Е)Программное обеспечение для создания Интернет-магазина
-1С-Битрикс
-Amiro.CMS
-eCommerce и Ubercart для Drupal
-InSales
-Interchange
-Magento
-OpenCart
-Prestashop
-osCommerce
-VirtueMart для Joomla
-UMI.CMS
-PHPShopCMS
Для интеграции описаний товаров в базу данных интернет-магазина используются бесплатные ресурсы — Google Base и Open ICEcat.
Нормативно-правовая база интернет-торговли
Основные нормативно-правовые акты, регулирующие интернет-торговлю в Республике Беларусь:
-Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 апреля 2010 г. №649 "О регистрации интернет-магазинов в Торговом реестре Республики Беларусь, механизме контроля за их функционированием и внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь" .
-Указ Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. №60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет».
-Постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 14 мая 2010г. №13 «О порядке представления заявлений, связанных с регистрацией интернет-магазинов, в виде электронного документа и порядке подтверждения их получения органом, уполномоченным на проведение регистрации интернет-магазинов.»
Дополнительные нормативно-правовые акты:
-Закон Республики Беларусь «О торговле»
-Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей».
-Гражданский кодекс Республики Беларусь.
-Налоговый кодекс Республики Беларусь.
-Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2004 г. №384 «Об утверждении Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания».
-Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. №31 «Об утверждении Правил осуществления розничной торговли по образцам».
Состояние интернет-торговли в Республике Беларусь
На начало 2008 года в г. Минске было зарегистрировано около 500 интернет-магазинов, на начало 2009 года – 1,6 тыс., на начало текущего года уже около 2,8 тыс. В основном, данные магазины регистрируется в столице и на территории Минской области. Довольно немаленькая цифра для небольшой страны. Делать покупки по Интернету намного удобнее, но в тоже время и рискованно.
Специалисты считают, что в нашей стране не достаточно развиты культура торговли и маркетинг, а также интернет-магазины не уделяют должного внимания продвижению своих сайтов, в отличие от коллег из западных стран.
Также отмечают, что «правильный интернет-магазин должен содержать значимую для потребителя информацию: название продавца, юридический адрес, номер лицензии, УНП, цену, производителя, импортера, потребительские свойства товара, условия доставки и возможность выбора.
Сайт интернет-магазина должен регулярно обновляться, иначе склады останутся полными, а счета – пустыми”.
Исходя из мнения белорусов, можно сказать, что интернет-магазины — это инновационный процесс в торговле, который дает колоссальное высвобождение персонала и является очень перспективной сбытовой площадкой. По итогом проведенного соц. опроса, результаты которого приведены в Приложении ,можно сделать вывод, что 60 % белорусов используют интернет-торговлю, значит будущее у этого направления торговли есть . Жаль только, что в Беларуси на сегодняшний день к развитию интернет-торговли есть готовность технологическая, но нет полной социальной готовности.
Перспективы развития организации электронной торговли
Беларусь, как и развитые европейские страны
В последние годы в Европе осознали, что можно уменьшить цифровой разрыв с США и стать основным электронным регионом в новом мировом пространстве. Информационный потенциал Европы постоянно растет.
Он выражается в росте числа подключений к Интернет, формировании государственных и частных информационных ресурсов, в использовании новых стандартов и форм торговли.
Время принятия стратегических решений в этой сфере пришло и для Беларуси.
Республика должна стать не только “сборочным цехом” в его традиционном понимании, но и одним из ключевых информационных и телекоммуникационных центров, где товарные и транспортные потоки смыкались бы в “цехе создания интеллектуальных систем” с современными технологиями производства и торговли товарами и услугами.
Беларусь, также как и развитые европейские страны, может сыграть ключевую роль при распространении новых возможностей цифровой экономики в страны СНГ и другие регионы мира, особенно в страны Ближнего Востока, с которыми у Беларуси сложились тесные взаимоотношения, не омраченные прошлым историческим опытом.
Сегодня любая страна, имеющая долю в транзите любых товаров или услуг, автоматически подтверждает свою вовлеченность в мировую экономику.
Развивая свою информационную инфраструктуру, Беларусь может стать одной из ведущих стран в сфере электронной торговли.
Интеллектуальный потенциал республики в Интернет-технологиях дает уникальную возможность отказаться от модели догоняющего развития и сделать мощный рывок вперед, став одним из европейских лидеров в экспорте программных продуктов, информационных технологий, транзите информации. Позднее влиться в этот процесс станет значительно труднее.
Сегодня страны СНГ дают лишь немногим больше 2% мирового экспорта. Согласно общему правилу степень вовлечения страны в международный торговый оборот обратно пропорционально величине страны.
То, что это правило пока не работает в Беларуси обусловлено во многом именно неразвитостью информационной инфраструктуры и соответствующего законодательства для транзита информации, ведения массового маркетинга и электронной торговли.
Вследствие этого существует реальная угроза потери государством специалистов в сфере информационных технологий, на подготовку которых были затрачены громадные средства и отсутствие которых крайне отрицательно скажется на реализации национальных экономических и социальных программ.
Процесс уже пошел.
В Беларуси разработкой и экспортом программного обеспечения заняты свыше 50 фирм, в которых трудятся высококвалифицированные программисты.
Однако белорусские программисты больше работают на внешний мир, чем на экономику республики, обслуживая транснациональные компьютерные корпорации, которые доводят идеи и продукты белорусских программистов до коммерческого уровня, а затем получают колоссальные прибыли от их продажи.
В то же время труд программистов мог бы быть при умелой его организации и государственной поддержке одной из важнейших статей экспорта Республики Беларусь.
Осуществление подобных мер в Республике Беларусь является не только весьма перспективным, но и крайне необходимым.
Беларусь традиционно обладает значительным потенциалом в области обычных и высокоинтеллектуальных информационных технологий и естественно ориентирована не только на российский рынок программного обеспечения, но и на американский и европейский рынки, так как многие выпускники белорусских вузов работают в зарубежных компаниях.
Потенциал значителен, Беларусь в состоянии влиять на темпы развития рынка программного обеспечения и информационных технологий в Восточной и Западной Европе, обеспечивая годовой объем работ по самым скромным подсчетам от 500 млн. до 1 млрд. долларов.
При этом если индийские или китайские программисты готовят на экспорт полностью не более 5% программ, предназначенных к продаже, то коллективы белорусских программистов или смешанные команды обеспечивают 100% готовность к продаже написанных программ. Важное значение имеет географическое положение Беларуси, которое позволяет белорусским программистам работать с европейскими коллегами практически в одно и тоже рабочее время.
Спрос на программное обеспечение в Европе и в целом в мире постоянно растет, усложняются задачи. Особенный рост заказов специалисты прогнозируют в связи с развитием электронной торговли, с необходимостью написания программ для обслуживания новых платежных систем в новой европейской валюте евро, а также с объемами работ по восстановлению экономики Югославии.
Инициатива ФРГ по привлечению программистов из стран Восточной Европы и СНГ к работам по выполнению заказов западных компаний требует скорейшего государственного решения проблемы создания в Республике Беларусь “оффшорных зон программирования”.
Одновременно должна быть организована система подготовки и переподготовки специалистов в сфере электронной торговли, прежде всего, специалистов по электронному маркетингу, операторов Интернет-магазинов, специалистов по логистике и т.д. Традиционные посредники, если они думают о перспективе, должны переквалифицироваться в менеджеров электронной торговли.
Менеджеры такого уровня нужны для того, чтобы, с одной стороны, обеспечить связь с финансовыми и юридическими структурами, а с другой, помочь предпринимателю в создании электронного магазина и обеспечении этого магазина платежной системой, системой консалтинга, логистики и доставки товаров.
Несомненно, важнейшей и актуальной задачей является ускоренная разработка национальной программы развития электронной торговли, которая определила бы первоочередную, среднесрочную и долгосрочную стратегии развития электронной торговли в Республике Беларусь, формирование кадрового потенциала и привлечения внутренних и внешних инвестиций на создание инфраструктуры, информационных технологий и программных систем.
При разработке программы может быть использован опыт структур ООН по созданию в государствах центров по упрощению процедур при принятии управленческих решений в международной торговле и на транспорте (CEFACT-центры), основное направление деятельности которых состоит в облегчении для предпринимателей международных сделок, упрощения и согласования торговых процедур и информационных потоков.
При этом главная задача СEFACT-центров - активно поощрять заинтересованные организации (международные, национальные правительственные, частные, общественные), участвовать и помогать в разработке рекомендаций и стандартов в сфере торговли.
Важнейшей частью национальной программы по развитию электронной торговли должны стать меры по сохранению интеллектуального потенциала страны, прежде всего, высококлассных программистов.
Беларусь обладает объективными и фундаментальными условиями (политической стабильностью, высокой социальной культурой и развитым законодательством) для того, чтобы стать одним из передовых мировых регионов в сфере электронного бизнеса и рынка информационных и телекоммуникационных услуг.
Это требует понимания постоянных перемен в экономике и обществе, осознания того, что Интернет-технологии являются новым рынком труда, требующим минимально ограниченного государственного регулирования, постоянного снижения монополизма и штрафующего налогообложения.
Правительство и общество должны принять новые правила действий и новые деловые модели применительно к новой экономике, скорость изменений в которой требует соответствующей способности понимать и гибко и динамично реагировать на изменяющиеся условия экономической деятельности.
Для органов государственного управления будет обеспечен доступ к оперативной информации с целью анализа деятельности внутреннего и внешних рынков товаров и услуг, прогнозирования ситуации как по отдельным товарным позициям, так и по отраслям и регионам в целом. Это позволит государству более эффективно проводить экономические реформы, бороться с коррупцией и теневой экономикой, осуществлять социальные программы, развивать внешнеэкономические связи.
Белорусская инициатива в области электронной торговли, начатая поручением Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко о проекте создания в Минске межгосударственного Центра электронной торговли в 1998 году, полностью соответствует мировой тенденции формирования глобальных и региональных рынков электронной торговли и создания условий для упрощения процедур внешней торговли.
Сюда же следует отнести и реализуемую Министерством предпринимательства и инвестиций при содействии Программы развития ООН систему информационной поддержки предпринимателей путем создания в республике сети информационно-маркетинговых центров и бизнес-инкубаторов.
Поэтому можно сделать вывод, что если развитие электронной торговли в Беларуси и отстает от развитых стран и России по темпам создания Интернет-магазинов и применения электронных платежных систем, то, тем не менее, отличается большей системностью подходов и ярко выраженной государственной поддержкой.
Важно отметить, что в Республике Беларусь уже сегодня практически используются для нужд предпринимателей и внешней торговли уникальные информационные и телекоммуникационные технологии, разработанные в НИИ “Агат”.Эти технологии позволяют в 4-5 раз сократить затраты на создание региональных информационных систем, в десятки раз снизить стоимость передачи информации.
В части организации платежей в электронном виде большую перспективу представляет проект системы безналичных платежей “Белкарт”, реализуемый Белорусским межбанковским расчетным центром при поддержке ведущих банков страны.
Несмотря на то, что в настоящее время в этом проекте реализуются главным образом функции выдачи зарплаты, развитие проекта сулит для владельцев карточек предоставления им дополнительных банковских услуг по безналичной оплате товаров, в том числе, и через Интернет.
Для систем электронной торговли между предприятиями по схеме “business to business” важнейшим элементом является электронное оформление документов сделки и организация платежей с использованием цифровой подписи. Весьма своевременно принятый Закон “Об электронном документе” и разработки НИИ проблем защиты информации по созданию универсальной системы электронного документооборота являются хорошими предпосылками для осуществления электронной торговли между предприятиями.
Значимым фактором является наличие государственной системы оперативного распространения правовой информации, реализуемой Национальным центром правовой информации.
Проблема доставки товаров для потребителей может решаться как посредством возможностей “Белпочты” (свыше 200 видов товаров), так и специализированными государственными и частными фирмами.
Проект создания межгосударственного центра электронной торговли должен логически и системно замкнуть различные сегменты рынка информационных и телекоммуникационных услуг в целостную систему.
Головной организацией по проекту - Белгосуниверситетом создана Рабочая группа, в состав которой входят представители следующих заинтересованных государственных и негосударственных организаций: Концерна “Белресурсы”, Центра поддержки предпринимательства Минской области, Информационно-аналитического центра Национального выставочного центра НВЦ “Белэкспо”, Информационно-вычислительного центра авиации Госкомитета по авиации, компаний Белхард групп, «Деловая сеть» и других.
Организовано взаимодействие Рабочей группы с представителями родственных организаций России, Украины, Молдовы, Грузии, Армении и Таджикистана, а также со структурами Европейской Экономической Комиссией ООН в Чехии, Словакии, Польше и странах Балтии.
Белгосуниверситетом совместно с Рабочей группой подготовлены Концепция создания межгосударственного Центра электронной торговли в Минске и пилотный проект Центра электронной торговли, которые были приняты государственной комиссией 30.07.1999 г.
Суть Концепции состоит в объединении усилий и ресурсов предприятий и организаций, оказывающих информационно-маркетинговые услуги в сфере внутренней и внешней торговли и трансформации этих услуг, при поддержке межгосударственных и международных организаций, в услуги по электронной торговле Республики Беларусь как внутри государства так и в сфере внешней торговли.
В рамках пилотного проекта создан информационный сайт по вопросам электронной торговли и практически реализована концепция национального сайт-портала электронной торговли Республики Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в данной работе рассматривалась тема электронной торговли. В работе охвачен следующий спектр вопросов: Сущность электронной торговли, её формы, такие виды электронной торговли, как интернет-магазин и интернет-аукцион, нормативно-правовая база, регулирующая интернет –торговлю в РБ и состояние интернет торговли на сегодняшний день. Электронная торговля - такая форма продажи товаров, при которой выбор и заказ товаров осуществляется через интернет сеть, а расчеты между покупателем и поставщиком осуществляются с использованием электронных денег. При этом в качестве покупателей товаров (или услуг) могут выступать как частные лица, так и организации. Глобальная сеть Internet сделала электронную коммерцию доступной для фирм любого масштаба. Если раньше организация электронного обмена данными требовала заметных вложений в коммуникационную инфраструктуру и была по плечу лишь крупным компаниям, то использование Internet позволяет сегодня вступить в ряды "электронных торговцев" и небольшим фирмам. Электронная витрина в World Wide Web дает любой компании возможность привлекать клиентов со всего мира. Подобный online бизнес формирует новый канал для сбыта - "виртуальный", почти не требующий материальных вложений. Если информация, услуги или продукция (например, программное обеспечение) могут быть поставлены через Web, то весь процесс продажи (включая оплату) может происходить в online режиме. Данная тема практически никак не освещена в учебной и методической литературе (возможно, в силу новизны вопроса и сложностей терминологии и подбора практического материала). В то же время динамика развития электронной коммерции в мировой экономике дает основания предполагать, что в ближайшие несколько лет в Беларуси произойдет бум электронной торговли. Для того, чтобы быть готовым принять участие в этом процессе, необходимо возвращаться к нему снова и снова.Одновременно, хотелось бы подчеркнуть, что в настоящее время деятельность интернет-магазинов урегулирована в достаточной степени, что позволяет организовать учет и контроль за деятельностью интернет-магазинов.
ИСТОЧНИКИ