическая часть работы. Например:
При написании теоретической части работы была использована нормативно-правовая, периодическая, справочная, учебная литература, источники Интернет.
Теоретическая часть работы основана на исследованиях (указать фамилии авторов)… , в работах которых отражены современные взгляды на проблему….
В теоретической части работы обобщены наиболее распространенные подходы к проблеме…, которые нашли отражение в работах таких авторов, как (перечислить авторов).
Обычно источники группируются по проблемам, имеющим отношение к теме дипломной работы. Можно использовать такие фразы:
Вопросы ... (указать какие) были исследованы... (перечислить авторов). Они обращают внимание на ... (основная идея этих ученых).
В книгах ... (указать авторов книг) анализируется проблема ... (указать какая). Особое внимание уделяется ... (указать чему).
Проблема … была проработана такими учеными, как (указать авторов). В их работах акцент сделан на …
Разные аспекты исследуемой темы изучали (указать авторов).
В электронных источниках раскрыты многие стороны исследуемой проблемы... (перечислить какие).
Методы исследования. Во введении необходимо указать, какие методы исследования использовались в теоретической и практической частях дипломной работы. Например: В ходе решения поставленных задач дипломной работы были использованы следующие методы исследования: ... .
Метод исследования определяется его целями и включает необходимые методики, используемые для достижения поставленной цели. Методика исследования представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность всесторонне изучить исследуемую проблему.
Теоретические методы (анализ и синтез, классификация, индукция и дедукция, обобщение и др.) связаны с осмыслением теоретического и эмпирического материала и его переработкой.
Анализ – это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений.
Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило, т. е. осуществляем синтез.
Классификация – это метод, основанный на разгруппировании предметов по присущим им признакам.
Индуктивные и дедуктивные методы – это логические методы обобщения полученных данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный — от общего суждения к частному выводу.
Метод обобщения (аналог метода дедукции) – это процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему.
Эмпирические методы (наблюдение, сравнение, беседа, интервью, анкетирование, эксперимент, моделирование, изучение документации, математические и статистические методы и др.) применяются на этапе сбора данных (фактов) об исследуемом объекте.
Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.
Сравнение – позволяет установить сходство и различие между предметами и явлениями.
Методы опроса – беседа, интервью, анкетирование.
Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.
Разновидностью беседы является интервьюирование. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.
Анкетирование — метод массового сбора первичных данных с помощью анкеты (см. приложение 1).
Эксперимент — специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его эффективности. Собственно эксперимент — проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение результатов).
Метод изучения документации – метод сбора данных, основанный на исследовании документированной информации, непосредственно зафиксированной ранее в организации.
Моделирование – метод изучения объектов на моделях, позволяющий получать знания при помощи заменителей (моделей) реальных объектов.
Математические и статистические методы применяются для обработки полученных данных. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.
Помимо общих методов, которые используются в различных науках, в дипломных работах могут также применяться специальные методы, характерные для определенных областей научного знания. Например: методы изучения ассортимента лекарственных средств в фармации (АВС-анализ, XYZ-анализ).
Научная новизна дипломной работы. Необходимо указать, что именно отличает Вашу работу от остальных источников по этой проблеме. Это может быть новый подход, успешно проверенный в работе, или систематизация знаний, или сравнение существующих методов, т.е. то новое, что было впервые осуществлено в процессе написания ВКР. Например: Научная новизна дипломной работы состоит в том, что впервые на примере аптеки …. был исследован ассортимент лекарственных препаратов, применяемых при ИБС и спрос посетителей на данные препараты.
Теоретическая или практическая значимость работы – раскрытие либо теоретического, либо практического значения работы, указание того, с какой целью и где могут применяться полученные результаты.
Например: Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования и сделанные выводы могут быть использованы в практической работе … (указать кого) для … (указать чего) с целью ….
Структура работы. Во введении следует отразить структуру дипломной работы. Например: Структурно дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключение, списка литературы и приложения. В главе 1 раскрываются теоретические основы темы дипломной работы. В главе 2 дается описание практического исследования и отражены его результаты.
Основная часть
Основная часть обычно состоит из двух глав, которые делятся на подразделы. При необходимости количество глав может быть увеличено. В частности в третью главу могут помещаться развернутые рекомендации или проект внедрения результатов работы в практику.
Каждая глава должна начинаться с маленького вступления (2-3 предложения) и заканчиваться краткими выводами из изложенного материала. Главное, чтобы главы и подразделы были соединены друг с другом последовательностью текста, без явных смысловых разрывов.
Первая глава основной части ВКР является теоретической. Она представляет собой аналитический обзор изучаемой проблемы, показывающий степень ее изученности в науке, и составленный на основе изученных информационных источников. В этой части дипломной работы ссылки на литературу обязательны (см. раздел 3). В первой главе:
-дается общая характеристика области (объекта) исследования;
- раскрываются понятия и сущность изучаемого явления или процесса, даются определения и т.д.;
- отражается состояние теоретических исследований по теме ВКР;
- краткие выводы по главе.
По объему первая глава, как правило, занимает примерно 30-40% всей работы, т.е. 17-20 страниц.
Вторая глава основной части ВКР является практической. Она представляет собой описание вашего собственного исследования. Объем этой части дипломной работы – примерно 40 - 50% общего объема, т.е. 20-25 страниц.
Вторая глава может включать:
- программу исследования;
-общую характеристику условий исследования и описание основных процедур на каждом этапе исследования;
- характеристику методов;
-результаты исследования (включают текст, модели, таблицы, схемы,
графики, диаграммы и их описание);
- анализ и интерпретацию полученных результатов;
- краткие выводы по главе.
Заключение
Заключение по своей сути является кратким резюме проведенного в дипломной работе теоретического и практического исследования.
Начинать заключение желательно с обращения к цели ВКР, например:
- Исследование влияния (чего-либо) на объект исследования дает возможность сделать следующие выводы:…
- Характеристика изменений какого-либо процесса в определенных условиях позволила сделать следующие выводы…
- Исследование позволило установить зависимость (какого-либо) явления от определенных факторов, и привело к следующему заключению… (выводы)
- Анализ …(явления, процесса, особенностей ) показал следующее:… (выводы).
В заключении пишут краткие выводы по каждой из поставленных во введении задач объемом примерно на один-два абзаца. Если во введении было поставлено пять задач, то и в заключении будет пять "ответов" на поставленные задачи. При написании заключения очень помогут выводы по всем главам. Но не следует просто копировать их. Лучше перефразировать и добавить в заключительную часть, дополнив предложениями по практическому применению рекомендаций. Последний абзац заключения дипломной работы должен носить общий характер, содержать информацию о степени подтверждения гипотезы («гипотеза подтвердилась», «гипотеза подтвердилась частично»). Если гипотеза не подтвердилась, то следует определить направления для дальнейших исследований в данной сфере.
Выводы по дипломной работе должны соответствовать изложенному материалу. Не допускаются выводы общего характера, не вытекающие из результатов и содержания дипломной работы.
Примерный объем заключения – 1-2 страницы.
Список литературы
Список литературы (список использованных источников или библиография) – это органическая часть любой научной работы. Список может включать в себя законодательные документы, специальную научную, справочную и учебную литературу, статьи из периодики, источники Интернет другие материалы (не менее 20 источников, изданных за последние 5 лет).
В список литературы включаются, как правило, не только те источники, на которые в работе имеются библиографические ссылки, но и те, которые Вы изучили при исследовании темы работы. Библиографические записи источников делаются в соответствии с правилами библиографического описания произведений печати (см. раздел 3).
Литература группируется в списке в следующем порядке:
1) Нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти в соответствии с их юридической силой:
- международные законодательные акты – по хронологии;
- Конституция РФ;
- кодексы – по алфавиту;
- законы РФ – по хронологии (по дате принятия) – впереди более старые.
- указы Президента РФ – по хронологии;
- акты Правительства РФ – по хронологии;
- акты министерств и ведомств в следующей последовательности:
приказы, постановления, положения, инструкции министерства – по алфавиту, акты – по хронологии.
2) Все остальные источники – в общем строгом алфавитном порядке. Работы одного и того же автора располагаются по алфавиту их названий.
Вся включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия. Каждая библиографическая запись в списке начинается с красной строки. В конце каждого библиографического описания ставится точка (см. образец).
Образец списка литературы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон Российской Федерации от 12 апреля 2010 г. №61 «Об обращении лекарственных средств» [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Грушинская, М. Фармацевтическое дело. Из прошлого в будущее / М. Грушинская // Российские аптеки. – 2002. – №9. – C. 24-26.
3. Зеликсон, Ю.И. История и тенденции развития технологии сборов / Ю.И. Зеликсон // Фармация . – 2001. – Т.50. – C. 45-48.
4. Зеликсон, Ю.И. История технологии растворов и микстур (1951-1975гг.) / Ю.И. Зеликсон // Фармация . – 2001. – Т.50. – C. 29-32.
5. История фармации [Электронный ресурс] : электронная библиотека для высшего мед. и фарм. образования / сост. А.М. Сточик, А.Н. Шамин, С.С. Кривобокова; гл. ред. М.А. Пальцев. – М. : Русский врач, 2004. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
6. Карташов, В. Первые аптекари на Руси / В. Карташов // Фармацевтический вестник. – 2009. – №5. – С. 25.
7. Развитие медицины и фармации в России в 17-19 вв. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.coolreferat.com.
8. Семенченко, В.Ф. История фармации: учеб. пособие / В.Ф. Семенченко. – М. : МарТ, 2003.
Приложения
По общему правилу, в приложения помещаются те материалы дипломной работы, которые важны для понимания ее содержания и всех действий автора, но которые являются объемными для текста и того формата, в котором он излагается. Обычно это:
- таблицы, размер которых превышает 2/3 объема страницы;
- рисунки, схемы, графики, диаграммы, которые выглядят слишком громоздко на стандартной странице;
- справочные материалы различного содержания;
- методики, которые были использовали в исследовательской части дипломной работы (опросные листы, анкеты, вопросники, ключи к интерпретации методик и т.п.).
На все приложения в тексте дипломной работы обязательно нужно указать ссылки, сами приложения располагают в порядке появления ссылок на них в тексте.
Каждое приложение начинается с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» (размер шрифта 14, полужирный, прописными буквами). Если приложение в работе только одно, то порядковый номер не ставится. Если приложений несколько, они нумеруются арабскими цифрами без знака №. Точка в конце заголовка не ставится.
Приложение должно иметь тематический заголовок, который записывают с прописной буквы, полужирным шрифтом отдельной строкой, выравнивая по центру. Между тематическим заголовком и основным текстом оставляют одну пустую строку. Например:
Пример 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Анкета «Потребительский спрос на сульфаниламидные препараты»
………………………………………………………………………………
Пример 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3