Этапы разработки интернет-магазина
Проектирование Интернет-магазина не рассматривается как исключительная задача с точки зрения управления проектом [7]. Как и для всякого иного проекта при проектировании Интернет-магазина можно выделить такие этапы:
– этап запуско проекта. Формулируется задача на проектирование Интернет-магазина и устанавливаются общие требования к проектируемой системе. Такой этап предполагает отбор исполнителей, оценку проектного бюджета и установление сроков его реализации;
– этап проектирования Интернет-магазина. На таком этапе осуществляется непосредственно разработка всех компонентов требуемой системы, формируется документация по проекту, производится уточнение сроков проектной реализации, а в отдельных ситуациях и его стоимость;
– разработка Интернет-магазина. Разработка программных компонентов Интернет-магазина, хранилищ данных, которые требуются с целью функционирования Интернет-магазина, проектирование и внедрение дизайна web-страниц Интернет-магазина. Помимо этого, на таком этапе реализуется тестирование спроектированных авторами программных компонентов;
– ввод Интернет-магазина в эксплуатацию. Такой этап подразумевает тестирование Интернет-магазина заказчиком, устранение замечаний по результатам такого тестирования, наполнение Интернет-магазина материалами, размещение Интернет-магазина на хостинге и запуск;
– поддержка сайта. После запуска Интернет-магазина осуществляется поддержка системы в рабочем состоянии, пополнение его новыми материалами [12].
Этап №1. Постановка задачи и запуск проекта.
Запуск проекта содержит в себе такие составляющие: административную и техническую.
Административная часть состоит в формировании рабочей группы, куда включаются сотрудники из маркетингового и технического подразделений компании. Среди участников группы выбирается руководитель проекта.
Техническая часть работ подразумевает определение концепции Интернет-магазина, в том числе описание функционала и создание требуемого набора инструментов и сервисов, которые должны быть размещены в Интернет-магазине. Концепция определяется рабочей группой и в последующем применяется при работе с заказчиком. В задачи группы включается кроме того подготовка предполагаемых бюджетных оценок и анализ длительности проекта.
При анализе стоимости работ учитывается:
– стоимость непосредственно проектирования Интернет-магазина;
– стоимость подготовки материалов для наполнения Интернет-магазина;
– стоимость Технической поддержки Интернет-магазина (стоимость хостинга, оборудования, лицензированного программного обеспечения (ПО) и дополнительных платных сервисов);
– стоимость работы персонала, который занимается поддержкой Интернет-магазина (руководитель проекта, редакторы, системные администраторы, копирайтеры, дизайнеры, корректоры, переводчики, фотографы, режиссёры) [17].
Минимальный срок проектирования и запуска Интернет-магазина – 3 месяца. Он формируется исходя из таких периодов времени:
– разработка Интернет-магазина и формирование документации по проекту - не менее 3 недель;
– проектирование программных компонентов и дизайна - не менее месяца (даже при существовании готовых программных компонентов);
– тестирование Интернет-магазина – 1-2 недели;
– наполнение Интернет-магазина материалами, размещение на хостинге – примерно месяц [17].
Этап №2. Поиск исполнителя.
Прежде всего, на данном этапе решается вопрос по поводу того, кем будет осуществляться проектирование Интернет-магазина: непосредственно компанией либо посредством сторонней компании. Проектирование непосредственно компанией может быть реализовано лишь при наличии в компании сложившихся подразделений, которые имеют отношение к проектированию, внедрению и поддержкой собственных информационных ресурсов компании. Собственное проектирование в компании кроме того целесообразно, когда подразумевается активное развитие Интернет-ресурса. Собственная команда проектировщиков помогает сохранить внутренние знания о логике и реализации ресурса, что ускоряет развитие функциональности Интернет-магазина.
Проектировать Интернет-магазин собственными силами не всегда дешевле, потому как в такой ситуации в штате компании должны быть все требуемые специалисты (программист, дизайнер, системный администратор и тому подобные). Помимо этого, требуется руководитель, который может не только осуществлять контроль деятельности разработчиков, но и ставить перед ними задачи, а кроме того, распределять обязанности среди исполнителей.
Компаниям, которые не специализируются в проектировании Интернет-магазинов, отыскать подобных специалистов затруднительно, потому как требуется обеспечить довольно высокой оплатой труда, а она зачастую не оправдывает себя после окончания проекта. Привлечение же менее квалифицированных специалистов повышает срок проектной реализации, при этом результаты деятельности трудно прогнозировать. В подобных ситуациях целесообразно привлечение сторонних специалистов на основе контракта [22].
Этап №3. Проектирование.
На таком этапе исполнитель получает совокупность документов, которые представляют собой четкое и полное техническое задание (ТЗ) на проектирование Интернет-магазина, а кроме того, подробный план мероприятий по проекту. ТЗ содержит функциональное и техническое описание Интернет-магазина.
Функциональное описание Интернет-магазина включает:
– логическую структуру Интернет-магазина: иерархию разделов Интернет-магазина;
– подробное описание страниц и блоков, которые располагаются на таких страницах;
– описание блоков страниц (авторизация, навигация) и логика функционирования таких элементов [17].
Техническое описание Интернет-магазина включает:
– основные технические параметры Интернет-магазина: производительность, объём обрабатываемых данных, совместимость Интернет-магазина с браузерами;
– применяемое при проектировании программное обеспечение;
– виды данных, которые применяются в Интернет-магазине; и иное.
План работ должен содержать календарные сроки и продолжительность этапов проектирования и запуска. Подобное помогает сформировать прогноз готовности некоторых модулей Интернет-магазина и возможность их тестирования. Помимо этого, календарный план должен содержать отдельные контрольные точки, посредством которых можно осуществить оценку промежуточных результатов работы по проекту. В такие моменты исполнитель должен представить демонстрацию результатов работ и сформировать отчёт о ходе проектной реализации.
Прохождение таких точек позволяет отслеживать ход проектной реализации и соблюдение сроков. Документы согласуются с заказчиком и подписываются обеими сторонами. После этого работы осуществляются согласно установленному графику. Изменения и дополнения к проекту требуют дополнительного согласования, потому как могут приводить к изменению стоимости и сроков некоторых работ и проекта целиком [26].
Этап №4. Разработка.
Основная роль на таком этапе отводится исполнителю. Заказчик принимает участие в согласовании рабочих проектных моментов (к примеру, как утверждение дизайна, уточнение структуры Интернет-магазина). Заказчик осуществляет контроль реализации Контрольных проектных точек.
Совместно с этим подготавливаются данные с целью наполнения проектируемого Интернет-магазина.
Необходимо заключить договоры с внешними поставщиками информации, сервисов и услуг, которые предполагается применять в Интернет-магазине.
В заключение необходимо осуществить техническую приёмку Интернет-магазина. Она содержит в себе тестирование имеющихся компонентов Интернет-магазина и управленческой системы. Установленные ошибки заносятся в списках ошибок, которые направляются исполнителю с целью устранения. После устранения ошибок тестирование проводится заново.
Результатом этапа разработки выступает техническая готовность Интернет-магазина, то есть полностью функционирующий Интернет-магазин с установленным дизайном, но еще не наполненный данными.
Этап №5. Подготовка Интернет-магазина к эксплуатации.
Целью такого этапа выступает формирование полной готовности Интернет-магазина к коммерческой эксплуатации. Интернет-магазин силами исполнителя переносится из серверов, где осуществлялась разработка, на выбранную хостинг-площадку. Сотрудники заказчика наполняют сайт необходимыми данными. В ходе наполнения исполнитель обучает сотрудников заказчика методике работы и управления сайтом.
Помимо этого, в ходе работы с Интернет-магазином дополнительно проявляются скрытые недочеты в разработанной системе, которые устраняются разработчиками, а кроме того, осуществляется дополнительная настройка программного обеспечения Интернет-магазина с целью достижения требуемых параметров системы.
Этот этап предполагает, что исполнителем подготавливается комплект документации, который включает в себя:
– руководство пользователя, описывающее логику системы управления Интернет-магазином и его возможности;
– техническое описание, где определяется структура данных, применяемых в Интернет-магазине, логика работы и взаимосвязи основных модулей Интернет-магазина;
– инструкция для администратора Интернет-магазина, которая содержит описание установочных процедур и процедур переноса Интернет-магазина на иную хостинг-площадку, процедуры резервного копирования и восстановления данных, формирования зеркал Интернет-магазина [26].
По завершению наполнения и устранению критичных недочетов Интернет-магазин готов к запуску.
По завершению этапа исполнитель осуществляет передачу заказчику материалов, которые были созданы в ходе проектной работы, в том числе исходные тексты модулей Интернет-магазина, проектная и пользовательская документация, архив баз данных Интернет-магазина. Передаваемые материалы фиксируются на носителях (CD, DVD, магнитооптике, иных).
Этап №6. Поддержка Интернет-магазина.
По завершению проекта Интернет-магазин направляется в управление группе поддержки Интернет-магазина из компании заказчика. В задачи группы включается:
– поддержка материалов Интернет-магазина в актуальном состоянии;
– мониторинг технического состояния Интернет-магазина и применяемого оборудования;
– обнаружение ошибок и недочетов в функционировании Интернет-магазина и направление их с целью исправления в течение гарантийного срока поддержки.
Сбор требований считается одним из основных этапов при проектировании информационных систем и Интернет-магазинов в том числе. При этом проявляется зависимость итогового результата от того, насколько точно и полно будут учтены все пожелания заказчика в ходе разработки Интернет-магазина сайта [17].
При проектировании Интернет-магазина применяются различные методики сбора требований.
Классификация требований:
ü Бизнес-требования.
Требования самого высокого уровня, которые устанавливают цель проектирования Интернет-магазина и задачи, которые требуется реализовать с целью достижения цели;
ü Требования проектных участников.
Требования, которые устанавливают, как представители компании-заказчика будут взаимодействовать с Интернет-магазином, что им нужно от Интернет-магазина;
ü Требования внешних пользователей.
Требования, которые устанавливают, как внешние пользователи будут взаимодействовать с Интернет-магазином, и что им может потребоваться как посетителям ресурса и потенциальным клиентам компании [20].
Сбор бизнес-требований и требований участников проекта.
На таком этапе основной задачей выступает подробный опрос клиента о бизнес-процессах в пределах компании, понимание их сущности, чтобы после предложить такой функционал в Интернет-магазине, который бы позволил повысить эффективность деятельности работников компании клиента.
После требования переводятся в описание примерного функционала Интернет-магазина в качестве совокупности ряда модулей: «Каталог товаров», «Корзина», «Форум» и так далее.
Функционал будущего Интернет-магазина согласовывается с клиентом, как по содержанию, так и по стоимости. Возможны варианты, когда клиент выбирает для реализации только часть функционала.
Когда предварительное соглашение о функционале будущего Интернет-магазина достигнуто, то приступают к описанию целевых групп посетителей и описанию сценариев применения Интернет-магазина посетителями. Такое описание также необходимо согласовать с клиентом.
Посредством согласованных сценариев применения Интернет-магазина и функциональных модулей составляется техническое задание, куда заносится техническая информация (к примеру, требования к хостингу).
Техническое задание подписывается двумя сторонами, прикладывается к договору, договор оплачивается, и начинается работа [20].
Схематично бизнес-процесс представлен на рис. 1.
рис 1 – бизнес - процесс
Рассмотрим, как осуществляет сбор требований на всех этапах работы.
При сборе бизнес-требований устанавливается окружение Интернет-магазина (рисунок 1) и проводится анализ того, каким образом такое окружение может применять Интернет-магазина и, отсюда, какой функционал и данные должны быть представлены в Интернет-магазине.
При проектировании с учетом бизнесс-требований.
Заказчик концентрируется на основных вопросах, которые имеют отношение к целям и задачам Интернет-магазина. Увеличивается мотивация и желание спроектировать хороший продукт.
Большая часть важных требований, которые не находятся на поверхности, проявляются в процессе последовательного прохода по внешнему окружению будущего Интернет-магазина.
Требования участников проекта представляют собой требования работников компании к Интернет-магазину.
После сбора бизнес-требований требуется провести анализ требований работников компании к Интернет-магазину. Важно не столько придумать все варианты применения Интернет-магазина работниками, а сколько определить и запомнить бизнес-процессы, а кроме того функциональные обязанности сотрудников.
После установления бизнес-требований и требований проектных участников, начиная с базовых и заканчивая второстепенными, все данные упорядочиваются и на их основе составляется описание основных функциональных модулей будущего Интернет-магазина.
После согласования с клиентом функционала Интернет-магазина и проектного бюджета устанавливаются целевые группы посетителей Интернет-магазина [19].
В качестве типичных целевых групп рассматриваются:
1) покупатели:
а) первичные;
б) вторичные;
в) не определившиеся;
г) постоянные;
2) соискатели работы;
3) СМИ;
4) партнеры;
5) инвесторы.
После этого формулируются сценарии применения Интернет-магазина посетителями. В качестве таких сценариев можно учитывать:
Для покупателей:
1. для первичных: покупка продукции, ознакомление с ценами, сравнение продукции, получений консультаций;
2. для вторичных: повторный заказ продукции, получение скидки;
3. для не определившихся: поиск товара, участие в акциях, связь с компанией;
4. для постоянных: покупка одних и тех же товаров, использование скидок, техническая поддержка.
Соискатели работы: поиск вакансий, отправка резюме.
СМИ: импорт новостей, импорт графической информации.
Партнеры: авторизация на сайте, загрузка прайс-листа, чат с персональным менеджером.
Инвесторы: информация об акциях компании, графики котировок.
Всякий из таких базовых сценариев подробно расписывается и далее согласовывается с клиентом.
Техническое задание выступает в качестве конечного документа в ходе подписания договора по разработке Интернет-магазина. Оно включает два блока: описание внешней части (дизайн, функционал, варианты использования сайта, в том числе его функционала) и внутренней (сценарии использования административной части Интернет-магазина) [3].
Техническое задание включает такие блоки:
ü подробные сценарии применения со стороны заказчика (как представители заказчика взаимодействует с Интернет-магазином, к примеру, как менеджер обслуживает через Интернет-магазин заявки);
ü описание структуры элементов и набор полей в административной части Интернет-магазина;
ü структура Интернет-магазина и навигация по нему (разделы Интернет-магазина, порядок размещения элементов на типовых страницах);
ü сценарии изменения основного функционала (как пользователь может отправить заявку, что получит в ответ, как пользователь использует поиск по сайту).
Описание функционала основных модулей:
ü компоновка элементов, дизайн (определяются все требования к дизайну);
ü описание работы отдельных сервисов [3].