Ограничения и недостатки концепции

1. Менеджмент как целостная система управления ориентируется на дости­жение всей совокупности целей и задач, стоящих перед организацией. Поэтому руководители на всех уровнях управления должны иметь четкие цели в рамках возложенных на них обязанностей. Соответствующую це­левую ориентацию работы своего подразделения менеджер должен обес­печивать в течение планового периода времени. Цели и задачи менедж­мента доводятся и согласуются с менеджерами всех уровней, которые направляют свои усилия, ресурсы и энергию на их достижение.

2.Процесс менеджмента по целям состоит изчетырех этапов:

• определяется круг полномочий и обязанностей менеджеров всех уровней;

• осуществляется разработка и согласование целей и задач управления в рамках установленных обязанностей;

• составляются реальные планы достижения поставленных целей;

• производится контроль, измерение, оценка работы и полученных каж­дым менеджером показателей и по каналам обратной связи - корректировка заданий, что может потребовать нового согласования целей.

3. Концепция управления по целям имеет ряддостоинств.

• повышение эффективности работы за счет того, что каждый руководитель имеет четкое представление как о своих целях, так и о целях организации;

• усиление мотивации к работе в результате непосредственного участия всех руководителей в установлении и согласовании целей;

. возможность продвижения к конечному результату малыми шагами, так как планами сформулирован конкретный результат и установлены вре­менные рамки;

• улучшение взаимоотношений между руководителями и подчиненными, совер­шенствование систем контроля и оценки работы каждого члена организации.

. За время использования системы выявились некоторыеограничения ее эффективного применения:

• система не приносит успеха на плохо организованном и плохо управля­емом предприятии, где принято за правило "спускать" цели сверху, не привлекая к их согласованию руководителей других уровней;

• систему трудно использовать, если отсутствует личная мотивация и не­обходимая для управления информация, а также при неудовлетвори­тельной организации контроля;

• внимание руководителей концентрируется на достижении текущих и краткосрочных результатов, нередко в ущерб долгосрочным целям;

• при отсутствии соответствующих условий использование концепции может подавлять творчество и инициативу.

Вопрос 31. Методологические подходы в современном менеджменте:

системно-комплексный и программно-целевой подходы

1. Сущность системно-комплексного подхода

2. Составляющие подхода

2. Особенности программно-целевого подхода

4. Процесс реализации подхода

1. Объективной основой системно-комплексного подхода является принцип научной обоснованности и эффективности управления.Содержание под­хода составляют такие черты, как объективность, конкретность, полнота охвата исследуемых явлений, учет детерминизма.Сущность раскрывается в требовании общей теории систем; каждый объект должен рассматривать­ся как некоторая сложная система и как элемент системы более сложной.

2. Существует несколько аспектов подхода к анализу какого-либо органи­ческого единства (системы):

• элементный - выявление элементов, входящих в состав системы;

• структурный - выявление внутренних связей и зависимостей между эле­ментами системы;

. функциональный - выявление функций, для выполнения которых су­ществует исследуемый объект;

• коммуникативный - выявление внешних связей данного объекта с другими;

• интегративный, раскрывающий источники, факторы сохранения, со­вершенствования и развития системы;

• исторический, позволяющий выявить условия возникновениясистемы,пройденные этапы, возможные перспективы роста;

• целевой - научное определение целей развития системы;

• ресурсный - выявление объема и структуры ресурсов, требуемых для решения конкретной проблемы.

3. Программно-целевой (или системно-программный) подход тесно связан с системно-комплексным. Его часто рассматривают как приложение комплексного к решению отдельных проблем.Программный подход представляет собой строгое единство целевой ориентации, комплексности намечаемых мероприятий, адресности заданий, их обязательности, определенности сроков осуществления мероприятий, указаний основных источников ресурсов. Реализуется в процессе программирования, используется для составления целевых комплексных программ. Подход требует:

• четкого определения проблемы;

• однозначного формулирования цели;

• обеспечения всесторонней комплексной увязки сроков и ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели.

4. В процессе реализации программно-комплексного подхода необходимо

обеспечить:

• научное определение целей;

• разработку вариантов достижения целей;

• определение объема и структуры ресурсов,требуемых для реализациипоставленной цели;

• разработку модели функционирования системы, показывающей, в ка­ких сочетаниях могут быть использованы реально существующие и воз­никающие в будущем ресурсы;

• отыскание критерия для выбора из нескольких альтернатив базисного решения.

Вопрос 32. Организационные структуры органов управления фирмы:

общие понятия.

1. Понятие организационной структуры

2. Элементы организационной структуры

3. Связи в структуре управления

4. Принципы формирования организационных структур

1. Подструктурой управления организацией понимается упорядоченная со­вокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функциони­рование как единого целого.

В рамках структуры протекает управленческий процесс, между участника­ми которого распределены функции и задачи управления. С этой пози­цииорганизационная структура - это форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации. Отсюда структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают коорди­нацию по их выполнению.

 

2. Элементами структуры управления являются:

• работник управления - человек, выполняющий определенную функцию управления;

• орган управления - группа работников, связанных определенными отно­шениями, состоящая из первичных групп;

• первичная группа - коллектив работников управления, у которого есть общий руководитель, но нет подчиненных.

3. Структура управления характеризуется наличием связей между ее эле­ментами. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи - связи подчинения, возникают при наличии нескольких уровней управления. Вертикальные связи могут носить линейный и функциональный характер. Линейные свя­зи означают подчинение линейным руководителям, то есть по всем воп­росам управления. Функциональные имеют место при подчинении по оп­ределенной группе проблем функциональному руководителю.

4. Структура управления должна отражать цели и задачи фирмы,быть подчиненной производству и меняться вместе с ним. Она должна отра­жать функциональное разделение труда и объем полномочий работниковуправления; последние определяются политикой, процедурами, прави­лами и должностными инструкциями и расширяются, как правило, в | направлении более высоких уровней управления. Полномочия руково­дителей ограничиваются факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями, принятыми традициями и нормами. Важное значение имеет реализация принципа соответствия между функциями и полномочиями, с одной стороны, и квалификацией иуровнем культуры - с другой.


Вопрос 33.

Организационные структуры органов управления фирмы:

линейная структура, ее достоинства и недостатки

Наши рекомендации