Анализ социологического опроса
Интернет-зависимость - это проблема?
В настоящее время, когда интернет работает не только по проводам, но и "разлит" в воздухе, когда появились 3G/4G и Wi-Fi, а любая из последних технических новинок от мобильного телефона или планшета до телевизора или автомобиля, имеет возможность подключения к интернету, становится все сложнее не попасть в "сеть" и не приобрести интернет-зависимость. Особенно это касается молодых людей, как более общительной части общества, и в частности студентов, вынужденных проводить в интернете больше времени для поиска информации по предметам. Актуальность данного социологического исследования заключается в том, что проблема интернет - зависимости приобрела большое значение в связи с повсеместным распространением интернета и стала причиной утраты социальных связей между молодыми людьми, которые предпочитают проводить свободное время в сети, нежели общаться со своими сверстниками.
Объектом данного исследования являются студенты разных вузов.
Предмет исследования - интернет, как объект интереса студентов.
Цель и задачи исследования
Цель исследования - изучить и проанализировать проблему возникновения интернет-зависимости среди студентов, сформулировать возможные варианты решения проблемы.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме интернет-зависимости.
2. Подготовить инструментарий (в данном случае - анкету) для проведения опроса.
3. Провести опрос среди студентов.
4. Проанализировать полученные данные, и сформулировать выводы.
5. Выработать предложения и рекомендации для решения проблемы.
Что же значит термин «Интернет-зависимость»
1) Здесь рассматривается ключевое понятие работы - «зависимость от Интернета» - и его взаимосвязь с другими понятиями и терминами. Термин «зависимость» был заимствован из лексикона психиатров для облегчения идентификации проблемы Интернета путём ассоциации её с характерными социальными и психологическими проблемами.
Зависимость - особый путь жизни, связанный с поиском «идеальной» реальности. При помощи зависимости человек убегает от дискомфорта действительности. Однако, будучи найденной, новая искусственная реальность разрушает здоровье и жизнь.
Интернет-зависимость - один из видом нехимической аддикции (мобильная зависимость, зависимость от азартных игр, шоппинг зависимость и другие).
2) Основными пользователями Интернета в России на сегодняшний день, по данным многочисленных социологических опросов, являются молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, большая часть которых - студенты. Интернет для них является не только информационным пространством, средством общения, но и зачастую средством ухода от реальности и (или) получения удовольствия. Поэтому профилактика Интернет-зависимости в студенческой среде становятся особенно актуальной в последнее время, так как в большинстве своём именно среди студентов выявляется наибольшая часть Интернет-зависимых. Так же известно, что последние два десятилетия ознаменовались повсеместным распространением Интернета в профессиональной и в обыденной жизни миллионов людей. На сегодняшний день по количеству пользователей Интернета Россия занимает четвертое место в мире. В период с 2002 до 2008 год число Интернет-пользователей в России выросло с 8 % (8,7 млн. человек) до 31 % (37 млн. человек), а уровень суточной аудитории – с 2,1 млн. человек до 15,9 млн. человек. Таким образом, на сегодняшний день каждый третий житель России является пользователем Интернета, а каждый седьмой – посещает Интернет ежедневно. С помощью Интернета делаются покупки, происходит общение, распространяется информация, реализуются игровые пристрастия.
Гипотезы исследования
- Среди современных студентов будет выявлен высокий уровень Интернет-зависимых. Большую часть времени будут проводить с целью общения, развлечения, что соответственно будет влиять на их учебу.
- Вероятно, что все студенты без исключения зарегистрированы в социальных сетях.
- Возможно, без интернета часть студентов успешно учиться не сможет.
Кто будет принимать участие в опросе? (предположительная выборка)
Выборочная совокупность 30 человек. Из них около 40 % мужчины, примерно 60 % женщины. Целевая группа - студенты разных вузов.
Кто принял участие в опросе? (реализованная выборка)
Итак, реализованная выборка включила в себя 32 респондента. Из них 62,5 % -женщины, 37,5 -мужчины. Возрастом от 18 до 22 лет.
Анализ результатов
Результаты ответов на предложенные вопросы можно увидеть в приложении.
Краткие выводы по каждому вопросу:
1) Юноши проводят больше времени в Интернете (3-6 часов), нежели девушки.
2) Студенты и студентки большую часть времени проводят только для общения.
3) Все без исключения студенты зарегистрированы в соц.сетях.
4) В социальные сети, студенты заходят из дома, но также не упускают момента зайти на учебе, в кафе и даже на улице.
5) Часть студентов не успевает делать задание по учебе, из-за времяпровождения в сети.
6) Без интернета большинство студентов не смогут успешно учиться.
7) Все студенты пользуются социальными сетями для общения, пользования мультимедиа, а также по учебе.
8) Для большей части студентов интернет отрицательно влияет на успеваемость.
Заключение
По проблеме интернет - зависимости студентов, было проведено социологическое исследование (опрос), методом анкетирования. В опросе приняли участие студенты 17-20 лет. Цель исследования достигнута, найдено подтверждение исходной гипотезы, а также части из поставленных гипотез-следствий.
Все это показывает нам, что, несмотря на постоянное реальное общение и большую занятость при совместительстве работы и учебы большинство студентов являются интернет - зависимыми, заменяя реальное общение виртуальным и находясь в интернете круглые сутки.
Важно также заметить, что проблема Интернет - зависимости не только не теряет своей актуальности, но и приобретает большее значение с течением времени. Сравнив собственные данные с данными моих предшественников, оказалось что признаки Интернет - зависимости стали проявляться гораздо более интенсивно. Так, количество студентов, испытывающих дискомфорт в отрыве от Интернета, увеличилось в 2 раза. Более того, количество любителей долго сидеть в Интернете также удвоилось. Обобщая сказанное, можно отметить, что исходная гипотеза остается в силе. В зависимости от различных характеристик студентов (и соц-демографических, и ценностных, и мотивационных) у них по-разному проявляются признаки Интернет-зависимости. Важно и то, что исследование показало, что проблема виртуальной зависимости стоит очень остро и набирает новые обороты из года в год.
Приложение
Анализ социологического опроса
1. Сколько времени в день студенты проводят в сети.
2. Для чего используют интернет.
3. Зарегистрированы в социальных сетях
4. Откуда выходят в социальную сеть.
5. Не успевали сделать задание по учебе из-за долгого времяпровождения в сети.
6. Смогли бы успешно учиться без интернета.
7. Для чего пользуются социальными сетями.
8. Согласны ли вы с утверждением, что социальные сети отрицательно влияют на вашу успеваемость?