Тема 4: Правовое регулирование библиотечного и архивного дела
1. Понятие, виды библиотек.
2. Библиотечный фонд РФ.
3. Особенности функционирования библиотеки как юридического лица.
4. Понятие архивов и архивного дела.
5. Архивный фонд РФ.
Вопросы для самоконтроля:
Какие виды библиотек существуют в Российской Федерации?
Каков правовой статус библиотеки?
Каким путем может проводиться финансирование библиотеки? Каков правовой режим имущества библиотеки?
Каковы обязанности государства в сфере библиотечного дела?
Что такое архивный документ?
Из чего состоит Государственный архивный фонд РФ?
Какой федеральный орган исполнительной власти осуществляет государственное управление архивами? Каковы его задачи?
Опишите порядок доступа пользователей к архивным документам.
ЗАДАЧИ
Задача 1. Адвокатское бюро «Андреев и Лузман» приняло решение о создании тайного архива, в котором должна была находиться информация о личной жизни клиентов, их материальном положении, оказанных консультациях. Данную информацию предполагалось использовать в служебных целях.
Проанализируйте ситуацию. Что такое тайный архив? Правомерно ли создание таких архивов? Каков порядок создания тайных архивов?
Задача 2. Предприятие «Сашинский металлургический комбинат» решило создать собственную библиотеку, в которой должна храниться специализированная литература по направлениям деятельности комбината. О создании библиотеки было объявлено по местному телевидению. Сашинская городская библиотека выступила против данного решения, ссылаясь на предоставленную государством монополию на библиотечную деятельность.
Правомерно ли такое заявление? Какие виды библиотек существуют? Каков порядок организации библиотек?
Литература
Информационное право: учеб. / под ред. Б.Н. Топорнина. – СПб.: Юридический центр «Пресс», 2001. – С. 381–387.
Информационное право: актуальные проблемы теории и практики: коллективн. моногр. / под общ. ред. И.Л. Бачило. – М.: Юрайт, 2009. – С. 250–257.*
Тема 5. Правовое регулирование рекламной деятельности
1. Понятие рекламы и рекламной деятельности.
2. Способы распространения рекламы.
3. Реклама отдельных видов товаров.
4. Реклама, выходящая за рамки закона.
5. Полномочия государства в сфере рекламы.
ЗАДАЧИ
Задача 1. В новом микрорайоне г. Энска жильцы обнаружили на подъездах объявление «В связи с тем, что ваш дом подключён к стратегическому узлу связи, вы обязаны подойти и заключить договор на обслуживание». Лишь впоследствии жильцы узнали, что данное объявление являлось рекламной акцией интернет-провайдера Меганет.
Дайте анализ сложившейся ситуации. Какие требования предъявляет законодательство РФ к рекламе?
Задача 2. Общественная организация «Против курения» сняла видеоролик, пропагандирующий здоровый образ жизни, в котором в негативном контексте использовала образы курящих женщин. ФАС предъявила иск в арбитражный суд о запрете трансляции данного ролика, сочтя его рекламой табачной продукции.
Правомочны ли действия ФАС? Какие полномочия имеет антимонопольная служба в рекламной сфере? Какие правила рекламы табачной продукции установлены законодательством РФ?
Литература
Горячева, Ю.Ю. Разграничение рекламы и информации нерекламного характера / Ю.Ю. Горячева // Практический журнал для руководителей и менеджеров // Законодательство. – 2000. – № 5. – С. 22–28.
Отческая Т. Незаконная реклама / Т. Отеческая // «Эж-ЮРИСТ». –2004. – № 4. – С. 11–14.
Тема 6. Правовое регулирование персональных данных
1. Понятие персональных данных.
2. Порядок обработки персональных данных.
3. Права и обязанности оператора и субъекта персональных данных
4. Надзор и контроль в сфере персональных данных.
ЗАДАЧИ
Задача 1. При приеме Кравченко на работу в качестве судебного пристава от него потребовали предоставить сведения о составе его имущества и медицинское заключение о состоянии здоровья. Также начальник районного подразделения потребовал сведения о доходах жены Кравченко.
На это Кравченко ответил, что все эти сведения являются его личной тайной. Поэтому он их предоставлять не будет.
Прав ли Кравченко? Что является персональными данными?
Задача 2. Руководство университета потребовало от всех преподавателей разместить в сети Интернет свои фотографии и краткую информацию о себе. Кроме этого, начальник университетского отдела АСУ разработал общедоступную базу данных «Контингент сотрудников», из которой можно узнать должность и дату рождения каждого сотрудника.
На возражения многих преподавателей против размещения их персональных данных в сети Интернет начальник отдела АСУ ответил: «Всё это по приказу ректора».
Кто прав в данной ситуации? Нарушено ли здесь законодательство о распространении персональных данных?
Литература
Бродская, И.А. Конфиденциальные сведения: способы использования. Правовой смысл понятия «разглашение» / И.А. Бродская // Адвокат. – 2000. – № 03(51). – С. 19–22.
Лопатин, В.Н. Правовая охрана и защита права на тайну / В.Н. Лопатин // Юридический мир. – 1999. – № 4. – С. 32–35.