Виды, структура и функции рекламных агентств
Существует несколько классификаций рекламных агентств: по целям, по производственным функциям, по специализации, по региону работы, по охвату, по форме работы с заказчиками, по предоставляемым услугам заказчику, по численности специалистов, по направлению бизнеса.
По производственным функциям агентства подразделяются на рекламопроизводителей и на рекламораспространителей.
По специализации агентства классифицируются:
· Специализированные — агентства, которые заостряют внимание либо на определенных функциях (творческих или на средствах доставки рекламы), либо на определенных аудиториях или отраслях (сельское хозяйство, деловая коммуникация и т.д.). Также существуют рекламные агентства, специализированные на разных областях маркетинга (прямой, скрытый, PR и т.д.).
· Рекламное агентство полного цикла — структура, специализирующаяся на разработке стратегии рекламной кампании, создании рекламной продукции, фирменного стиля. Также агентства полного цикла привлекают субподрядчиков.
· Медиабрендинговое агентство, или медийное агентство — структура, выступающая посредником между рекламодателем и СМИ. Также они оказывают услуги по планированию рекламных кампаний, составлению маркетинговых планов и другие.
· Креативное агентство — агентство, занимающееся разработкой концепции рекламной кампании, включая все ее составляющие, такие как стилистика, идеи для видео- и аудиорекламы, элементы дизайна и другие.
· Рекламное интернет-агентство оказывает услуги в области интернет-маркетинга и интернет-рекламы. Также они занимаются разработкой сайтов и планированием рекламных кампаний в Интернете.
· BTL-агентства (англ. «belowtheline») — агентства, специализирующиеся на организации мероприятий по продвижению товара.
· PR-агентства — агентства, организующие PR-кампании для клиента. Они способствуют развитию положительного отношения аудитории к компании, улучшают её репутацию.
· Агентство по наружной рекламе занимается изготовлением и размещением наружной рекламы.
· Компании, занимающиеся маркетинговыми исследованиями, оказывают услуги по анализу рынка и маркетинговым исследованиям [7].
По региону деятельности рекламные агентства бывают региональные, местные и международные.
Агентства по охвату могут быть локальными, то есть имеют в распоряжении всего один офис, а также сетевыми (несколько филиолав).
Сегодня существуют агентства, которые ведут работу с заказчиками по телефону, есть агентства, которые общаются по интернету, существует форма работы на территории рекламодателя и традиционные рекламные агентства, ведущие работу в своих офисах. Систематизированное рекламное агентство работает с клиентами с помощью всех вышеперечисленных способов.
Услуги, которые предоставляют агентства, квалифицируются на универсальные и узкоспециализированные.
Рекламные агентства могут быть малые до 20 сотрудников, средние от 20 до 50 человек и крупные более 200 сотрудников.
По направлению ведения бизнеса рекламные агентства ориентированы на юридических или физических лиц.
Основные виды агентств – это агентства узкой специализации и агентства, выполняющие полный спектр рекламных услуг.
Услуги агентств полного цикла сводятся к двум направлениям:
1. Рекламные услуги по планированию, разработки, изготовлению рекламных материалов, проведению исследований и т.п.;
2. Услуги нерекламного характера, в которые включают организацию мероприятий по связям с общественностью, изготовление рекламных изделий и т.п.
К функциям агентства полного цикла относятся [8]:
· Проведение маркетинговых исследований;
· Создание и разработка творческой концепции рекламной кампании заказчика, а также продвижение бренда;
· Осуществление стратегического планирования рекламной компании по продвижению бренда;
· Проведение медиапланирования;
· Закупку площадей и времени в средствах размещения рекламы;
· Осуществление ПР-проектов.
Рекламное агентство полного цикла состоит, как правило, из специалистов не менее 30 человек.
Структура такого агентства имеет следующие функциональные подразделения: административную службу, отдел по работе с клиентами, аналитический, креативный, производственный отделы, ПР-отдел, отдел медиазакупок, отдел специальных проектов, бухгалтерию и юридический отдел.
Административная служба состоит из генерального директора и исполнительного директора.
Отдел по работе с клиентами осуществляет непосредственную работу с рекламодателями и рекламорапространителями. Такой отдел осуществляет контроль за проведение всей рекламной компании.
Аналитический отдел осуществляет проведение всех необходимых маркетинговых исследований (анализ медиарынка, планирование рекламной компании, разработку медиастратегии, тестирование рекламных продуктов, оценку эффективности рекламных компаний).
Роль креативного отдела заключается в создании рекламно-информационных материалов. В структуру креативного отдела входят: креативный директор, арт-директор, копирайтеры, дизайнеры.
Производственный отдел осуществляет производство рекламно-информационных материалов (ауди, видеопродукция, полиграфия).
ПР-отдел проводит специальные мероприятия и ПР-акции.
Отдел медиазакупок занимается закупками рекламных площадей и рекламного пространства в СМИ.
Отдел специальных проектов занимается разработкой нестандартных коммуникационных решений (размещение рекламной информации в форме спонсорства в телевизионных передачах).
Узкоспециализированные рекламные агентства, как было упомянуто выше предоставляют ограниченный спектр рекламных услуг.
Они могут специализироваться по определенным функциям (осуществлять только разработку наружной рекламы, производство кино- и ведиопродукции, организацию прямой почтовой рассылки), по определенным аудиториям (молодежь), по определенным отраслям (здравоохранение, сельское хозяйство).
В последние годы в рекламной практике существует тенденция к большей специализации агентств. Прежде всего, в качестве специализированных агентств стали выделяться медиабаеры, которые занимаются только продажей рекламного времени и мест в средствах размещения рекламы. Существуют рекламные агентства, которые занимаются только разработкой рекламной продукции. В связи с этим в настоящее время в рекламном бизнесе появляются коммуникационные холдинги, состоящие из различных специализированных рекламных агентств и предлагающие клиентам полный набор рекламных услуг.