Использование макросов
Наличие большого числа встроенных функций, а также специальных инструментов для анализа данных позволяет выполнять на рабочем листе разнообразные вычисления. Но в ряде случаев, особенно для выполнения специальных расчетов, стандартные функции отсутствуют, а реализовать процедуру расчета на рабочем листе очень сложно или вообще невозможно. В таких случаях наиболее эффективным решением является использование макросов.
Макрос– это компьютерная программа, написанная на языке программирования VBA.
С использованием VBA можно создавать очень сложные программы и библиотеки программ, которые будут дополнять Excel специальными возможностями. Можно также писать простые программы, облегчающие выполнения некоторых расчетов.
Из всех приложений пакета Ms Office, в том числе и из Excel, может быть вызван редактор VBA. Он позволяет создавать, редактировать и отлаживать макросы на VBA. Вызов редактора осуществляется клавишами <Alt> + <F11>.
Макросы размещаются в специальных программных модулях. Один модуль может содержать несколько макросов. Модули сохраняются вместе с рабочей книгой, в которой они были созданы. Все макросы внутри одного модуля должны иметь уникальные имена.
Различают два вида макросов: процедуры и функции. Основное отличие между ними состоит в том, что функция возвращает какой-либо результат, а процедура нет. Кроме того, макросы функции можно использовать прямо на рабочем столе, так же как и стандартные функции Excel.
Задание
Настройка интерфейса MS Excel
1. Запустите табличный процессор Excel.
2. Сравните пункты горизонтального меню документа Excel с пунктами меню документа Word.
3. Ознакомьтесь с Панелью инструментов Excel.
4. Введите параметры настройки программы Excel (или проверьте их установку), не снимая ранее установленные другие переключатели.
5. С помощью меню ВИД→Панели инструментов выведите на экран панели инструментов:
6. Стандартную;
7. Форматирование.
8. С помощью команды меню СЕРВИС→Параметры на вкладке ВИД установите:
- Строку состояния;
- Строку формул.
9. Установите переключатели:
- Объекты - отображать;
- Сетка;
- Заголовки строк и столбцов;
- Символы структуры;
- Горизонтальная и вертикальная полосы прокрутки;
- Ярлычки листов;
- Авторазбиение на страницы.
10. Переключатель Формулы в поле Параметрыокна должен быть снят.
11. На вкладке Общиеустановите следующие параметры:
- Стиль ссылок – снимите переключатель R1C1 в поле Параметры. В этом случае по умолчанию устанавливается стиль ссылок А1, при котором столбцы обозначаются буквами от A до Z. При установленном переключателе R1C1 и столбцы, и строки обозначаются цифрами;
- Защита от макровирусов;
- Листов в новой книги –5 (по умолчанию – 3);
- Стандартный шрифт – Arial, размер 10;
- Укажите рабочий каталог для сохранения новых файлов (по умолчанию) – введите путь и имя Вашей папки;
- Введите имя пользователя.
12. На вкладке Вычисления установите переключатели:
- Вычисления автоматически;
- Точность как на экране.
13. На вкладке Правкаустановите переключатели следующих параметров:
- Правка прямо в ячейке;
- Перетаскивание ячеек;
- Переход к другой ячейке после ввода – вправо;
- Автозаполнение значений ячеек.
Освоение приемов работы с электронными таблицами.
Выделение ячеек, строк, столбцов, блоков и листов
1. Создайте новый документ (рабочую книгу) и сохраните его в своей папке в виде файла с именем Table.xls.
2. Опробуйте все приведенные табл. 1 способы выделения фрагментов электронной таблицы.
Таблица 1. Способы выделения фрагментов электронной таблицы
Объекты выделения | Технология выполнения операции |
Ячейка | Щелкнуть мышью по ячейке |
Строка | Щелкнуть мышью по соответствующему номеру в заголовке строки |
Столбец | Щелкнуть мышью по соответствующему номеру (букве) в заголовке столбца |
Блок (диапазон) смежных ячеек | 1. Установите курсор в начало выделения (внутри левой верхней ячейки). Нажать левую клавишу мыши. Протащить курсор, закрашивая область выделения (смещать указатель к правому нижнему углу блока) 2. Щелкнуть мышью по крайней ячейке выделяемого блока, нажать клавишу Shift и щелкнуть мышью по противоположной крайней ячейке |
Блок (диапазон) Несмежных ячеек | Выделить блок смежных ячеек. Нажать клавишу Ctrl. Выделить следующий блок ячеек |
Несколько смежных Рабочих листов | Выделить первый рабочий лист. Нажать клавишу Shift и, не отпуская ее, выделить следующий рабочий лист |
Несколько несмежных Рабочих листов | Выделить первый рабочий лист. Нажать клавишу Ctrl и, не отпуская ее, выделить следующий рабочий лист |
Всю таблицу (рабочий лист) | Щелкнуть по левой «пустой» кнопке на пересечении заголовков столбцов и строк |
Блок используемых ячеек может быть указан непосредственным набором с клавиатуры начального и конечного адресов ячеек, формирующих диапазон, например A1:C12.
3. Сделайте активным лист 2, щелкнув по его ярлычку.
4. Выделите с помощью мыши ячейку C6. Вернитесь в ячейку A1 с помощью клавиш перемещения курсора.
5. Сделайте текущим (активным) Лист 5. Удалите Лист 5 с помощью контекстного меню.
6. Вставьте новый лист с помощью команд меню ВСТАВКА.
7. Переименуйте Лист 6 в Лист 5 и с помощью мыши переместите его ярлычок после ярлычка Листа 4.
8. Вернитесь к Листу 1. С помощью контекстного меню присвойте ему имя Таблица.
9. Вернитесь к Листу 2. Выделите строку 3. Отмените выделение.
10. Выделите столбец D.
11. Выделите вместе столбцы B, C, D. Отмените выделение.
12. Выделите блок C4:F9 с помощью мыши. Отмените выделение.
13. Выделите блок A2:E11 при нажатой клавише Shift.
14. Выделите одновременно несмежные блоки A5:B5, D3:D15, H12, F5:G10.
15. Выделите весь рабочий Лист 2. Выполните команду ПРАВКА→Очистить все. Отмените выделение.
16. Сохраните работу.
Ввод данных в ячейки
1. В ячейку A1 Листа 2 введите текст: Зеленоград.
При вводе данных в ячейки электронной таблицы их необходимо зафиксировать, т.е. сообщить программе об окончании ввода.
Зафиксировать данные можно одним из способов:
- Нажать клавишу Enter;
- Щелкнуть мышью на другой ячейке;
- Перейти к другой ячейке с помощью клавиш управления курсором;
- Щелкнуть мышью на кнопке Конец ввода (Enter) в строке формул;
- Щелкнуть мышью на квадратике в нижнем правом углу ячейки.
В ячейку B1 введите число «1959» (год основания Зеленограда).
В ячейку C1 введите число - Текущий год.
Обратите внимание на то, что в Excel текстовые данные выравниваются по левому краю, а числа и даты по правому краю.
2. Выделите ячейку D1, введите формулу для вычисления возраста Зеленограда.
Ввод формул всегда начинается со знака равенства =
Адреса ячеек нужно вводить без пробелов и по латинскому регистру.
Адреса ячеек можно вводить в формулы без использования клавиатуры, а просто щелкая по ней мышью.
3. Удалите содержимое ячейки D1 и повторите ввод формулы с использованием мыши.
4. Измените ширину столбца A, перетащив мышью правый разделитель в строке заголовка столбца или дважды щелкнув по разделителю столбца.
Для изменения ширины столбца используют также команды меню ФОРМАТ→Столбец→ (Автоподбор ширины или Стандартная ширина).
5. Измените высоту строки 2 с помощью мыши и сделайте ее равной 30 пт. Верните первоначальную высоту строки (12,75 пт.).
6. С помощью команд меню ФОРМАТ→Строка→Высота строки измените высоту строки 5 до 40 пт. Верните высоту строки, используя команду Автоподбор (подгон) высоты.
7. В ячейку A2 введите текст Мой возраст. В ячейку B2 введите свой год рождения. В ячейку C2 введите текущий год. Введите в ячейку D2 формулу для вычисления. Очистите ячейку D2 командой ПРАВКА→Очистить все.
8. Выделите ячейку D1. Укажите мышью на маркер заполнения - маленький квадрат в правом нижнем углу ячейки. После того как курсор превратится в чёрное перекрестие, нажмите левую клавишу мыши и, удерживая её нажатой, переместите маркер вниз, в ячейку D2. Что произошло? Вы скопировали формулу из ячейки D1 в ячейку D2.
9. Выделите ячейку D2. Обратите внимание на то, что в строке ввода высвечивается формула для расчёта, а в самой ячейки, отображается значение – число, полученное в результате вычисления по этой формуле.
10. Определите свой возраст в 2025 году. Для этого замените год в ячейке C2 на 2025. Обратите внимание, что при вводе новых данных пересчёт в таблице произошёл автоматически.
11. В ячейку A3 введите текст: Количество прожитых дней.
12. С помощью команды меню ФОРМАТ→Столбец→Ширина (или Автоподбор ширины) отрегулируйте ширину столбца так, чтобы был виден весь текст.
13. В ячейку B3 введите полную дату своего рождения в одном из следующих форматов: 1.04.77, 1/04/77, 1 апрель 1977 или 1 апр. 77.
14. (Если при вводе даты или числа вначале поставить пробел, кавычки или апостроф, то программа воспримет такие данные как текст и выровняет их по левому краю.)
15. В ячейку C3 введите сегодняшнюю дату.
16. Скопируйте формулу из ячейки D1 в ячейку D3. Полученный результат-количество прожитых Вами дней.
17. Если результат в ячейке D3 представлен в виде даты, то с помощью команд меню ФОРМАТ→Ячейка установите для этой ячейки Числовой формат.
18. Сохраните работу.
Редактирование данных
1. Отредактируйте текст в ячейке A1. Новый текст: Зеленоград-центр микроэлектроники.
2. Выделите ячейку A1. Обратите внимание на то, что текст, частично скрытый в самой ячейке, можно увидеть полностью в строке ввода и редактирования, если активизировать эту ячейку.
3. Разделите текст на две строки с помощью комбинации клавиш Alt+Enter.
4. С помощью меню ФОРМАТ→Ячейки… выведите на экран диалоговое окно Формат ячеек. Внимательно проанализируйте структуру этого окна, его вкладки и те возможности, которые оно предоставляет для форматирования ячеек.
5. На вкладке Выравнивание установите переключатель Переносить по словам.
6. В ячейке A1 установите полужирное начертание шрифта и увеличьте его размер до 14 пт. Отмените две последние операции.
7. В ячейке A2 измените ориентацию текста. Отмените последнее действие.