Логистика транзитных и чартерных авиаперевозок
Регулярные рейсы - полеты, запланированные на основании разрешения (лицензии) на эксплуатацию воздушной линии и выполняемые в соответствии с опубликованным расписанием, а также дополнительные рейсы. Регулярные рейсы имеют следующие характеристики: установленная дата и время вылета; строго фиксированный маршрут полета (пункт вылета, назначения, транзитные пункты); вылет гарантирован вне зависимости от заполняемости лайнера; установленные авиаперевозчиком тарифы, скидки, льготы.
Расписание движения самолетов - есть заверенный либо руководством авиакомпании, либо аэровокзала ежедневный график движения воздушных судов по аэропорту. Расписание может быть двух видов - корпоративное (когда в расписание заносятся только авиарейсы одной авиакомпании), аэропортовое (когда в расписание заносятся борта всех авиакомпаний, совершающих рейсы в или из конкретного аэровокзала).
Чартерные авиаперевозки – перевозки вне расписания.
В зависимости от условий использования самолета чартеры можно разделить на несколько видов: разовый чартер, тайм-чартер и чартерная цепь. При разовом чартерном рейсе самолет доставляет туристов в пункт назначения и тут же улетает обратно. Тайм-чартер предполагает фрахтование воздушного судна на определенный период времени. При этом после доставки пассажиров из одного пункта в другой самолет не улетает обратно, а остается в аэропорту прилета на все время пребывания туристов в пункте назначения. Чартерная цепь представляет собой вид чартера, при котором самолет с регулярной периодичностью совершает чартерные перевозки в один (или несколько) пунктов назначения по челночной схеме «туда - обратно». При этом одну группу туристов он отвозит, а другую забирает.
Разновидности чартеров:
Закрытый чартер. Его особенностью является то, что за перевозку своих сотрудников полностью платит организация, покупающая чартер. Как правило, маршруты таких перевозок не входят в регулярные воздушные линии. Закрытый чартер в общем объеме чартерных рейсов занимает незначительный процент.
Целевой чартер. Это перевозка специализированных групп пассажиров, объединенных какой-либо целью: футбольные болельщики, спортсмены, летящие на крупные международные соревнования; члены профессиональных ассоциаций, участники фестивалей, паломники и т.п.
Инклюзив-тур чартер. Как правило, это перевозка туристов, организованная и оплаченная турфирмой.
Блок-чартер. Этот вариант предполагает покупку заказчиком только части коммерческой емкости самолета (20-30 мест) на регулярном рейсе.
Нецелевой чартер. Он представляет собой перевозку, при которой группа авиапассажиров подбирается вне зависимости от цели путешествия. Организатором такого вида перелета может быть какая-либо транспортная компания, выступающая как посредник при пассажирских перевозках из одного пункта в другой
Виды чартерных программ
1. Разовые с отстоем. Чартер, рассчитанный на единичный вывоз и дальнейший возврат туристов. Применим такой чартер при организации полетов на максимально пиковые даты (например, новогодние праздники).
2. Шаттл-чартеры. Применяются при построении чартерной цепочки, то есть периодичных полетов в одном и том же направлении, в течение сезона. В таких чартерных программах борт не простаивает, а тут же вылетает обратно, загруженный ранее прилетевшими туристами.
3. Сплит-чартеры - есть организация перевозок, при которой на одном участке пути пассажиры летят регулярными авиалиниями, на оставшейся - чартерными.
4. Поличартерная перевозка - ее определение сродни сплит-чартерам, однако ее особенность в том, что оба стыкуемых рейса, используемых в перевозке, являются чартерными. В связи с этим организация поличартерной перевозки требует координированных действий двух туроператоров - заказчиков чартерных программ.
5. Транзит-чартеры — чартерная перевозка, обычно организуемая несколькими, расположенными в различных регионах туроператорами, подразумевающая промежуточную посадку в третьем аэропорту с целью принятия на борт туристов, направляющихся на отдых в дестинацию рейса. Аналогично происходит и обратный полет, доставляющий туристов поочередно в два аэропорта.