Хроники блоговедения

Метки: блоговедение, пользовательский контент, что такое блог

Какое это имеет отношение к блогам – и вообще, что же такое блоги?

Слово blog появилось на свет десять лет назад, когда интернет только набирал обороты: в декабре 1997 года Йорн Баргер предложил называть «интернет-дневник» кратко – weblog (от англ. logging the web – «записывая события Сети»). Слово прижилось, но в апреле 1999 года стало короче на две буквы: Питер Мерхольц, автор веб-лога Peterme, расщепил неологизм надвое. Получилось выражение we blog – «мы делаем блог». С тех пор blog (блог) стал устоявшимся определением для интернет-дневника. В 2004 году самый полный англоязычный словарь Merriam-Webster назвал «блог» – сетевой дневник – словом года.

Но еще до изобретения термина люди делали блоги, не зная, как назовут плоды их труда. Еще в 1996 году я читал два популярных дневника – «Вечерний интернет» Антона Носика и «Паровозов News» Александра Гагина. В то же время Артемий Лебедев начал собирать на сайте НЖМД «Коллекцию маразма», которая была первым примером площадки по сбору пользовательского контента.

Массовое признание пришло к блогам тогда, когда возможность просто и бесплатно завести личный блог появилась у каждого, даже не слишком опытного интернет-пользователя. В 1999 году был открыт сайт Blogger, а потом и «Живой журнал» (Livejournal.com). Эпитет «живой» хорошо отражает идею общения между многими людьми, которые пишут заметки сами и могут оставлять комментарии в чужих дневниках.

Первыми оценили преимущества такого общения политики: в ноябре 2000 года, в разгар выборов президента США, открылся блог TalkingPointsMemo, посетители которого обсуждали подсчет голосов в штате Флорида.

По мере того как увеличивалось количество блогов и ширилась их аудитория, ими все больше интересовались бизнесмены, хотя поначалу с трудом отличали блог от форума или сайта. Зато в 2006 году маркетологи ведущих компаний США назвали блоги одним из самых популярных инструментов в своем деле.

Наиболее популярные маркетинговые инструменты в США (% от опрошенных компаний)

Данные Forester Research

Аналитики Gartner Group считают, что 2007 год станет переломным для блогосферы. Все желающие попробуют себя в новом качестве и либо разочаруются и перестанут вести дневник, либо продолжат это делать, несмотря ни на что. В целом число личных блогов стабилизируется и постепенно будет сокращаться, а число корпоративных, напротив, станет увеличиваться.

Пока же в мире, по данным поисковой системы Technorati, насчитывается более 100 миллионов блогов (осенью 2006 года их было 54 миллиона). Несмотря на то что по количеству блогов русскоязычная часть составляет лишь 3 % от мировой блогосферы, по количеству записей у нас 11 %.[1]В продолжение последних трех месяцев более чем в 800 тысячах русскоязычных блогов появляется хотя бы одна запись.

В наши дни интернет является самым доступным местом общения, а на роль законодателей моды и торговцев влиянием в нем претендуют блоггеры.

Блог – это общение

Метки: автор блога, что такое блог, сообщества

Блог – это общение. От статичного сайта и ленты новостей блог отличается в первую очередь тем, что дает посетителю возможность прокомментировать каждую запись и при желании стать полноправным оппонентом автора или высказать ему свое одобрение. Но главное – начать разговор на равных. Без комментариев блог и вправду превращается в ленту новостей.

Более того, блог – это сообщение, сообщество. Каждый блог рано или поздно обзаводится читателями, и у части из них возникает желание подписаться на получение уведомлений о появлении записей. На коллективных блог-хостингах таких подписчиков называют друзьями (или френдами, от англ. friends), а сообщения от всех друзей – френдлентой. Друзья бывают взаимными: ты читаешь меня, я читаю тебя. Авторы автономных блогов публикуют «блог-роллы», показывая ссылки на своих любимых авторов.

На Западе очень распространено явление, когда 10–15 блоггеров перекрестно читают друг друга и не пускают в свою тусовку никого незнакомого. В России общение узким кругом также существует, но обычно блоггеры стремятся получить как можно больше друзей-«подписчиков», личное знакомство с которыми не обязательно. Для многих борьба за количество читателей с другими авторами становится азартным соревнованием (см. главу «Между первым и последним местом» в разделе «Блог есть. Что дальше?»).

Существует «закон ста пятидесяти». Он гласит, что, когда число особей в группе не превышает полутора сотен, они все знакомы между собой и общаются хотя бы изредка, не теряя связи друг с другом. У некоторых народов издревле было принято делить поселение пополам и разъезжаться, когда жителей становилось больше ста пятидесяти.

В наше время некоторые компании сознательно делят офисы на части, вмещающие по полторы сотни сотрудников или даже меньше, чтобы сохранить живое общение между коллегами.

Поэтому будем считать, что блог меньше чем со ста пятьюдесятью постоянными читателями – это сообщество людей со схожими интересами, почти друзей, многие из которых знакомы между собой лично. По достижении полуторасотенного порога блог становится СМИ с подпиской. Следует, впрочем, оговориться: каждую статью читатели могут сразу прокомментировать, а автор может им ответить. Иногда в процессе обсуждения возникают интересные идеи или мнения, и существуют все предпосылки к их стремительному распространению по блогосфере.

Наши рекомендации