Правовые нормы регулирования журналистской деятельности.
Правовые и корпоративные нормы регулирования журналистской деятельности. Деонтология и саморегулирование журналистской деятельности.
Введение.
В настоящее время каждое демократическое государство стремится закрепить все стороны общественной жизни сбалансированной правовой базой. Сфера деятельности средств массовой информации заслуживает пристального внимания в этом вопросе, ведь функции, возложенные на журналистику, требуют особой осмысленности и ответственности.
Прежде всего, необходимо определиться, что подразумевается законодательством под журналистской деятельностью. Исходя из определения журналиста, представленного в законе РФ «О СМИ», журналистской можно назвать деятельность, непосредственно связанную с редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации.
Существует большое количество законодательных актов, регулирующих деятельность журналиста. Одни из них существуют и действуют индивидуально в рамках конкретной страны. Такие документы относятся к документам правового регулирования, и средства массовой информации обязаны в своей работе руководствоваться прописанными в них положениями.
Однако помимо обязательных актов и законов, существуют нормы журналистского сообщества, составленные самими журналистами, принятые в их трудовых и творческих объединениях, разработанные и распространенные международными организациями. Их страны могут ратифицировать по желанию. Такие документы представляют корпоративные нормы регулирования журналистской деятельности.
Правовые нормы регулирования журналистской деятельности.
Для Российской Федерации основным законом, регулирующим деятельность журналиста, является Федеральный закон «О средствах массовой информации». Он был принят в 1991 году и, предваряя статью 29 Конституции РФ, фактически отменял цензуру в нашей стране.
Глава V данного документа регламентирует права и обязанности журналиста. Основные права изложены в 12 пунктах статьи 47. К ним, в числе прочих, относятся право искать, запрашивать, получать и распространять информацию, излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью, получать доступ к документам и воспроизводить их в своих материалах, вести записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники.
Конституция Российской Федерации подтверждает эти права журналиста в статье 29, пунктами 1 и 4 соответственно:
«Каждому гарантируется свобода мысли и слова»[1].
«Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом»[2].
Согласие с этими принципами подтверждают также многие зарубежные страны, ратифицировавшие международные акты, а именно Всеобщую декларацию прав человека (принята генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) и Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (принята Светом Европы, вступила в силу 3 сентября 1953 г.). В первой из них права и свободы гарантирует статья 19, во второй – статья 10 п. 1. Однако п. 2 той же статьи говорит о том, что у всех прав и свобод существуют различного рода ограничения, «предусмотренные законом и необходимые в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия, защиты прав или репутации других лиц ….»[3]. Речь идет о нормах регулирования.
Одним из международных документов, в котором наиболее точно, на мой взгляд, отражена суть этого вопроса, является «Декларация о средствах массовой информации и правах человека», принятая Советом Европы в 1970 году. Пункт B этого документа говорит о мерах по обеспечению ответственности печати и других СМИ. В частности, там предлагается контролировать профессиональную подготовку журналистов редакторами, создать кодекс профессиональной этики журналиста, регламентирующий «больные» темы журналистики, а также организовать советы по печати, которые были бы уполномочены расследовать и пресекать случаи непрофессионального поведения журналистов. Документ носит рекомендательный характер, выступал в качестве плана развития самоконтроля в сфере СМИ. Существование такой самодостаточной системы регулирования деятельности СМИ в нашей стране могло бы заменить часть законов, применяющихся сейчас в связи с нарушением прав и свобод граждан, и снизить количество прецедентов.
В настоящее время в России основным источником правовых норм является упоминавшийся выше закон «О СМИ». Уже статья 4 «недопустимость злоупотребления свободой массовой информации» говорит о том, что свободу и отсутствие цензуры надо использовать вдумчиво и с оговорками. Первая часть статьи упоминает о том, что использовать средства массовой информации для разглашения государственной и других видов тайн, а также для пропаганды терроризма, экстремизма, порнографии и жестокости, запрещено.
Что касается тайн, существует целый перечень так называемых «тайн», среди которых есть государственная, коммерческая, врачебная, адвокатская тайны, сведения конфиденциального характера. В 1997 году Указом Президента РФ был утвержден перечень сведений конфиденциального характера, который включает в себя:
«1. Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в СМИ в установленных федеральными законами случаях.
2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства.
3. Сведения, составляющие служебную тайну.
4. Сведения, составляющие профессиональную тайну (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.).
5. Сведения, составляющие коммерческую тайну.
6. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них»[4].
Государственной тайне посвящен отдельный федеральный закон «О государственной тайне».
В законе «О СМИ» есть также Статья 49, согласно которой «при осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций»[5]. Кроме того, в ней оговариваются частные случаи, в которых журналист должен быть особенно осторожен, дабы не ущемить чьих-то прав. При работе с информатором, журналист должен соблюсти его пожелания на счет конфиденциальности этого источника и придания авторства его высказываниям. Информация о личной жизни человека может быть разглашена только с согласия его или его законных представителей. Разрешение не требуется только в случае необходимости защиты общественных интересов. Также при проведении записи на какие-либо информационные носители, участники записи должны быть в курсе того, что их записывают.
Ответственность за соблюдение этих норм лежит не только на журналисте, но и на всей редакции. Статья 41 закона «О СМИ» обращается непосредственно к редакции с перечнем действий, которые она не вправе совершать относительно источника информации. Например, редакция обязана сохранять в тайне источник информации, и единственный возможный случай его обнародования может быть только по требованию суда.
К редакции же в статье 42 закона «О СМИ» предъявляются требования о соблюдении прав на используемые в издании произведения, письма.
Каковы же меры, применяемые за нарушение требований к журналистской деятельности?
Статья 59 Закона «О СМИ» говорит о том, что злоупотребление правами журналиста или свободой массовой информации «влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации»[6].
Прежде всего, журналист может поплатиться за такие нарушения своим рабочим местом, если это предусмотрено Уставом редакции. Но есть и более серьезные санкции. В нашей стране они предусмотрены Гражданским, Административным и Уголовным Кодексами РФ.
Гражданский кодекс предоставляет в защиту от журналистского произвола статью 152 «Защита чести, достоинства и деловой репутации», согласно которой «гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности»[7], в том числе и опровержения в СМИ, если эти сведения были опубликованы там ранее. Примечательно, что данное право относится как к физическим, так и к юридическим лицам. Это право подтверждается статьями 43 и 44 в законе «О СМИ». Если же лицу был причинен моральный вред, то в соответствии со статьей 151 ГК РФ этот денежный эквивалент этого вреда можно взыскать со средства массовой информации. Статья 62 Закона «О СМИ» также подтверждает данное положение.
Административный кодекс содержит в себе главу 5 «административные правонарушения, посягающие на права граждан», где прописаны меры ответственности СМИ за возможные нарушения в ходе референдумов, предвыборных кампаний, в том числе статья 5.13 «Непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации». Статья 13.14 предусматривает ответственность СМИ за несанкционированную публикацию сведений с ограниченным доступом.
В Уголовном Кодексе РФ существует несколько глав, статьи которых предусматривают наказания по отношению непосредственно к неправомерным действиям журналистов. Это глава 17 «преступления против свободы, чести и достоинства личности» и глава 19 «преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина». Статьи 129 «Клевета», 137 «Нарушение неприкосновенности частной жизни», 138 «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений» регламентируют уголовную ответственность журналистов.
Таким образом, журналист может понести реальную ответственность за свои проступки, и все же было бы гораздо проще, если бы все вопросы подобного рода решались до того, как они перерастут в судебное разбирательство. Для этого существуют корпоративные нормы регулирования журналистской деятельности.