Этап 2. Формирование банка тестовых заданий (БТЗ) к экзамену с использованием автоматизированной системы тестирования
КурсовАЯ работА
По дисциплине
«Методика летного обучения»
(ВАРИАНТОТКАЗ ОДНОГО ДВИГАТЕЛЯ ПРИ ВЗЛЁТЕ НА ВС DA-42NG )
Исполнил:
Разенков Д.И. гр. 294 (Ф И О)
____________________________
(подпись)
Проверил:
Лобарь С. Г. (Ф И О)
____________________________
(подпись)
Санкт-Петербург – 2013
Первая часть:
Совершенствование форм представления информации в инструктивном
материале по действиям экипажа ВС DA-42NG
Исходными данными являются:
1) Руководство по летной эксплуатации самолета ВС DA-42NG;
2) Инструкция по взаимодействию членов экипажа ВС DA-42NG.
Причиной основных недостатков текстовой эксплуатационной документации является преимущественное применение буквенной и словесной форм записи, которая характеризуется избыточностью словесной информации, значительным объемом текста, отсутствием ассоциации с реальным образом ситуации. Эти факторы затрудняют акты запоминания и сохранения в памяти технологических процедур, идентификации и декодирования полученной информации, реализации программы работы, которые особенно важны в условиях возникновения ОС. С целью повышения надежности деятельности оператора в ОС полета предлагается применить символическую форму записи соответствующей инструкции с применением кодирования информации и ее представления в виде образов реальной действительности.
В качестве объекта исследования возможностей применения символической формы записи предлагается использовать инструктивный материал РЛЭ ВС DA-42NG согласно заданию, выданному преподавателем.
Исследование должно проводиться в 4 этапа:
1) анализ недостатков инструкции и разработка способов их устранения;
2) определение опорных и промежуточных точек деятельности, опорных данных;
3) составление табличного описания деятельности пилота;
Построение образа данной ситуации полета.
Этап.
В целях сокращения объема записи и улучшения читабельности инструкции необходимо разработать предложения по изменению текста РЛЭ (см. пример).
Для этих целей в КУР необходимо отразить:
1) исходную инструкцию;
2) предложения по ее доработке;
3) итоговый вид инструкции.
Исходная инструкция:
|
|
Предложения по ее доработке:
1. Сокращение слов путем использования условных обозначений и сокращений
2. Убрать дублирующие информацию слова
3. Добавить наиболее важные моменты к ссылкам на соответствующие разделы
Итоговая инструкция:
|
|
Этап.
Определение количества и содержания основных и вспомогательных (промежуточных) опорных точек и опорных данных по действиям в данной особой ситуации в целях улучшения запоминания материала.
Опорные точки:
1. Отказ двигателя при разбеге
1.1. РУДы
1.2. Направление
1.3. Торможение
2. Отказ двигателя после отрыва
2.1. Оценка ситуации и принятие решения
3. Выполнение посадки при решении не продолжать взлёт
4. Продолжение взлёта при соответствующем решении
4.1. РУД работающего двигателя
4.2. Направление и скорость
4.3. Шасси и закрылки
4.4. Неработающий двигатель
Количество опорных данных:
1) Скорость и направление - 2
2) Закрылки и шасси - 1
3) Положение РУДов - 3
4) Тормоза – 1
5) Принятие решения - 1
После определения опорных точек и данных необходимо определить градацию сложности выполняемых пунктов инструкции:
- пункты 2, 3 – одно действие
- пункт 1 – два действия
- пункт 4 – три действия
Этап.
Табличное описание деятельности.
Соотнесение инструктивного материала с опорными точками позволило достичь оптимальной организации пробной информации.
Таблица 1
Образ-представление деятельности пилота в особой ситуации
Опорные точки | Опорные данные | |||||||
основные | промежуточные | V, узлы | Закрылки | РУД | Тормоза | Шасси | Направление | инструкции |
Отказ при разбеге | РУДы, | М.Г | Перевести РУДы на малый газ, сохранять направление, при необходимости применить тормоза. После остановки: Engine master-off, Fuel selectors-off, Elec.master-off | |||||
Направление, | Выде ржать | |||||||
Торможение. | Применить | |||||||
Принятие решения | Up или Down | При отказе двигателя после отрыва принять решение: продолжить взлёт или совершить посадку прямо по курсу. | ||||||
Выполнение посадки при решении не продолжать взлёт | Down | Прервать взлёт и посадить самолёт прямо по курсу. | ||||||
Продолжение взлёта при соответствующем решении | РУД работающего двигателя | 100% | Обороты работающего двигателя-максимум, сохранять направлениеи выдерживать скорость 85 узлов, убрать шасси и закрылки, выключить неработающий двигатль. | |||||
Направление и скорость | Выдержать | |||||||
Шасси и закрылки | UP | UP | ||||||
Неработающий двигатель | М.Г |
Этап.
Образ-представление деятельности пилота в данной особой ситуации полета, который имеет решающее значение для формирования концептуальной модели, как основного когнитивного образования, необходимого для выполнения летной деятельности.
Рис. Схема для ВС DA-42NG при отказе одного двигателя на пробеге.
Рис. Схема для ВС DA-42NG при отказе одного двигателя после отрыва.
Вторая часть:
Подготовка учебного материала по разделу 3 «действия в аварийной обстановке» Руководства по летной эксплуатации ВС DA-42NG
Вторая часть работы включает 2 этапа:
Этап 1. Формирование базы знаний (табл. 1), состоящей из 3-х видов профессиональных компетенций, по соответствующему разделу РЛЭ:
ü твердые знания (ТЗ) – понятия, определения, суждения, необходимые в первостепенном порядке для следующих целей:
· деятельности пилота в особых ситуациях полета;
· формирования навыков и умений летной деятельности в процессе тренажерной и летной подготовок;
· осуществления контроля, анализа и оценки качества выполнения полетов;
ü достаточные знания (ДЗ) - понятия, определения в области:
· деятельности пилота в ожидаемых условиях эксплуатации (нормальных ситуациях полета);
· закономерностей освоения летной деятельности;
· понимания технологических процедур работы летных экипажей, последовательности их действий на всех этапах подготовки и выполнения полета;
ü общие понятия (ОП) - представления в области концептуальных основ психологии и педагогики, летной эксплуатации, аэродинамики полета, практической аэродинамики ВС DA-42NG.
Примечания:
1. Все определения компетенций должны быть внесены в таблицу в полном объеме в соответствии с РЛЭ DA-42NG.
2. Определение вида компетенции (ТЗ, ДЗ, ОП) должно быть обосновано преподавателю в устной форме.
3. По каждой компетенции должно быть представлено не менее 1-го тестового задания.
Таблица 2
База знаний (профессиональных компетенций)
№ раздела | Название раздела | № компетенции | Определение компетенции | Вид компетенции | Количество тестовых заданий |
Раздел РЛЭ №3«ДЕЙСТВИЯ В АВАРИЙНОЙ ОБСТАНОВКЕ» | |||||
3.7.5 | ОТКАЗ ДВИГАТЕЛЯ ПРИ ВЗЛЕТЕ | 3.7.5-1 | Рычаг управления двигателем – орган управления тягой двигателя, расположен между левым и правым пилотскими сиденьями. | Общие понятия | |
3.7.5-2 | При отказе одного двигателя соответствующий РУД должен быть переведён на режим малого газа. | Твердые Знания | |||
3.7.5-3 | При отказе 1 двигателя на двухдвигательном самолете появляется разворачивающий момент в сторону отказавшего двигателя, по силе прямопропорциональный тяге на работающем двигателе.Устраняется усилием на педаль со стороны работающего двигателя. | Общие понятия | |||
3.7.5-4 | Шасси следует убирать после команды POSITIVE RATE | Твердые Знания | |||
3.7.5-5 | Воздушная скорость-Скорость, которую показывает прибор, измеряющий скоростной напор. | Общие понятия | |||
3.7.5-6 | Шасси: часть летательного аппарата, служащая для его передвижения по аэродрому при взлёте и посадке и для смягчения ударов, возникающих в момент приземления. Самолёт DA-42NG оснащён убирающимися трёхстоечными шасси с носовой опорой. | Общие понятия | |||
3.7.5-7 | Закрылки – это совокупность устройств на крыле ЛС, предназначенных для регулирования его несущих свойств. В особенности для уменьшения длины разбега и пробега. | Общие понятия | |||
3.7.5-8 | Скорость после отрыва с одним отказавшим двигателем 85 узлов. | Твердые Знания | |||
3.7.5-9 | На самолёте DA-42NG взлёт обычно выполняется с убранными закрылками. | Достаточные знания | |||
3.7.5-10 | В некоторых сочетаниях атмосферных условий, таких как турбулентность, боковой ветер и сдвиг ветра при отказе одного двигателя после отрыва желательно увеличить скорость набора на 2-3 узла, или совершить посадку прямо перед собой. | Достаточные знания |
Этап 2. Формирование банка тестовых заданий (БТЗ) к экзамену с использованием автоматизированной системы тестирования
Тест– это инструмент, состоящий из статистически выверенной системы заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенных для оценки качеств и свойств личности, изменение которых возможно в результате систематического обучения.
Общие требования к тестовым заданиям:
• задания должны иметь различную меру сложности;
• содержание задания должно быть выражено краткой, предельно простой синтаксической конструкцией, без повторов и двойных отрицаний;
• желательно использование рисунков, формул и т.д.;
• по возможности специфический признак, ключевое слово выносится в начало тестового задания;
• формулировка тестового задания должна быть выражена в повествовательной форме (вопрос исключается), следует избегать вводных слов или предложений;
• желательно, чтобы формулировка задания не превышала 10-15 слов;
• тщательно продумать формулировку ТЗ, чтобы избежать дублирования фраз;
• задание должно быть составлено с учетом того, что среднее время ответа на него составляет 1-2 минуты;
• Задание может содержать несколько правильных вариантов ответа.
Недопустимо:
• начинать ТЗ с предлога, союза, частицы;
• отображать субъективное мнение автора;
• применение непреднамеренных подсказок, сленга, жаргонных фраз;
• исключить повелительное наклонение в формулировке тестовых заданий (выберите, вычислите, укажите и т.д.);
• использование взаимосвязанных заданий, где содержание одного задания подсказывает ответ на другое задание;
• в ответах не рекомендуется употреблять слова «все», «ни одного», «никогда», «всегда» и выражения «все перечисленные», «ни один из перечисленных», так как они могут способствовать угадыванию правильного ответа;
• недопустимы ответы типа: «все выше перечисленное верно, все указанные ответы неверны» и т.д.
Тесты должны быть разработаны для каждой компетенции (ТЗ, ДЗ, ОП) базы знаний (табл. 2).
При формировании Банка тестовых заданий необходимо по каждому вопросу указывать № компетенции (табл. 2), к которой он относится.
№ компетенции слагается из № раздела РЛЭ и через дефис порядкового № компетенции в данном разделе.
Этап 2.
База тестовых заданий. Глава 3 <<Действия в аварийной обстановке на самолете DA-42NG >>. Раздел 3.7.7 <<Посадка с 1 неработающим двигателем>>.
Компетенция №3.7.5-1,2 Вопрос – 1
В какое положение должны быть установлены РУДы при отказе одного двигателя после взлёта и решении о продолжении взлёта?
a) Оба-взлётный режим;
b) Оба-малый газ;
c) Работающий двигатель-взлётный режим, неработающий малый газ;
d) Работающий двигатель-взлётный режим, неработающий-любое положение;
Компетенция №3.7.5-3 Вопрос – 2
Каким образом можно устранить разворачивающий момент при отказе одного двигателя?
a) Скольжением без крена;
b) Креном без скольжения;
c) Креном и скольжением;
d) переводом самолёта на кабрирование;
Компетенция №3.7.7-4,6 Вопрос – 3
Шасси следует убирать после команды:
a) V1;
b) Rotate;
c) Positive rate, Gear up;
d) Look out;
Компетенция №3.7.7-5,8 Вопрос – 4
Какая скорость индицируется на PFD?
a) Истинная;
b) Приборная;
c) Индикаторная;
d) Путевая;
Компетенция №3.7.7-7,9 Вопрос – 5
На самолёте Da-42NG для взлёта используется положение закрылков:
a) UP;
b) APR;
c) LDG;
d) FULL;
Компетенция №3.7.7-10 Вопрос – 6
В условиях турбулентности, бокового ветра или сдвига ветраскорость после отрыва желательно:
a) Увеличить на 2-3 узла;
b) Уменьшить на 5-7 узлов;
c) Не изменять;
d) Увеличить на 10 узлов;