Адекватные и неадекватные исследования
Приведем несколько примеров неадекватного понимания цели исследований из нашей практики.
Миф «отчет – это справочник». Звонок в исследовательскую компанию BusinessVision. Секретарь переключает на директора по исследованиям (в то время - В. А. Бианки). Представившись, женщина задает вопрос об инициативном исследовании (его подробное описание представлено на сайте: оглавление, список диаграмм и таблиц, описание методики и выборки): «Сколько страниц содержит отчет?» (обычно это указывается в описании, но в данном исследовании отсутствовало). После уточняющего вопроса, зачем эта информация нужна, отвечает: «Я хочу оценить фундаментальность исследования».
Уважаемые заказчики исследований! Отчет по любому количественному исследованию, содержащему даже 20 вопросов, можно сделать практически сколь угодно большим! Но сами по себе эти цифры мало что говорят, и только специалист, понимающий, что они значат и каковы границы доверительных интервалов в каждом конкретном столбце перекрестной таблицы (например, распределение ответов на вопрос о предпочтении марок, приведенных для каждой возрастной группы), сможет их адекватно интерпретировать.
Так как большинство маркетологов в компаниях имеют экономическое образование, они не видят разницы между цифрами в отчете по опросу и в отчете о динамике продаж компании. В действительности эти отличия огромны и требуют аккуратности и профессионализма при интерпретации результатов исследования. Часть таких вопросов мы рассмотрели в разделе, посвященном формированию выборки в исследованиях.
Миф «идеальный метод».Часто заказчики полагают: если исследование стоит дорого, то оно дает стопроцентный результат. Это достаточно наивная точка зрения, и дело не только в погрешностях измерения. Соблюдение разработанных математиками процедур формирования выборки повышает стоимость исследования от трех до десяти раз. Практически всегда полевая часть исследования проводится с нарушениями идеальной процедуры. Например, широко известный среди маркетологов сборник инструкций по организации поля при опросах («Руководство для супервайзера, организатора полевых работ», можно найти, например, в шаблонах на research.rbc.ru) содержит такой пункт: ТОМУ, КТО ОТКРЫЛ ВАМ ДВЕРЬ, ЗАДАЙТЕ ВОПРОС: «Перечислите, пожалуйста, всех постоянных жильцов вашей квартиры от 16 лет с указанием числа, месяца и года рождения, от самого старшего — к младшему». НЕОБХОДИМО ОПРАШИВАТЬ ТОГО, ЧЕЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ПО ВРЕМЕНИ БУДЕТ БЛИЖАЙШИМ ЗА ДНЕМ ОПРОСА! Доля отказов при квартирных опросах во многих крупных городах и так доходит до 70%. А если интервьюер начнет беседу с подобной фразы (напоминаний о необходимости поздороваться в тексте анкеты нет), вероятность получить не заполненную анкету, а отказ в грубой форме становится слишком большой.
Миф «наша целевая аудитория — все население». Исследование без понимания того, для какой совокупности людей оно проводится, бессмысленно. Если в качестве целевой группы определяется все население, исследование представляет собой либо поистине уникальный продукт (нужен всем и все его могут купить), либо самообман. Второе встречается чаще. Отметим, что обратная проблема тоже существует: если вы всерьез считаете, что целевой аудиторией бренда могут быть, например, «разведенные женщины от 45 до 54», то рискуете встать на путь принципиальных ошибок в маркетинговой политике.
Миф «мы узнаем сразу все». Многие компании стремятся, коль скоро они проводят исследование, ввести все возможные опросы. Именно так появляются анкеты на 300-500 вопросов (есть и второй путь — всероссийское омнибусное исследование со стоимостью включения 1 вопроса $300-500). Поверьте нашему опыту (10 лет назад в качестве интервьюеров): даже образованный человек не может отвечать на такое количество вопросов без особой мотивации. В психологических тестах такое допускается, но это делается преднамеренно, с целью получения подсознательных реакций. В маркетинговом же исследовании, чаще всего опросе, наша цель — подучить максимально сознательную реакцию. Средний российский гражданин даже 10 минут исследования выдерживает с трудом.
Миф «потребители все знают». Эта ошибка заказчиков исследований вытекает из предыдущей. Маркетологи компаний часто в должной мере не задумываются о потребителях. Например, мы слышали об исследовании, включавшем вопрос, касающийся «осведомленности о принципах зональной тарификации роуминга». Его заказала компания – оператор сотовой связи, у которой не было, как, например, у «Билайн», четкого деления всех стран мира на 6 роуминговых зон.
Миф «мы все понимаем в исследованиях». Нередко наблюдается ситуация, когда маркетологи или руководство компании на стадии планирования исследования решают составить анкету самостоятельно, либо на стадии обработки данных отказываются от услуг профессиональных исследователей, либо после получения отчета начинают сами интерпретировать результаты. Обычно это приводит к принципиальным ошибкам: делаются неверные выводы или принимаются неадекватные результатам исследований решения.
Миф «исследователь все знает». Многие бизнесмены исходят из принципа «раз мы им платим за изучение рынка, пусть они его и изучают, мы не должны им помогать». Но основной плюс приглашенного исследователя, кроме профессионального владения методами, – его сторонняя позиция. Ни один специалист не может разбираться во всех рынках сразу. Каждый новый рынок означает новые условия работы, новые задачи. Поэтому необходимо объяснить исследователю, что требуется компании и что собой представляет рынок.
Для того чтобы избежать перечисленных и других ошибок, предприниматель должен максимально четко планировать исследование.
Однако чаще всего это предоставляется исследователю, который, повторим, вряд ли представляет себе специфику ситуации на данном рынке в данном регионе и тем более не знает, какие цели преследует компания.
Приведем типовое содержание бланка запроса на исследование (research brief):
· описание рынка;
· описание компании и ее положения на рынке;
· описание ключевых особенностей ситуации на рынке;
· цель исследования и action standards (см. раздел 2.1.2 «Как определить цель исследования»);
· указание меры участия компании в проведении исследования;
· форма и сроки представления отчета;
· планируемый бюджет (лучше обозначить диапазон $1000-7000, чем не указать никакого);
· представление о типе и методах исследования;
· наброски задач исследования; ,
· предположения, проверка которых требует проведения исследования.