Характеристика негосударственных справочных правовых систем
Первой негосударственной СПС «Гарант» (была создана в 1990 году) в компании «ГАРАНТ-СЕРВИС».
Среди негосударственных (частных) компьютерных фирм лидирующее место занимает Научно-производственное предприятие "Гарант-Сервис" (создано в 1990 г.). Сегодня это высокотехнологическое и наукоемкое производство различных информационных продуктов и широкой сетью представительств в России и за рубежом. Общее число работников предприятия – свыше двух тысяч. В практической и научной деятельности "Гаранта" неразрывно соединены данные юридической науки и информатики. Фирма активно сотрудничает с Государственно-правовым управлением Аппарата Государственной Думы, рядом других федеральных учреждений и организаций.
Нормативные акты поступают в "Гарант" непосредственно из Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Министерства финансов РФ, Центрального банка Российской Федерации, Федеральной таможенной службы РФ, Государственной налоговой службы РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и других официальных органов. По заказу этих организаций компания «ГАРАНТ-СЕРВИС» производит различные автоматизированные базы данных. С помощью Интернет-технологии компания проводит видеоконференции на правовую тематику. Активно занимается образовательными программами. Как известно, в нашей академии уже несколько лет силами работников кампании «Гарант» проводятся студенческие олимпиады на знание справочной правовой системы и использование ее для решения правовых ситуаций.
Правовые базы и Справочники составляют справочную правовую систему "Гарант". Федеральное законодательство представлено в универсальных и специализированных правовых базах. Универсальная база – "Законодательство России".
Такой порядок дает возможность не только просто и эффективно обновлять информационный банк пользователя, но и проводить эту операцию практически с любой необходимой периодичностью.
Система "Гарант" формирует подборки основных документов по всем разделам законодательства. В системе представлено банковское, таможенное, жилищное, земельное законодательство, уголовное и административное право, международное право (Россия – СНГ), судебная и арбитражная практика. Российское законодательство представлено в сети Интернет. По заказу Государственной Думы НПП "Гарант-Сервис" разрабатывает компьютерные средства для законотворческой и законопроектной деятельности.
Основным ее достоинством является ориентированность на экономическую тематику профессиональной деятельности, поэтому она пользуется наибольшим спросом у организаций реального сектора экономики.
В последнее время в СПС «Гарант» включен большой массив неофициальной информации правового характера: комментарии юристов и других специалистов, публикуются электронные версии монографий и других изданий известных юристов, дореволюционных юридических книг, юридических журналов и др. Это, несомненно, дополняет достоинства названной справочной системы.
СПС «Консультант Плюс» создана в середине 1994 году и занимает сегодня ведущее место среди пользователей, особенно в государственном секторе. Однако и реальный сектор экономики является крупным заказчиком этой системы.
Сеть этой справочной системы объединяет более 300 региональных информационных центров, производящих поставку справочных правовых систем, сервисное обслуживание и передачу информации пользователям Информационные правовые ресурсы "Консультант Плюс" - самые крупные из всех существующих СПС. Объединение обслуживает более 100 тысяч пользователей, из них — более 20 тыс. в органах государственной власти. В его составе работает до 10 тыс. сотрудников.
Технология "Консультант Плюс" позволяет обновлять информационный банк пользователя без его полной замены, требующей больших материальных и временных затрат. Этим она выгодно отличается от других СПС.
В пополнение включаются только новые документы и изменения уже находящихся в эталонном банке документов.
Региональные информационные центры ежедневно получают текущие дополнения и изменения из эталонного банка Координационного Центра Сети по системе электронных телекоммуникаций. Пользователю пополнение доставляется либо по модему, либо курьером регионального центра.
В результате процедуры обновления, занимающей несколько минут, информационный банк пользователя становится идентичным эталонному информационному банку.
Одним из приоритетных направлений работы Сети "Консультант Плюс" является сотрудничество с правотворческими органами. На настоящий момент в государственных учреждениях используется более 6 тысяч систем. Эффективность и надежность сервиса и технологии "Консультанта Плюс" позволяет обслуживать органы власти и управления вплоть до местного уровня, в том числе в самых удаленных регионах России. Объединение создает центры правовой информации в каждом регионе страны. Кроме того, установлены коммерческие и научные связи с рядом аналогичных зарубежных фирм и организаций.
В середине 90-х годов создана еще одна СПС – «Кодекс», которая содержит в своей базе данных более 25 тысяч нормативных актов России. Каждая отрасль права представлена: основными документами; множеством инструкций; приложениями и комментариями, подробно разъясняющими тот или иной законодательный акт. Все содержащиеся в базе документы получены по официальной рассылке из органов государственной власти, причем большая часть документов передается в электронном виде.
Имеется база данных "Правовое регулирование бизнеса в России" на английском языке.
Помимо законодательных актов в правовой системе "Кодекс" содержится также консультационная информация, разъяснения отдельных положений законов, практика их применения; ответы на некоторые вопросы, возникающие в работе юриста. Собранная в этой базе информация в основном была опубликована в периодических изданиях, таких, как "Экономика и жизнь", "Финансовая газета" и др. Все материалы, содержащиеся в базе, были получены в электронном виде непосредственно от их авторов и благодаря специальной технологии обработки документов не содержат ошибок.
У каждой из названных СПС имеются свои преимущества и недостатки. В целом все они друг друга в чем-то дополняют.
15. Характеристика основных правовых ресурсов в глобальной сети Интернет
Все правовые информационные ресурсы, представленные в сети Интернет можно классифицировать следующим образом:
1. Государственная власть - официальная Россия - представлены сайты принадлежащие органам государственной власти РФ (президент РФ, правительство РФ, ФС РФ, Министерства РФ, суды, правоохранительные органы и др.). На сайтах собраны официальные материалы и сведения о деятельности рассматриваемых властных институтов.
2. Информационно-правовые базы данных - включены основные правовые базы данных присутствующие в российском сегменте Интернет. Эти базы данных созданы как государственными (ФАПСИ), так и частными (система ГАРАТ, КОНСУЛЬТАНТ Плюс) структурами и содержат самую свежую и полную информацию о законодательстве РФ.
3. Правовые СМИ в сети Интернет - в Рунете широко представлены различные виды СМИ, в том числе и правового характера. Часть из них являются интернет-версией официальных бумажных изданий, другая часть появляется и существует независимо от них и исключительно только в электронном виде.
4. Тематические сайты по праву - в основном создаются профессиональными юристами и содержат материалы по различным правовым вопросам и проблемам.
5. Виртуальные клубы и правовые форумы - созданы и ведутся группами профессионалов в области юриспруденции. Здесь ведутся обсуждения различных вопросов возникающих в связи применением законодательства в целом и разрешением конкретных ситуаций в частности.
6. Правозащитные организации и юридические фирмы - представлены как сайты созданные различными общественными правозащитными структурами и организациями, так и сайты крупных и известных юридических фирм. Собраны материалы посвященные различным правовым вопросам исходя из специализации организации.
7. WWW-страницы известных юристов - представлены www-страницы ряда известных российских юристов, где выложены биографические данные, материалы об их профессиональной деятельности и области их специализации.
8. Зарубежные правовые ресурсы - приведены примеры зарубежных (англоязычных) баз данных разного типа.
16. Задачи и функции информатизации правотворческих органов
Как известно под правотворчеством понимается деятельность государства по разработке, подготовке и, принятию нормативных правовых актов.
Но чтобы быть более точным в изложении проблем нормотворчества, следует включить в предмет изучения и проблемы разработки и создания нормативных актов локального регулирования, действующих исключительно только в тех, организациях, орган управления которых их принимает (уставы, положения, приказы и инструкции и др.).
Правотворчество, таким образом, представляет собой процесс, состоящий из нескольких стадий, совокупности относительно самостоятельных действий, объединенных одной целью.
На стадии разработки необходимо изучить:
- актуальность правового регулирования общественных отношений;
- практику применения действующего законодательства;
- историю правового регулирования;
- зарубежный опыт нормотворчества по аналогичным проблемам.
Как видите, для решения всех этих вопросов нужно собрать и проанализировать много информации по актуальным проблемам общественных отношений, входящим в предмет будущего закона или иного нормативного правового акта, а также собрать и обобщить в плане сравнительного правоведения исторические и зарубежные аналоги.
На основе собранной информации разрабатывается законопроект.
На второй стадии необходимо организовать всестороннее предварительное обсуждение законопроекта, провести его экспертизу и подготовить к окончательному обсуждению субъектом правотворчества.
Здесь также требуется кропотливая работа по сбору, обработке и анализу большого объема информации, ее размножению и вновь сбору, обработке и анализу. Итак, до тех пор, пока не будет разработан и согласован окончательный вариант законопроекта.
На третьей стадии предстоит работа по детальному обсуждению законопроекта непосредственно в нескольких чтениях, его принятию (возможно, несколькими органами) и опубликованию.
Как видите, для того, чтобы был принят законопроект, необходимо провести много работы, связанной со сбором, обработкой и анализом огромного массива различной информации.
Для того, чтобы выполнить эту работу, необходимы вычислительная техника, надежные каналы связи для передачи информации, а также современные информационные технологии (способы сбора, обработки и передачи информации).
Таким образом, целью информатизации правотворческой деятельности является оказание помощи в деятельности государственных органов по разработке и принятию нормативных правовых актов путем формирования ресурсов правовой информации, применения информационных средств и технологий.
Основными задачами информатизации являются:
- формирование массива информационных ресурсов;
- оснащение правотворческих органов современной вычислительной и другой техникой обработки и передачи информации;
- внедрение информационных технологий;
- обучение персонала навыкам работы с информационными средствами.
17. Характеристика глобальной сети интернет, история создания
История возникновения сети Интернет берет начало с 1969 г., когда по решению Министерства обороны США была создана децентрализованная и территориально распределенная компьютерная сеть с множеством альтернативных точек хранения информации. Основная цель - в обеспечении надежного взаимодействия компьютеров Минобороны США даже в случае выхода из строя части информационных систем вследствие ядерного нападения.
5 декабря 1969 г. организация ARPANet соединила в компьютерную сеть несколько университетов, работавших в то время на оборонные заказы Лос-Анджелеса, Санта-Барбары (штата Калифорния) с университетами штата Юта в Солт-Лейк-Сити.
В основу был положен протокол коммутации пакетов. В результате к 1972 г. более 40 компьютерных центров и университетов могли обмениваться между собой электронной почтой, вести сеансы работы с удаленным доступом на несколько сотен километров, передавать файлы с большим объемом информации.
В 70-е гг. велись поиски совершенствования сети и протоколов (стандартных условий подключения к сети).
Была создана новая сеть научной среды (Национального научного фонда США). В конце 70-х гг. эти две сети соединились и до 90 года велись работы по совершенствованию сети.
С 1990 г. по существу действует современная архитектура Интернета.
Информационно-вычислительная сеть - два и более компьютера, соединенных между собой с помощью каналов связи (проводной, оптико-волоконной или радиосвязи), с целью передачи и получения информации.
Существуют несколько видов таких сетей:
-локальные (в пределах одного здания),
-корпоративные (в пределах одной организации),
-региональные (в границах одной территории)
-глобальные (на одном или нескольких географических континентов).
Локальные сети мы встречаем в любой организации, где существует современный менеджмент (стиль управления), либо в государственных органах. Как, правило, такая сеть находится в одном здании.
Если же структура организации имеет разветвленную управленческую сеть, то компьютерная сеть, как правило, повторяет структуру управления. Такая сеть уже называется корпоративной, то есть, объединение всех компьютеров во всех подчиненных организациях одной системы управления. Таким образом, корпоративная сеть - совокупность локальных сетей.
Региональные сети мы наблюдаем в работе созданных нескольких сетей в границах определенного региона, например, Урала. Как правило, это фрагменты федеральных компьютерных сетей.
Самая распространенная ныне сеть - глобальная сеть Интернет.
Юристы используют эту сеть не только для передачи информации, но и для быстрого поиска правовых ресурсов, объем которых в Интернете увеличивается в течение 3 лет более чем вдвое. По данным исследователей компании "Интел", уже к концу 2004 г. число пользователей Интернет достигнет 1 млрд, а в нашей стране их уже более 5 млн.
Возникновению Интернета предшествовало появление ТЕЛЕГРАФА, ТЕЛЕФОНА, РАДИО, ТЕЛЕВИДЕНИЯ И КОМПЬЮТЕРА. Объединение всех этих технических средств привело в конечном итоге к созданию новой технико-технологического средства связи - Интернета.
Огромное значение он имеет и для юристов, так как в Большой Сети (как иногда называют Интернет) содержится огромный массив правовой и иной (связанной с правом) информации:
-нормативная правовая информация;
-судебная практика;
-международные аспекты существования и развития правовой системы;
-правовая литература, комментарии к законодательству;
-аналитическая правовая информация;
-фактографический материал (факты правовой действительности);
-новостные, статистические, аналитические материалы;
-околоправовая информация (о негативных сторонах правовой жизни);
-контрправовая информация (различные советы, как нарушить закон).
В настоящее время почти все Министерства РФ и его крупные структурные подразделения ВЭБ-сайты и ВЭБ-порталы, на которых размещены поименованные виды правовой информации, за исключением двух последних. Во всяком случае основные виды нормативной правовой информации там обязательно имеются.
Отличия сайтов и порталов проводятся по следующим признакам:
По объему и разновидностям информационных ресурсов. Порталы имеют огромные массивы информационных правовых ресурсов. Сайт имеют значительно меньший объем несистематизированных ресурсов.
По наличию современных диалоговых технологий.
По наличию или отсутствию мультимедийных технологий при использовании возможностей информации.
Типичным ВЭБ-порталом правового характера является Российский правовой портал "Юридическая Россия", который создан специалистами юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.
Познавательное и прагматическое значение Интернет-сети огромно.
Во-первых, это огромная база знаний.
Во-вторых, - мощное средство телекоммуникаций.
В-третьих, Большая сеть - это уже мощное средство массовой информации. Практически все печатные и электронные издания представлены в сети.
В-четвертых, - средство образования (дистанционное образование) и научной деятельности (проведение конференций и семинаров).
В-пятых, - это средство культуры.
Наконец, Интернет используется как средство ведения бизнеса и торговли (электронная коммерция).