Понятие и преимущества электронной торговли. Классификация моделей электронной торговли
Электронная коммерция
Электронная торговля — это коммерческая деятельность, направленная на осуществление актов купли-продажи товаров с использованием телекоммуникационных сетей.
Основными преимуществами для продавца являются:
§ расширение торгового пространства — в отличие от традиционного торгового предприятия зона обслуживания торгового предприятия в Интернете не зависит от типа предприятия, его специализации, местоположения и масштабов деятельности;
§ повышение конкурентоспособности — электронная торговля позволяет компаниям предлагать расширенную до- и послепродажную поддержку, предоставляя подробную информацию о товаре и быстро реагируя на запросы покупателя. Для небольших предприятий появляется возможность успешно конкурировать с крупными корпорациями;
§ более полная информированность о потребностях покупателей — используя средства электронного взаимодействия, компании могут получать подробную информацию о запросах каждого индивидуального покупателя и автоматически предлагать товары, соответствующие их требованиям;
§ повышение гибкости ведения бизнеса — использование средств электронной торговли позволяет предприятиям более оперативно реагировать на изменения покупательского спроса, платежеспособности населения, предлагаемого ассортимента, законодательства и др.;
§ возможность неограниченного расширения ассортимента — при наличии налаженных связей с поставщиками расширение ассортимента не приводит к необходимости увеличения площади предприятия;
§ ускорение процесса прохождения документов — использование электронных форм документов сокращает временные затраты на установление хозяйственных связей с поставщиками и покупателями, взаимодействие с государственными органами, средствами массовой информации и др.;
§ возможность автоматизации торгово-технологических процессов — использование информационных технологий дает возможность автоматизировать такие процессы, как получение и обработка заказа в круглосуточном режиме, взаимодействие с поставщиками, получение оплаты и др.;
§ снижение затрат на организацию и функционирование предприятия.
Покупатели при использовании электронной торговли имеют следующие основные преимущества:
§ более широкий выбор товаров и торговых организаций по сравнению с традиционной торговлей — покупатели получают возможность выбора компаний, предлагающих товары, независимо от их географического положения;
§ простота посещения и сравнения альтернатив — покупателю нет необходимости лично посещать торговое предприятие;
§ повышение качества обслуживания — персонализация обслуживания, доставка товаров в удобное время и место, увеличение объема легкодоступной информации и др.;
§ снижение цен — вследствие снижения затрат у продавца появляется возможность снижения цен;
§ круглосуточный доступ — возможность сделать заказ или получить информацию в любое удобное время;
§ экономия времени — покупатель получает возможность снизить временные затраты на процесс выбора товара и торгового предприятия и оформления заказа. Однако для того, чтобы время покупателя действительно было сэкономлено, необходима тщательно отработанная технология торговли;
§ разнообразие форм оплаты — покупателю предоставляется возможность использовать как традиционные формы оплаты, так и формы оплаты с использованием платежных систем Интернета;
§ возможность беспрепятственного обмена информацией с другими покупателями — в отличие от традиционных форм продажи появляется возможность получать информацию о товарах, торговых предприятиях и качестве обслуживания не только от представителей компании, но и от других покупателей благодаря возможности общения на форумах, конференциях и др.
Электронная торговля позволяет компаниям более эффективно и гибко осуществлять внутренние операции, плотнее взаимодействовать с поставщиками и быстрее реагировать на запросы и ожидания заказчиков. Компании получают, с одной стороны, возможность выбора поставщиков независимо от их географического положения, а с другой стороны, возможность выхода со своими товарами и сопутствующими услугами на глобальный рынок.
Классификация моделей электронной торговли осуществляется по следующим признакам.
1. По форме организации бизнеса:
§ электронная торговля как основа создания бизнеса;
§ электронная торговля как дополнительный инструмент развития уже существующего традиционного бизнеса (интернет-подразделение оффлайновой компании).
2. В зависимости от природы товара, субъекта и бизнес-процесса:
§ полная электронная торговля — товар, субъект и бизнес-процессы имеют цифровую форму. Оплата и доставка товара осуществляются средствами компьютерных сетей;
§ частичная электронная торговля — товар, субъект или какой-либо элемент бизнес-процессов не имеют цифровой формы.
3. В зависимости от состава участников коммерческих отношений (в соответствии с общепринятой классификацией моделей электронной коммерции):
§ В2В — бизнес—бизнес. Участниками коммерческих отношений являются коммерческие организации, юридические лица. Система В2В представляет собой сектор рынка, ориентированный на организацию взаимодействия между компаниями в процессе производства и продажи товаров или услуг. Он охватывает торговые отношения между фирмами, осуществляемые в электронной форме: организацию поставок и продаж, согласование контрактов и планов;
§ В2С — бизнес—потребитель. Одним из участников является коммерческая организация, а другим — частное лицо, конечный потребитель. В2С — одна из наиболее популярных на сегодняшний день моделей электронной торговли, реализуется в случае продажи предприятием своих товаров и услуг напрямую потребителям, т. е. система В2С характеризует сектор, ориентированный на работу компаний с индивидуальными потребителями товаров или услуг;
§ С2С — потребитель—потребитель. Оба участника — частные лица. Потребители заключают сделки между собой и развивают свое присутствие онлайн с помощью третьего лица — провайдера. Данная модель реализуется посредством электронных досок объявлений и интернет-аукционов;
§ B2G или В2А — бизнес—правительство. Один из участников — коммерческая организация, а другой — правительственная структура. Данная модель предусматривает использование электронных технологий в организации системы государственных закупок;
§ C2G или С2А — потребитель—правительство. Одним из участников является частное лицо, а другим — правительственная структура. Реализация данной модели позволит расширить электронное взаимодействие физических лиц и государственных органов в процессе реализации коммерческих операций.
4. По выполняемым функциям:
§ интернет-магазин — автоматизированная система, работающая на базе основ электронной коммерции и реализующая сервисные и коммерческие функции, присущие магазинам с традиционными формами обслуживания покупателей;
§ виртуальный аукцион — автоматизированная система, реализующая принципы аукционной торговли;
§ электронная биржа — форма регулярно действующего электронного оптового рынка товаров, продающихся по стандартным образцам;
§ электронная торговая площадка — электронный посредник для заключения сделок по оптовой продаже товаров и проведению финансово-торговых трансакций.
5. По степени автоматизации торгово-технологических процессов:
§ интернет-витрина — на сайте размещается информация о товарах, о продавце или покупателе, которая регулярно обновляется;
§ торговый автомат — в данной модели осуществляется автоматизация некоторых элементов торгово-технологического процесса, таких как формирование заказа и согласование условий покупки;
§ торговая интернет-система (ТИС) — полная интеграция системы ведения интернет-торговли с торгово-учетной, складской, бухгалтерской и другими системами компании.
Розничная торговля в интернет-среде (модель B2C): классификация моделей по степени автоматизации торгово-технологических процессов и организация технологического процесса розничной интернет-торговли.
Основными моделями организации розничной торговли в Интернете в зависимости от степени автоматизации торгово-технологических процессов являются: интернет-витрина; торговый автомат и автоматический магазин (или торговая интернет-система — ТИС).
Интернет-витринапредставляет собой сайт в Интернете, на котором размещается информация о предприятии и о реализуемых товарах. Все, что может сделать посетитель, — это получить информацию (более или менее подробную и актуальную) о товарах и услугах.
Торговый автомат,кроме тех функций, которые осуществляет интернет-витрина, может принимать заказы, а затем в онлайн либо пакетном режиме передавать менеджеру. Дальнейшая обработка заказа производится по обычной для компании схеме. Принципиальное отличие от интернет-витрины состоит в том, что заказы на покупку и счета на оплату заказанного товара выписываются без участия человека. В отличие от интернет-витрины, торговый автомат осуществляет реальную торговлю и по соотношению затрат к результатам выглядит наиболее предпочтительным для предприятий с небольшим потоком покупателей.
Автоматический магазинявляется самым мощным, комплексным и сложным решением. Он не только выписывает счета, но и предоставляет средства для отслеживания заказов. В случае использования онлайновой платежной системы он принимает платежи и формирует заявки на доставку товаров покупателям. Заказы обрабатываются автоматически, резервируется товар на складе, корректируются остатки, производятся другие необходимые операции.
Главное условие построения действительно рентабельных ТИС — интегрированность торгово-учетной, складской, бухгалтерской систем внутри компании с системами ведения интернет-торговли.
С точки зрения продавцов эти три решения различаются весьма значительно. Интернет-витрина обходится торговым компаниям недорого, но:
§ интернет-витрина позволяет организовать только торговлю на заказ, наладить торговлю с реального склада практически невозможно;
§ использование витрины не уменьшает затраты продавцов на содержание штата и операционные расходы;
§ интернет-витрина представляет, собой очень неповоротливое решение с точки зрения управления и недостаточно гибкое с точки зрения организации маркетинговых акций;
§ имидж компании, открывшей и поддерживающей простую интернет-витрину, всегда хуже, чем у компании, организовавшей интернет-торговлю при помощи полнофункционального интернет-магазина;
§ организация розничной интернет-торговли при помощи витрины оказывается для торговой компании малоэффективным и даже часто нерентабельным делом.
Технология продаж в интернет-магазине включает следующие этапы.
1. На сайте магазина покупатель знакомится с полным каталогом товаров и услуг. Кроме краткого описания товара (услуги), покупателю может быть предложено полное описание, содержащее изображение, аудио-видеоролики и т.д. Имеется информация о цене и о наличии товара на складе. Если товар имеет несколько модификаций (например, цвет одежды или ее размер), то для каждой модификации может быть установлена своя цена товара.
В значительной мере успех интернет-магазина определяется полнотой информации, помещенной в каталоге, и возможностью быстрого нахождения товара в нем.
2. Покупатель «складывает» понравившийся товар в «корзину», которую в любой момент он может просмотреть. Корзина представляет собой Web-страницу, на которой группируются отобранные покупателем товары с постоянной фиксацией цены отобранного набора.
Покупатель по какой-либо причине может прервать процесс покупки. До возобновления этого процесса отобранные товары остаются в корзине, затем покупка продолжается. В зависимости от политики администрации магазина срок хранения товара в корзине может быть различным и достигать нескольких недель.
3. Важным моментом во взаимоотношениях покупателя и магазина являются процессы идентификации и регистрации. Данные идентификации включают имя и пароль покупателя. Данные регистрации, необходимые для осуществления процесса покупки, более подробные. Это фамилия, имя, отчество и адрес покупателя, телефон, адрес электронной почты и т. д.
Покупатель может либо зарегистрироваться, либо оформить разовую покупку, для чего достаточно только идентификации. Регистрация является необязательной, но полезной процедурой при контакте покупателя с интернет-магазином. Зарегистрированный покупатель может просмотреть выписанные ему счета, оформленные заказы, а также следить за ходом выполнения заказа. Он имеет возможность сохранять содержимое корзины до следующих контактов. Кроме того, отпадает необходимость регистрироваться при каждом посещении.
4. Полученный заказ и данные о покупателе заносятся в базу данных. Покупателю по электронной почте направляется информация о получении заказа. Эта информация является предварительной и не гарантирует покупателю выполнения его заказа в полном объеме.
5. Далее осуществляется проверка наличия товара на складе. В зависимости от бизнес-модели интернет-магазина это может быть собственный склад или склад поставщика. При наличии товара он резервируется или заказывается у поставщика, при отсутствии покупатель информируется об отмене заказа.
6. При наличии товара покупателю направляется подтверждение заказа, осуществляется окончательное согласование адреса, способа, времени доставки. Как правило, используется несколько схем доставки в зависимости от местонахождения покупателя. На сайте магазина обязательно должны присутствовать описания и рекомендации по выбору наиболее приемлемого способа доставки.
Осуществляется также выбор способа оплаты. Могут использоваться две основные формы оплаты: предоплата и оплата по факту получения товара.
7. После согласования условий доставки, а при выборе варианта предоплаты — после получения денежных сумм на счет предприятия осуществляется передача заказа в службу доставки.
Доставка — один из основных вопросов, без решения которого невозможно повысить уровень предлагаемых услуг. Покупатель, прежде всего, оценивает качество обслуживания в виртуальном магазине по скорости доставки товара.
Если речь идет о продаже информационного товара, Интернет-магазин осуществляет его доставку посредством сетей электронных коммуникаций. В остальных случаях используются следующие способы доставки:
§ собственные службы доставки;
§ местные и региональные курьерские службы;
§ почтовая служба;
§ международная служба экспресс -доставки;
§ самовывоз.
8. Доставленный товар проверяется покупателем, который имеет возможность отказаться от покупки. При этом возможен как полный отказ от приобретения товара, так и требование его замены при наличии дефектов или если покупатель не удовлетворен какими-либо характеристиками товара (цвет, размер и пр.). В последнем случае цикл технологического процесса повторяется.