Особенности организации взаиморасчетов в сетях ip-телефонии
Модель взаиморасчетов в традиционной телефонной сети общего пользования показана на рис. 8.10. Эта модель начинается на вызывающей стороне, которая оплачивает вызов, передаваемый в вызываемую сторону. оператор исходящей сети взаимодействует с другими сетями для обеспечения доступа к сети назначения. Данная модель основывается на компенсации затрат каждому сетевому оператору на передачу вызова через его сеть. Для обеспечения компенсации друг другу затрат за пропуск трафика сетевые операторы заключают между собой двухсторонние соглашения. Эти соглашения определяют, как две сети физически соединяются на сетевом уровне, а также как сети взаимодействуют на уровне взаиморасчетов. Например, какую цену сетевой оператор будет платить другому сетевому оператору для завершения его телефонных вызовов.
Рис. 8.10. Взаиморасчеты в телефонных сетях общего пользования.
Два взаимодействующих сетевых оператора периодически определяют, какой трафик они передали и приняли друг от друга. Трафик, которым обмениваются две сети, позволяет определить потоки «чистого» оплачиваемого трафика. Величина этого оплачиваемого трафика умножается на единицу оплаты взаимодействия. В результате получается «чистая» оплата от исходящей сети к сети назначения.
В модели взаиморасчетов для телефонных сетей сетевой и финансовое взаимодействие происходит между смежными сетями. При этом обеспечивается высокая сетевая безопасность, связанная с обменом трафиком, так как сети имеют прямое соединение между парами коммутационных узлов. Здесь отсутствует риск несанкционированного соединения, так как каждый оператор имеет полный контроль за подключенной группой каналов и детальные сообщения о вызовах генерирует его коммутационный узел.
Модель взаиморасчетов в сети Интернет отличается от модели для телефонной сети двумя положениями. Во-первых, в модели взаиморасчетов для телефонной сети продаваемые ресурсы сети оплачиваются в зависимости от степени их использования. В модели взаиморасчетов Интернет пользователи и провайдеры оплачивают доступ к сетевым ресурсам. В случае простой схемы оплаты доступа, плата за взаимодействие основывается на ширине полосы канала, используемого для физического соединения сетей. Например, подключение через канал Е1 (доступ на скорости 2 Мбит/с) имеет фиксированную стоимость в месяц независимо от трафика голоса и данных, передаваемого между сетями.
Во-вторых, в модели для телефонной сети весь годовой доход, получаемый от предоставленных услуг, образуется на исходящей стороне. В модели Интернет доход делится между исходящей сетью и сетью назначения. Как показано на рис. 8.11, сторона пользователя Интернет (аналогичная исходящей стороне) платит своему провайдеру услуг IP-сети за доступ в сеть Интернет. Сторона WEB-хоста (аналогичная входящей стороне) платит своему Интернет-провайдеру за обеспечение доступа к его сайту всех пользователей сети IP. В свою очередь, оба провайдера услуг Интернет платят определенную плату оператору IP-сети для доступа в Интернет.
Рис. 8.11. Взаиморасчеты в сети Интернет.
В модели IP-телефонии стоимость минуты разговора определяется удельной средней величиной всех затрат, включая фиксированные затраты (например, стоимость оборудования шлюзов, программного обеспечения биллинга и др.) и переменные затраты (например, стоимость полосы пропускания, выполнение функций терминации и др.). Тарифные доходы определяются как совокупность расчетных затрат и заданной величины прибыли.
Модель взаимодействия при IP-телефонии является комбинация моделей телефонной сети и сети Интернет. На сетевом уровне взаимодействие между IP-сетями подобно модели взаимодействия Интернет. Операторы местных IP-сетей платят за доступ оператору магистральной IP-сети. Как показано на рис. 8.12, шлюзы IP-телефонии размещаются на границе сети IP-телефонии. Эти шлюзы преобразуют телефонные вызовы в IP-пакеты для передачи их через IP-сеть. Исходящий шлюз преобразует вызов в поток разговорных IP-пакетов и передает через IP-сеть к входящему шлюзу. Входящий шлюз принимает разговорные IP-пакеты и направляет вызов к входящему абоненту. Таким образом, весь сегмент передачи голоса по IP-сети становится прозрачным для вызывающей и вызываемой сторон.
Подобно модели взаимодействия в телефонной сети, все доходы собираются на исходящей стороне. Так же, как и при традиционной телефонии, операторы сетей не будут обслуживать вызовы в интересах других фирм, пока не получат компенсацию за использование ресурсов их сетей. Модель взаимодействия Интернет гарантирует, что оператор магистральной IP-сети получит компенсацию за пропуск IP-трафика от оператора исходящей местной сети. Однако модель Интернет не обеспечивает возможность исходящему оператору IP-телефонии оплатить входящему оператору прием голосовых IP-пакетов и завершение телефонных вызовов.
Рис. 8.12. Взаиморасчеты в сети IP-телефонии.
Представление услуг IP-телефонии требует разработки новой модели распределения доходов. Сети, которые не взаимодействуют непосредственно, должны получать компенсацию в соответствии с их ролью по инициации и терминации вызовов. Эта новая модель имеет две основные проблемы. Первая проблема касается организации реального бизнеса. В настоящее время в мире существует множество IP-сетей, которые не соединены, и для их взаимодействия число взаимных соглашений между операторами или провайдерами должно быть равно nх(n-1)/2, где n - число операторов. Заключение и реализация тысяч взаимных соглашений практически невозможна.
Вторая проблема является технической. Услуги, требующие расчетных операций между двумя операторами, которые не связаны непосредственно, должны быть безопасно автоматизированы и тарифицированы. Процесс авторизации и тарификации этих услуг в реальном времени является предметом электронной коммерции. Для решения данных проблем должны использоваться соответствующие системы биллинга и клиринга услуг Интернет-телефонии.
В настоящее время практически не существует провайдеров, которые предоставляют услуги связи только внутри своей сети. Большинство провайдеров стремится расширить свои возможности, заключая соглашения с другими провайдерами. Если два провайдера заключают соглашения между собой, то им необходима надежная система взаиморасчетов.
Если провайдеров несколько, то система взаиморасчетов между ними существенно усложняется. Большинство провайдеров, владельцев международных или национальных сетей, предлагают клиринговые программы взаиморасчетов, позволяющие провайдерам, заключившим соглашения с этой сетью, упростить систему взаиморасчетов и уменьшить риск неплатежей.
Например, если имеется восемь провайдеров IP-телефонии, то в соответствии с приведенной выше формулой коммерческая взаимосвязь через двухсторонние соглашения требует заключения 28 индивидуальных соглашений взаимосвязи (рис. 8.13). При использовании для взаиморасчетов между провайдерами клиринг-центра третьего лица общее количество соглашений взаимосвязи будет уменьшено до 12. то есть каждый провайдер IP-телефонии поддерживает только одно соглашение взаимосвязи с клиринг-центром третьего лица вместо поддержания множественных соглашений взаимосвязи с каждым.
При заключении взаимных соглашений провайдеры договариваются о стоимости расходов на обслуживание взаимодействия (установленные платы, аудит, биллинг, кредитный риск). В практика показывает, что экономия общей стоимости при использовании для взаиморасчетов клиринг-центра может быть очень большой с увеличением числа взаимодействующих сетей.
Рис. 8.13. организация взаиморасчетов без и с использованием клиринг-центра.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Почему появилась возможность передачи голоса по сетям с коммутацией каналов?
2. Что дает интеграция вторичных сетей?
3. Назначение шлюза.
4. Чем определяется качество в IPтелефонии?
5. От чего зависит задержка в IP-сетях?
6. Что такое джиттер?
7. Каковы особенности взаиморасчетов в IP-сетях?