Слова с сочетаниями ЧА, ЩА
1. Вот роща. Трещат сороки. У галки кричат галчата. У грача - грачата. У зайчихи пищат зайчата. (15)
2. Мы пошли за щавелем. Набежала туча. Чаща зашумела. Ели закачались. Часто застучали капли дождя. Мы помчались домой. (16)
3. Журчат ручейки. Солнце освещает землю. Зеленеет роща. Маша видела грача. Трещат сороки. Встречай весну! (14)
4. Тепло. У зайцев появились зайчата. У волков - волчата. У дроздов пищат дроздята. Появились галчата, скворчата. Горячая пора. (17)
5. Мы прощаемся с зимой. Не трещат морозы. Мы встречаем весну. Скоро запищат галчата и скворчата. (15)
6. На площади стоит часовой в шинели. Рядом сидит овчарка. На дощатой крыше кричат галчата. Овчарка начала ворчать. (17)
7. Чаще гнёзда птиц похожи на чайную чашечку. Они сплетены из веточек. Часто гнёзда утеплены пухом. (16)
8. Коля встречал Свету на площади. По небу плыла туча. Туча смущала Колю. У него нет плаща. (16)
9. Дождь начал стучать по дощатой крыше. Ветер качает ветки. В гнезде пищат галчата. (13)
10. Часто голоса рыб схожи с птичьими. Белуги кричат чибисом. Морской карась крякает. Ставриды трещат дроздом. Морской петух кукует кукушкой. (19)
11. Полярные крачки смело защищают свои гнёзда от белого медведя. Смельчаки не только громко кричат. Птицы часто хватают беднягу за хвост и за уши. (23)
12. Учащиеся часто гуляют по площади. Там стоит часовой. Он стоит долго - два часа. Ему холодно. Он в перчатках, но без плаща. Ребята кричат, трещат, как галчата. Часовой не обращает внимания. (30)
13. У овчарки родились щенята. Они рычат. Сейчас мама будет их кормить. Щенята молчат сосут молоко. Молоко - это их пища. М пришли посмотреть щенят. Овчарка замечает нас. Она начинает ворчать. (29)
14. Чаща леса. На полянке играют волчата. Они! рычат, пищат. Волчица часто поглядывает на них. Она замечает всё. Она слышит, что в чаще кричат птицы. Волчата прекращают играть и убегают за мамой. (31)
15. На небе зловещая туча. Крольчата замечают её. Они пищат, кричат. Через час может начаться дождь. Крольчата бегут домой. Темнота сгущается. По крыше стучат первые капли. Дождь обещает быть долгим. (29)
16. В лесу стоит дача. В ней живёт старый дед. Его часто навещают внучата. Он встречает их, сажает за стол. Они вместе пьют чай. Потом внуки прощаются с дедом. Они обещают приходить почаще. (32)
17. Мы часто ходим в лес. Там трещат кузнечики. Один трещал очень громко. Мы целый час слушали скрипача. Замечательный артист! Мы попрощались со скрипачами. Когда мы возвращались, набежала туча. Мы помчались домой. (31)
18. Мы гуляем по лесу уже час. С нами наша овчарка. Лес начал сгущаться. Это чаща. Пора возвращаться. Мы переходим ручей по дощатому мостику. Вот роща, а за ней наша дача. (30)
Слова с сочетаниями ЧУ, ЩУ
ЧУ, ЩУ пиши с буквой У.
1. Я решаю задачу. Я ищу ответ. Потом я учу правило. (10)
2. Я пришёл в чужой дом. Я хочу войти и стучу. Меня чует пёс. (13)
3. Я тащу чучело на огород. Я выращу овощи. Они будут чудо как хороши. (13)
4. Я тащу щуку из воды. Я рад этому чудищу. Я хочу сварить уху. Щука щурит глаза. (16)
5. Я хочу найти чугунок. Я ищу в чулане. Я кручу его в руках и тащу в дом. (17)
6. Пищуха - маленькая птичка. Носик у неё шильцем. Смотрю - чудеса! Пищуха танцует вальс. Она кружит по ели и делает чудные прыжки. Это пищухин вальс. (23)
7. Чумазое чучело жило в чугунке в чулане. Его глаза освещали чудовищную тьму. Что за чудо? Это чудовище или чудак? Зовут его Чущук. На щупальцах причудливые чулочки. Однажды Чущук почувствовал беду. Он уплыл по речушке Щуре. (35)
8. Птицы несут яйца. Рыбы мечут икру. Из икринок появляются мальки. Щуки, лещи сомы мечут икру весной. (17)
9. Я хочу поймать большую щуку. Закидывав удочку, сажусь на чурбан. Сижу, молчу. Чувствую, щука клюёт. Я её тащу. Когда вы тащу - схвачу её. Вот ещё чуть-чуть! Я кричу от радости. (29)
10. Мы пошли на пляж. Вдруг мы увидели тучу, Мой брат Саша прищурился. Ветер хлещет. В море мечутся волны. Они похожи на чудищ. В небе блещут молнии. Я хочу домой. (29)
11. Пища песцов - рыбы и птицы. Где прячут добычу песцы? Песцы пищу хранят в вечной мерзлоте. Они кладут добычу в нору. Долго лежит пища в таком чудесном холодильнике. (27)
12. В королевстве случилось чудо. Появилось страшное чудище. У него огромные щупальца. Принц нашёл в чулане кольчугу. Вышел на бой. Вот и чудище. Прищурился принц. Выпустил чудесную стрелу. Нет больше страшного чудища. (31)
13. Волки рыщут, пищу ищут. Кто тут чужак? Волки чуют добычу. Заяц чувствует опасность. У зайца чудесные ноги и чуткие ушки. Он побежал в рощу. Бежит, не чует ног. Вбежал в наш чулан. Испачкался о чугунок. Стал чумазый. (37)
14. Мы поймали щуку. Налили в чугунок воды. Чуть-чуть посолили. Будет уха! Наша овчарка почуяла рыбу. У неё хорошее чутьё. Кончаются дрова. Я поищу ещё и притащу их. Потом почищу картошку. (30)
15. Я встретил рыцаря в кольчуге. Он чужестранец. Я хочу его пригласить к себе. Пусть живёт. Он чудак. Зашёл в чулан и сидит. Я молчу. Тяжело жить на чужбине. (28)
16. Я тащу щуку из реки. Я чищу рыбу. Я хочу сварить уху. Я кладу щуку в чугунок и ставлю в печурку. Моя овчарка Чуня чует запах чудной ухи. Через час я вытащу чугунок. Уха чудо как хороша. (37)
17. У Яши Чукина жил щенок Чубрик. Чубрик увидел огородное чучело. Малыш чуть-чуть испугался чудища. Щенок прищурился. Какой щуплый чудак! Какое чудо природы! (22)
18. Я хочу посадить овощи. Возьму в чулане лопату. Каждому овощу я поищу место. Притащу лейку с водой. В огороде поставлю чучело. Выращу морковь, петрушку, укроп. Угощу друзей. (27)
Источник : интернет
1 КЛАСС, 2 ЧЕТВЕРТЬ (декабрь, 3 неделя)
РАБОТА №1
ТЕМА: Слово, предложение, текст.
ЦЕЛЬ: проверить сформированность навыка самостоятельной записи слов, написание которых не расходится с произношением ; умение оформлять предложение на письме .
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Диктант.
Трудимся.
Скоро Новый год. Ребята сами делают игрушки на елку. На партах клей, яркая бумага, краски.
Нарядная будет елка! (18)
Грамматические задания
В первом предложении над словами указать количество слогов.
Во втором предложении над словами поставить знак ударения.
В третьем предложении подчеркнуть в словах мягкие согласные.
*Придумать и записать по одному слову, состоящему из одного, из двух, из трех слогов.
*Записать предложение на тему «Зима», соответствующее схеме (три слова).
ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ
Диктант.
Наш двор.
Мы любим свой двор. Там есть качели и турник . Летом мальчики гоняют мячик. Девочки играют в куклы. Зимой старшие ребята делают горку . (24)
Грамматические задания
1. Записать цифрой, сколько слов в первом предложении.
В словах последнего предложения подчеркнуть гласные.
Во втором предложении найти слово из двух слогов.
*Из данных слогов составить три слова: ща, жи, е, щу, ча, ка.
Подчеркнуть в словах гласные после шипящих. Написать по одному слову на эти правила.
5. *Записать предложение на тему «Зима», соответствующее схеме (4 слова).
1 КЛАСС, 3 ЧЕТВЕРТЬ (февраль, 1 неделя )
РАБОТА № 2 .
ТЕМА: Мягкий знак на конце и в середине слова.
ЦЕЛЬ: проверить навык правописания слов с мягким знаком в конце и в середине слова; умение оформлять предложение на письме.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Диктант.
Дождь.
Все небо в тучах. Идет сильный дождь. У крыльца большие лужи . Кот прыгнул на камень. Он стал пить воду из лужи . (21)
Грамматические задания
1. Подчеркнуть в словах мягкий знак.
Разделить слова для переноса: сильный, метель, угольки.
Выбрать слово, в котором букв больше, чем звуков: лес, шишка, пень, ель.
*Спрячь мягкий знак в середину слова и запиши слова:
День…, крыль…, пень…, огонь…, Машень… .
5.* Записать названия летних месяцев, подчеркнуть в них мягкие согласные.
ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ
Диктант.
Зимний вечер.
На дворе сильный мороз. Метет метель. А дома тепло. В печке тлеют угольки. Кот Васька лег спать в уголке. Юра читает. Маленькая Надя слушает. (24)
Грамматические задания .
1. Подчеркнуть в словах мягкий знак.
Разделить слова для переноса: сильный, метель, угольки.
Выбрать слово, в котором букв больше, чем звуков: белка, ножи, конь, ельник.
*Записать названия зимних месяцев, подчеркнуть мягкие согласные.
*Записать по памяти по 2 слова с мягким знаком на конце и в середине слова.
1 КЛАСС , 3 ЧЕТВЕРТЬ ( март , 3 неделя )
РАБОТА № 3
ТЕМА: Гласные после шипящих.
ЦЕЛЬ: проверить сформированность навыка правописания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн-чк, а также умение оформлять предложение на письме.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Диктант.
В лесу.
Пушистый снег укрыл зимний лес.
Я иду в чащу леса. Пестрый дятел стучит по дубу. Под елкой лежат шишки . (19)
Грамматические задания
1. Подчеркнуть в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Разделить слова на слоги: ландыш*, площ*ди, ч*деса.
Изменить слова еж, чиж, мышь так, чтобы в них было по 2 слога.
*Дописать слоги , подчеркнуть буквы , обозначающие шипящий звук :
ча…, ро…, лу…, стри…, малы…..
5. *Составь предложение со словосочетанием душистый чай.
ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ
Диктант.
Летом.
Дети едут на дачу. Они будут жить у бабушки Маши. Внучата помогут ей сушить сено. Дети станут бегать в рощу, рвать щавель на лугу . (24)
Грамматические задания
Подчеркнуть в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Разделить слова на слоги: внучата, сушить, рощу.
Цифрой обозначить количество букв и звуков в слове дача, нарисовать звуковую схему.
*Записать по одному слову с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
*Закончи предложение: В роще хлопочут …………….. .
1 КЛАСС, 4 ЧЕТВЕРТЬ ( апрель, 3 неделя )
РАБОТА №4
ТЕМА: Заглавная буква в именах собственных.
ЦЕЛЬ: проверить сформированность навыка правописания заглавной буквы в именах собственных.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Диктант.
Питомцы.
Аня Петрова живет в селе Лесном. Она любит животных. У девочки есть пес Шарик и котенок Пушок. Анюта дает им хлеб, молоко. (22)
Грамматические задания
Подчеркнуть заглавную букву в именах собственных.
В словах первого предложения подчеркнуть глухие согласные.
Разделить слова для переноса: тайны, серая, огоньки.
*Вставь первую букву и запиши слова:
…ашенька, ….анечка, …ндрюша, …етенька.
5 . *Запиши 2 предложения: - Как тебя зовут?
-В каком городе ты живешь?
ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ
Диктант.
Новичок.
В класс поступил новый ученик Костя Демин. Мальчик приехал из города Астаны. Жил
он там на улице Пушкина. Ребята быстро подружились с новичком . (22)
Грамматические задания
1. Подчеркнуть заглавную букву в именах собственных.
2. В словах первого предложения подчеркнуть звонкие согласные.
3. Разделить для переноса слова: новый, новичок, приехал.
4. *Запиши по 3 имени девочек и мальчиков.
5. *Запиши 2 предложения: - Как тебя зовут?
- В каком городе ты живешь?
1 КЛАСС ,4 ЧЕТВЕРТЬ (май, 3 неделя)
РАБОТА №5
Итоговая контрольная работа за 1 класс.
ЦЕЛЬ: проверить усвоение учащимися основ русской графики (оформление предложения, правописания слов на изученные правила)
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Диктант.
На реке.
Вот и настали теплые деньки. Ребята по тропке идут к реке. Там шумно и весело. Малыши играют в песке. Они строят большой дом. (23)
Грамматические задания
1. Записать цифрой, сколько слогов в словах: пес, норка, ежики.
2. В словах в е с е л о, р е б я т а подчеркнуть мягкие согласные.
3. Записать цифрами, сколько букв и звуков в слове д е н ь к и .
4. *Подобрать слова, противоположные по смыслу: высокий -……
узкий - …..
далеко- …
5.* Составь и запиши 2 предложения со словами Рыжик, рыжик.
ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ
Диктант.
В лесу.
Мальчики Юра и Ваня идут в лес. Рядом бежит пес Бимка. По веткам скачут рыжие белки. Под елкой норка. Там укрылись серые ежики. (25)
Грамматические задания
1. Записать цифрой, сколько слогов в словах: пес, норка, ежики.
2. В словах белки, укрылись подчеркнуть мягкие согласные.
3. Записать цифрой, сколько букв и звуков в слове мальчики.
4.*Подобрать слова, противоположные по смыслу:
высокий - …. далекий - …. узкий - …. добрый - ….
5.*Составь и запиши 2 предложения со словами плод, плот.
\
Предложение.
Большая буква в именах, отчествах и фамилиях,
в названиях городов и рек
№ 1. Слуховой диктант.
Дети рады зиме. Идет снег. Коля и Митя бегут домой. Руки зябнут.
№ 2. Зрительный диктант.
Названия городов и рек.
Чита, Казань, Уфа, Севастополь, Истра, Калуга, Ярославль, Углич, Ангара, Дон, Иртыш, Ока, Амур.
№ 3. Слуховой диктант.
Вася и Юра идут в школу. Оля пишет брату письмо. Он живет в Уфе. Там есть река Белая. Брат часто удит рыбу.
№ 4. Зрительный диктант.
1. Мой дядя Василий Петрович уехал в Саратов. 2. В Самаре живет моя тетя Ольга Алексеевна. 3. Евгения Николаевна учит детей. 4. Ксения Петровна — директор школы в Коломне.
№ 5. Зрительный диктант.
1. В Москве есть река Москва. 2. В Волгу впадают Ока и Кама. 3. Реки Сибири — Обь, Енисей, Амур, Лена. 4. Днепр и Днестр впадают в Черное море.
Слова с буквами я, ю, е, ё
№ 6. Зрительный диктант.
Заяц, сеял, малина, моя. Яша, земляника, лапа, лягушка, какая, ягоды, ячмень, твоя, стоять.
№ 7. Слуховой диктант.
1. Папа вел Яшу в ясли. 2. Зоя и Валя были в саду. 3. Оля играла в мяч.
№ 8. Зрительный диктант.
Индюк, утюг, ключ, луч, тюк, круг, варю, лук, дарю.
№ 9. Слуховой диктант.
1. Миша мал. Леша мял клюкву. 2. На лугу вол. Папа вел сына в школу.
№ 10. Зрительный диктант.
1. Гадюка — ядовитая змея. 2. Идет гусь. Идут гуси и гусята. 3. Рыбаки тянут сеть. Попал в сети большой окунь. 4. Часто идет дождь. 5. Медведи всю зиму спят. Медведь любит мед. 6. Летят журавли. Журавль — большая птица.
Примечание. Данный материал можно распределить на два диктанта.
Сочетания жи, ши
№ 11. Зрительный диктант.
Малыши, лужи, стрижи, ерши, рыжики, жир, пружина, сшил, пиши, шиповник.
№ 12. Слуховой диктант.
1. Я кормил ежика. 2. Ужи шипят. 3. У дома стоит машина. 4. Мы жили в лесу. 5. Стрижи летали у реки.
№ 13. Зрительный диктант.
Шестерка — шесть, шинель, шептать — шепот, хижина, желток — желтый, ширина — ширь, лужи, крыши.
Сочетания ча, ща, чу, щу
№ 14. Зрительный диктант.
Туча, свеча, овчарка, чайник, пища, щавель, площадь, чаша, пищали, грачата, прощай.
№ 15. Слуховой диктант.
1. Мы гуляли час. 2. Над рекой чайки. 3. Коля жил у сестры. 4. Сестра живет в Москве.
№ 16. Зрительный диктант.
Щука, чулан, щурился, чулок, стучу, тащу, угощу, научу, полощу, чурка.
№ 17. Слуховой диктант.
День ясный. Юра и Сеня гуляют. Вот и речка. За речкой ельник. Мальчики сели на пень. Кругом тихо. Только ежик шуршит в траве.
Парные согласные в конце слова
№ 18. Слуховой диктант.
Серп, герб, дуб, зуб, столб, тулуп, клуб, гриб, укроп.
№ 19. Зрительный диктант.
Ястреб, потоп, озноб, лоб, сноп, прорубь, хлеб, голубь, сугроб, сруб.
№ 20. Слуховой диктант.
1. Глеб идет гулять. 2. Степь. Холод. 3. Мокрый куст. Мелкий дождь.
№ 21. Слуховой диктант.
Крот, ход, брат, сад, дрозд, кость, гвоздь, молот, нож.
№ 22. Зрительный диктант с разбором слов по значению. (Каждый из названных учеников должен разобрать одну пару слов.)
Гибкий прут, глубокий пруд, спелый плод, легкий плот, зеленый лук, зеленый луг.
№ 23. Зрительно-слуховой диктант.
Завод, новость, поход, компот, пилот, окоп, площадь, грубость, салют, маршрут, лед, кисть, брод, мед, огород, самолет.
№ 24. Зрительно-слуховой диктант.
Снег, стог (сена), индюк, друг, флаг, ученик, жук, берег, ночлег, охотник, волчок, утюг, зайчик, круг, мальчик, сапог.
№ 25. Слуховой диктант.
1. На дворе стог сена. 2. Лена идет на пруд. 3. Большой овраг. 4. Вкусный пирог. 5. Майский жук.
№ 26. Зрительный диктант.
1. Начался сенокос. 2. Принять душ. 3. Морж — морское животное. 4. Свой глаз — алмаз. 5. В сильный мороз береги нос.
№ 27. Зрительный диктант. (Учитель пишет на доске слова в строчку, а ребята — по столбцам существительные одушевленные и неодушевленные.)
Тарас, мороз, урок, волчок, багаж, мальчик, лошадь, матрос, ученик, уж, пляж, сапог, гвоздь, груз, медведь, круг, берег, колос, пирог, заказ, лед, овес, навес.
№ 28. Слуховой диктант.
1. Лев — сильный зверь. 2. Старый шкаф. 3. Зашей рукав. 4. Клюв, брось, морковь.
№ 29. Зрительно-слуховой диктант.
1. Поезд идет в Волгоград. 2. У Веры белый шарф. 3. На столе — виноград. 4. Под окном рос куст роз.
№ 30. Слуховой диктант.
1. Эту тетрадь купил Вася. 2. Дети гуляют в роще. 3. У дома ельник. Там много рыжиков. 4. Душистые ландыши.
№ 31. Слуховой диктант.
Был мороз. Петя гулял в саду. У Пети зябли уши и нос. Тетя Зина дала теплый шарф.
Предлоги
№ 32. Слуховой диктант.
Белка живет в дупле. Белка часто выходит из дупла. На зиму белка сушит грибы. В дупле у белки есть шишки.