Ограничения и недостатки концепции
1. Менеджмент как целостная система управления ориентируется на достижение всей совокупности целей и задач, стоящих перед организацией. Поэтому руководители на всех уровнях управления должны иметь четкие цели в рамках возложенных на них обязанностей. Соответствующую целевую ориентацию работы своего подразделения менеджер должен обеспечивать в течение планового периода времени. Цели и задачи менеджмента доводятся и согласуются с менеджерами всех уровней, которые направляют свои усилия, ресурсы и энергию на их достижение.
2.Процесс менеджмента по целям состоит изчетырех этапов:
• определяется круг полномочий и обязанностей менеджеров всех уровней;
• осуществляется разработка и согласование целей и задач управления в рамках установленных обязанностей;
• составляются реальные планы достижения поставленных целей;
• производится контроль, измерение, оценка работы и полученных каждым менеджером показателей и по каналам обратной связи - корректировка заданий, что может потребовать нового согласования целей.
3. Концепция управления по целям имеет ряддостоинств.
• повышение эффективности работы за счет того, что каждый руководитель имеет четкое представление как о своих целях, так и о целях организации;
• усиление мотивации к работе в результате непосредственного участия всех руководителей в установлении и согласовании целей;
. возможность продвижения к конечному результату малыми шагами, так как планами сформулирован конкретный результат и установлены временные рамки;
• улучшение взаимоотношений между руководителями и подчиненными, совершенствование систем контроля и оценки работы каждого члена организации.
. За время использования системы выявились некоторыеограничения ее эффективного применения:
• система не приносит успеха на плохо организованном и плохо управляемом предприятии, где принято за правило "спускать" цели сверху, не привлекая к их согласованию руководителей других уровней;
• систему трудно использовать, если отсутствует личная мотивация и необходимая для управления информация, а также при неудовлетворительной организации контроля;
• внимание руководителей концентрируется на достижении текущих и краткосрочных результатов, нередко в ущерб долгосрочным целям;
• при отсутствии соответствующих условий использование концепции может подавлять творчество и инициативу.
Вопрос 31. Методологические подходы в современном менеджменте:
системно-комплексный и программно-целевой подходы
1. Сущность системно-комплексного подхода
2. Составляющие подхода
2. Особенности программно-целевого подхода
4. Процесс реализации подхода
1. Объективной основой системно-комплексного подхода является принцип научной обоснованности и эффективности управления.Содержание подхода составляют такие черты, как объективность, конкретность, полнота охвата исследуемых явлений, учет детерминизма.Сущность раскрывается в требовании общей теории систем; каждый объект должен рассматриваться как некоторая сложная система и как элемент системы более сложной.
2. Существует несколько аспектов подхода к анализу какого-либо органического единства (системы):
• элементный - выявление элементов, входящих в состав системы;
• структурный - выявление внутренних связей и зависимостей между элементами системы;
. функциональный - выявление функций, для выполнения которых существует исследуемый объект;
• коммуникативный - выявление внешних связей данного объекта с другими;
• интегративный, раскрывающий источники, факторы сохранения, совершенствования и развития системы;
• исторический, позволяющий выявить условия возникновениясистемы,пройденные этапы, возможные перспективы роста;
• целевой - научное определение целей развития системы;
• ресурсный - выявление объема и структуры ресурсов, требуемых для решения конкретной проблемы.
3. Программно-целевой (или системно-программный) подход тесно связан с системно-комплексным. Его часто рассматривают как приложение комплексного к решению отдельных проблем.Программный подход представляет собой строгое единство целевой ориентации, комплексности намечаемых мероприятий, адресности заданий, их обязательности, определенности сроков осуществления мероприятий, указаний основных источников ресурсов. Реализуется в процессе программирования, используется для составления целевых комплексных программ. Подход требует:
• четкого определения проблемы;
• однозначного формулирования цели;
• обеспечения всесторонней комплексной увязки сроков и ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели.
4. В процессе реализации программно-комплексного подхода необходимо
обеспечить:
• научное определение целей;
• разработку вариантов достижения целей;
• определение объема и структуры ресурсов,требуемых для реализациипоставленной цели;
• разработку модели функционирования системы, показывающей, в каких сочетаниях могут быть использованы реально существующие и возникающие в будущем ресурсы;
• отыскание критерия для выбора из нескольких альтернатив базисного решения.
Вопрос 32. Организационные структуры органов управления фирмы:
общие понятия.
1. Понятие организационной структуры
2. Элементы организационной структуры
3. Связи в структуре управления
4. Принципы формирования организационных структур
1. Подструктурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого.
В рамках структуры протекает управленческий процесс, между участниками которого распределены функции и задачи управления. С этой позицииорганизационная структура - это форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации. Отсюда структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию по их выполнению.
2. Элементами структуры управления являются:
• работник управления - человек, выполняющий определенную функцию управления;
• орган управления - группа работников, связанных определенными отношениями, состоящая из первичных групп;
• первичная группа - коллектив работников управления, у которого есть общий руководитель, но нет подчиненных.
3. Структура управления характеризуется наличием связей между ее элементами. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи - связи подчинения, возникают при наличии нескольких уровней управления. Вертикальные связи могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи означают подчинение линейным руководителям, то есть по всем вопросам управления. Функциональные имеют место при подчинении по определенной группе проблем функциональному руководителю.
4. Структура управления должна отражать цели и задачи фирмы,быть подчиненной производству и меняться вместе с ним. Она должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работниковуправления; последние определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями и расширяются, как правило, в | направлении более высоких уровней управления. Полномочия руководителей ограничиваются факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями, принятыми традициями и нормами. Важное значение имеет реализация принципа соответствия между функциями и полномочиями, с одной стороны, и квалификацией иуровнем культуры - с другой.
Вопрос 33. |
Организационные структуры органов управления фирмы:
линейная структура, ее достоинства и недостатки